Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №23»
Социально-значимый проект «Цвети, мой школьный двор»
Авторы проекта:
Толкмит Мария,
Подберезин Савелий,
учащиеся 10 класса,
МБОУ Лицей №23
Руководители:
Качаева Л.А.,
учитель биологии,
Иванова Л.Я.,
учитель географии
КЕМЕРОВО 2018
С тех пор как человек пахать обрел уменье украсить дом и двор, он ощутил стремленье, и стал вокруг себя сажать для красоты по вкусу своему деревья и цветы. Жак Делиль Наш город Кемерово – один из красивейших городов Кузбасса.
Ему 100 лет, а выглядит он таким молодым!
Я люблю свой город за просторные скверы и зеленые парки, широкие тротуары, клумбы с цветочными композициями.
Мы, ученики, а дминистрация лицея, родители заинтересованы в создании красивых зеленых зон на территории школьного участка. Наш школьный участок один из лучших в городе, но хотелось, чтобы он был еще более современным и практичным. Клумбы с цветами несомненно облагораживают внешний вид любого здания. Приятное впечатление от окружающей обстановки человек получает в том случае, если есть какая-то изюминка в оформлении, эстетичность и аккуратность.
Начнём с небольшого уголка нашей малой родины школьного двора – приложим знания, труд, фантазию и частицу своей души и тогда
этот мир станет еще прекраснее.
Данная проблема актуальна в наше время: ведь элементы
ландшафтного дизайна оказывают влияние на настроение человека, его здоровье, создают благоприятный эмоциональный микроклимат. Проект позволит ученикам, педагогам, родителям прикоснуться к настоящему и будущему лицея.
Гипотеза: предположим, что школьный участок нуждается в озеленении и благоустройстве
- изучить общественное мнение лицеистов;
- повысить социальную активность школьников, родителей при выращивании рассады, оформлении клумб и уходом за растениями;
- составить структурные композиции пришкольной территории;
- произвести оценку проекта пришкольного участка, и условий практической его реализации;
- провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.
Объект нашего проекта - пришкольный участок.
Предметом проекта является зеленые растения, деревья, кустарники и ландшафтное их размещение.
Методы:
работа с литературой, с интернет- ресурсами, поисковый метод,
диагностический, исследовательский, аналитический.
Механизмы реализации проекта
Сроки реализации проекта
Декабрь 2017 года по 30 сентября 2018г.
Направления реализации проекта
№ п/п
1
Направление
Виды деятельности
Знание - сила
2
- проведение анкетирования, изучение экологического состояния ландшафтных участков территории лицея; - приобретение учащимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта; - распространение информации среди учащихся, педагогов, родителей
Созидатели
- организация и проведение практической работы по реализации проекта «Цвети, мой школьный двор»
Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства школьной территории лицея
№ п/п
Название этапа
1
Цель
Подготовительый
2
Срок выполнения
Мотивация, целеполагание проекта
Проектировочный
3
Практический
Декабрь
2017 г.
Построение ориентировочной схемы деятельности
4
5
Аналитико – коррекционный
Февраль - март 2018 г.
Реализация проекта
Апрель – май 2018 г.
Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений
Заключительный
Июль-август 2018 г.
Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.
Сентябрь
2018 г.
План мероприятий
№ п/п
Мероприятие
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Ответственный
1
Проведение анализа экологического состояния школьной территории.
2
Руководители проекта, учителя биологии, географии
Старт конкурса учащихся «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора»
3
ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Руководители проекта, учителя биологии, географии
Анкетирование «Наш школьный двор» 5-11 класс
4
Руководители проекта
Разработка коллективного проекта школьного двора:
- создание проектной группы; - создание ландшафтных участков и цветников
ПРАКТИЧЕСКИЙ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Учителя биологии, географии, волонтеры, руководители проекта
5
Приобретение семян и выращивание рассады
6
Руководители проекта, учителя
Трудовой десант по благоустройству школьного участка и работа летнего экологического отряда
«Юный эколог» :
А) уборка мусора на пришкольной территории;
Б) разбивка клумб, газонов
7
Руководители проекта, волонтеры
Обработка почвы, посадка рассады цветочных культур на школьном участке. Уход за посаженными растениями.
8
Руководители проекта, классные руководители, волонтеры
Осенние работы: - сбор и подготовка семян к хранению; - осенняя обработка почвы. Подведение итогов проекта
Руководители проекта, учителя биологии, географии
Анкета «Наш школьный двор 5-11 класс»
Первоочередной задачей для реализации проекта было проведение анкетирования на предмет личного отношения к озеленению и благоустройству территории.
Аукцион идей
В декабре 2017 года был дан старт конкурсу «Аукцион идей» на лучший мини - проект по благоустройству и озеленению школьного двора для учащихся 5 – 9 классов. Защита мини-проектов проходила в библиотеке. Самым лучшим проектом стал проект ученицы 8 класса Жаркой Дарьи.
1
цветочно-декоративный
- Петуния гибридная
- Цинния изящная
- Бархатцы
- Календула
- Сальвия
- Агератум
- Космея
- Алиссум
- Иберис
- Кларкия
- Кохия
- Настурция
- Декоративная капуста
бархатцы 9б
бархатцы 8в
бархатцы 7б
УЧАСТОК 1
шлагбаум
пызереплодник
хоста
циния
кларкия
липовая аллея
многолетние
ЦДР 6б
циния
2б
циния
5а
Зона 1
кларкия
1б
Кларкия
1а
Зона 3
Зона 2
Бархатцы
циния
8б
Бархатцы
Зона 4
сальвия
7в
сальвия
2а
бархатцы 3б
сальвия
8а
сальвия
7а
бархатцы 2в
бархатцы
4а
петуния
9а
бархатцы
столовая
Зона 5
ЗОНА №1
УЧАСТОК 1
Центральная клумба должна встречать ВСЕХ
яркими красками и поднимать настроение
ЗОНА №2, ЗОНА №3
Необходимо расположить газон с клумбами из многолетних цветочно-декоративных
культур и кустарников
УЧАСТОК 1
ЗОНА №4 О благородить деревья, кустарники,
ЗОНА №5
бордюры, которые будут радовать ярким цветением в течении всего лета
УЧАСТОК 2
УЧАСТОК 3
При реализации проекта с помощью волонтеров будут созданы отделы:
- полевой,
- овощной,
- лекарственный,
- плодово-ягодный.
ПЛОДОВО-ЯГОДНЫЙ ОТДЕЛ
11а,11б КЛАСС
ОВОЩНОЙ ОТДЕЛ
ФАСОЛЬ, КАБАЧКИ, УКРОП, САЛАТ,
ПЕТРУШКА 10а КЛАСС
ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ
МЕЛИСА, ВАЛЕРЬЯНА, ЛАВАНДА,ЗМЕЕГОЛОВНИК
10б КЛАСС
ПОЛЕВОЙ ОТДЕЛ
Аллея выпускников
- Розоцветная аллея
ПШЕНИЦА, РОЖЬ, ОВЕС
10б КЛАСС
Практическая значимость проекта 1. Ученики, выращивая рассаду, ухаживая за клумбами будут бережно относится не только к растениям, произрастающим на школьном участке, но и к природе родного края.
2. Покупка готовой рассады для создания элементов ландшафтного дизайна на школьной территории - достаточно дорогостоящее занятие, поэтому ученики совместно с родителями будут выращивают цветочную рассаду из семян. Остатки рассады можно продать населению. Школьный участок принесет экономическую выгоду, на заработанные деньги, можно приобрести сельскохозяйственный инвентарь, удобрения, семена.
3. Привлекая родителей к благоустройству и озеленению территории, повышается их социальная активность, экологическое сознание.
4. Совместно с учителями биологии и географии нами составлена программа внеурочной деятельности «Декоративное цветоводство с основами аранжировки» для 5-7 классов, которую хотим реализовать, организовав в лицее на будущий учебный год кружок.
Результаты реализации проекта «Цвети, мой школьный двор»
Финансирование проекта будет осуществлено за счет: добровольных пожертвований родителей, спонсорской помощи
различных организаций
1.Будет организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, по проведению основных мероприятий проекта;
2. Проведен сбор информации по оценки реализации проекта;
3. Произведена будет обрезка деревьев, кустарников, побелены стволы деревьев, бордюры цветников;
4. Проведена будет очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);
5. Учащиеся примут активное участие в экологических конкурсах, конференциях, акциях различного уровня.
Перспективность проекта «Цвети, мой школьный двор»
- Продолжить научно- исследовательскую работу по изучению экологического состояния пришкольной территории;
- Организовать на пришкольной территории проведение экскурсий и практических работ учащихся: фенологические наблюдения, описание природно-антропогенных ландшафтов, изучение влияния антропогенных факторов на состояние растений, видового состава растений;
- Создать «Экологическую тропу», фотовыставку «Цвети, мой школьный двор»;
- Освещать этапы реализации проекта в СМИ, вести пропагандистскую работу среди родителей с целью привлечения внимания, оказания помощи по экологическому оздоровлению пришкольной территории.
наш пришкольный участок нуждается в благоустройстве и модернизации
Заключение
В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить самим красоту. Нужно сделать так, чтобы пришкольный участок был притягательным, в чем-то даже волшебным. Реализация данного проекта поможет создать условия для использования творческих способностей учащихся и вовлечению их в процесс дизайнерского искусства.
Не останутся равнодушными и жители микрорайона, которые захотят помочь в осуществлении нашего проекта.
Кроме того, повысится конкурентоспособность лицея за счет создания имиджа уютного школьного двора, красота которого создавалась инициативой и трудом волонтеров, детей, родителей и педагогов.
Если все задуманные идеи по проекту воплотятся в жизнь,
то территория нашего лицея
будет радовать учащихся, родителей,
жителей города, гостей школы своей
оригинальностью и неповторимостью.
А от этого мир станет еще добрее.
Ведь доброта спасет мир!
- Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г.
- Акимушкин И. /Причуды природы .М. 1992.
- Анисенковой / Экологическое образование школьников , И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993.
- Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991.
- Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002.
- Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.
- Петров В.В. Из жизни зеленого мира . М. : Просвещение , 1982.
- Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир . М. : Просвещение , 1996.
- Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды. Учебное пособие., БелГУ, 2007, 98 с.
- В работе использованы фотографии с Интернет-сайтов: www.supersadovnik.ru ,
- www.gardenia.ru, www.delaysam.ru.