муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Белева Тульской области
«Социально значимая деятельность духовно- нравственного воспитания детей во внеурочное время»
Учитель начальных классов
МЬОУ «СОШ №1»
г.Белева Тульской области
Ермакова Ольга Александровна
2014
Актуальность
- Нравственные изменения , с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
- Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др.
- Поэтому духовно-нравственное воспитание обучающихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Национальный воспитательный идеал
- Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Компетенция - готовность человека действовать в любой ситуации.
Для современного школьника базовыми являются компетенции:
- – информационная (готовность к работе с информацией);
- – коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);
- – кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).
- – проблемная (готовность к решению проблем).
национальные ценности
- патриотизм;
- гражданственность;
- социальная солидарность;
- человечество ;
- наука;
- семья;
- труд и творчество;
- традиционные российские религии ;
- искусство и литература;
- природа;
Цель внеурочной деятельности-
воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Основные задачи:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Портрет ученика МОУ «СОШ № 1» г. Белева Тульской области
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность умеющий пользоваться информационными источниками
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней
уважающий и принимающий ценности семьи и общества
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать
свое мнение
любознательный, интересующийся, активно познающий мир
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой
любящий свой край и свою Родину
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука ( познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии . Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Принципы организации внеурочной деятельности
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Направление 1 . Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека .
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Направление 3 . Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Направление 4 . Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни .
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе,
окружающей среде (экологическое воспитание) .
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Н аправления работы классного руководителя:
Военно-патриотическое
Познавательное
Спортивно-оздоровительное
Художественно-
эстетическое
Общественно- полезное
Туристско-краеведческое
Формы работы с детьми:
- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного
содержания
праздников
- Экскурсии
- Организация выставок
- Творческая деятельность учащихся
- Театрализованные представления
- Проектно-исследовательская
деятельность
Классный час «Тула – родина моя»
Классный час «Что такое толерантность?»
Классный час
«В гостях у юбиляра»
Классный час
«Правила дорожного движения»
Предметные недели
Театрализованные представления по произведениям известных писателей
Н.Носов «Фантазеры»
С.В.Михалков
«Заяц- симулянт»
Военно- патриотическое направление
Классный час
« ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА
1945 года»
Социальный проект «Земля Отчизны» День защитника Отечества
Встречи с интересными людьми
Встреча с сотрудником ГАИ Встреча с Отцом Романом
(классный час «Что такое добро?»)
Встреча с отцом Борисом (классный час «Профилактика
межнациональной и межрелигиозной розни»)
Операция «Чистая школа»
Акция «Школьный двор- уголок России»
Э К С К У Р С И И
Выставка детских работ Посещение Белевского
в Доме культуры краеведческого музея
Экскурсия в школьный Экскурсия в музей
музей боевой и Филимоновской игрушки
трудовой славы
Экскурсия Экскурсия на хлебозавод в пожарную часть г.Белева г.Белева
Спортивные соревнования
Спортивные соревнования на природе
Праздники
Осенние посиделки «Здравствуй милая картошка»
В Ы В О Д Ы
- Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
- Успешность данного вида деятельности зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
- Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.