Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени В.З. Петрашова»
Социально-значимый проект
«Выбери свое будущее»
Выполнили: обучающиеся 10 класса
Белова Дарья, Гусейнова Рогсана
Руководитель: педагог-психолог
Агаловян Айкуш Серобовна
Курск - 2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
Постановка цели и конкретных задач социально-значимого проекта «Выбери свое будущее»…………………………………………………...5
Содержание и механизм реализации социально-значимого проекта «Выбери свое будущее»………………………………………………...…6
Характеристика социально-значимого проекта «Выбери свое будущее» и оценка имеющихся результатов………………………………………...8
Список использованной литературы………………………………….…11
Введение
В современных условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу, к рыночной экономике произошла смена приоритетов и ценностей. В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу образование выступает как решающее условие формирования у подрастающего поколения системы современных социально значимых ценностей и общественных установок.
Однако действующая система образования во многом существенно отстала от процессов, происходящих в обществе. В связи с тем, что устаревшее и перегруженное содержание образования было оторвано от реальных потребностей жизни, заставляя многих детей расплачиваться здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ, правительство России приняло решение провести реформы в образовании, носящие характер модернизации.
В Концепции модернизации российской системы образования отмечено, что оно весьма слабо было ориентировано на выбор профессии старшими школьниками, не позволяло им составить представления обо всем пространстве труда людей, не давало необходимой информации для построения профессиональных планов.
В то же время проблема выбора профессии актуальна для молодежи во все времена и эпохи. В нынешней России она особенно остра. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является его полипрофессионализм. Следует учитывать стремление человека, чаще вынужденное, менять профессию или повышать квалификацию. Для этого надо быть готовым к самоизменению, самосовершенствованию, самореализации и рефлексии.
Анализ практики школы показал, что старшие школьники недостаточно подготовлены к выбору профессии. Более половины из них демонстрируют ярко выраженное нежелание самостоятельно размышлять о путях продолжения образования, негативную реакцию на предложения формировать собственное суждение по данному поводу. В связи с этим особой проблемой становится подготовка старших подростков к осознанному выбору профессии. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни и тем большая вероятность того, что общество получит профессионала.
Чтобы старшие школьники могли выбрать профессию, они должны четко ставить цели, которые хотели бы реализовать в жизни, иметь гражданскую позицию и нравственные убеждения, обладать знаниями о себе, о мире профессий, профессиях, востребованных в своем регионе, личностными качествами, позволяющими совершить осознанный выбор. Но без специальной подготовки у старших школьников отсутствуют знания о мире профессий, о самом себе, потребностях своего региона в тех или иных специалистах, о возможных путях
продолжения своего образования, поэтому они испытывают значительные трудности в решении проблемы своего жизненного и профессионального будущего.
Обращение к проблеме подготовки старших школьников к выбору профессии на современном этапе развития отечественной системы образования является своевременным и актуальным для теоретического и практического изучения. Это позволит разрешить существующее противоречие между необходимостью осуществить выбор профессии и недостаточным развитием у старших школьников личностных, гражданских и нравственных качеств, отсутствием у них зрелых мотивов выбора.
Проблема подготовки старших школьников к выбору профессии носит междисциплинарный характер.
Проблемы психологии профессионального самоопределения изучались в трудах П. П. Блонского, Л. А. Йоваша, Е. А. Климова, И. С. Кона, Т. В. Кудрявцева, Б. М. Теплова, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, П. А. Шавира и т. д.
Формирование профессионально важных качеств исследовались М. И. Дьяченко, Н. Н. Захаровым, Л. А. Кандыбовичем, Н. Э. Касаткиной, Б. П. Невзоровым, А. И. Цукановым, Н. Н. Чистяковым, С. Н. Чистяковой, Т. М. Чурековой, Т. И. Шалавиной и мн. др.
Т. В. Васильева, Л. А. Дмитриева, А. Я. Журкина, Е. Н. Землянская, В. И. Коваль, Т. А. Родионова, Н. Ф. Родичев, С. В. Сальцева, С. В. Суханова, С. Н. Чистякова и др. разрабатывали критерии и показатели готовности к выбору профессии.
Н. И. Головатый, М. И. Дьяченко, И. А. Зимняя, Л. А. Кандыбович, Н. Д. Левитов, Н. С. Пряжников, А. Д. Сазонов, Д. Н. Узнадзе, А. И. Цуканов и т. д. исследовали психологическую готовность к деятельности.
Вопросы, связанные с рассмотрением, изучением предпрофильной подготовки и профильного обучения, представлены в монографиях и исследованиях И. С. Артюховой, М. В. Артюхова, М. И. Губановой, В. В. Гузеева, Н. Э. Касаткиной, П. С. Лернера, Н. Ф. Родичева, Е. Л. Рудневой, А. В. Хуторского и др.
Постановка цели и конкретных задач социально-значимого проекта «Выбери свое будущее»
Проведенные исследования в мире показывают сложность проблемы. Имеются научные работы, рассматривающие теоретический аспект подготовки старших школьников к выбору профессии в целом.
Изучение проблемы подготовки старших школьников к выбору профессии позволяет разрешить противоречие между необходимостью совершить выбор профессии в условиях рынка труда и недостаточной подготовкой молодёжи к выбору профессии в воспитательно-образовательном процессе школы.
С учётом выявленного противоречия была определена проблема нашего исследования, необходимо установить каково отношение современной молодежи к выбору профессии, и возможно ли изменить его с помощью специально созданных условий подготовки старших школьников к выбору профессии.
Исходя из проблемы исследования, возникла мысль о создании социально-значимого проекта «Выбери свое будущее», ориентированного на изменение отношения старшеклассников к проблеме выбора профессии. Наш проект предполагает проведение социологического опроса молодежи, позволяющего выявить степень рационализации жизненных планов подростков и юношества, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также применение комплекса встреч, тренингов, ролевых ситуаций, бесед о профессиональном самоопределении.
Объектом нашего исследования выступали обучающиеся 9-11 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени В.З. Петрашова» города Курска.
Предметом исследования являлось отношение старших школьников к проблеме выбора профессии.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени В.З. Петрашова» города Курска. В исследовании приняло участие 80 обучающихся 9-11-х классов.
Целью нашего социально-значимого проекта «Выбери свое будущее» создание осознанного отношения у старших школьников к выбору профессии.
Гипотеза нашего исследования: отношение старших школьников к проблеме выбора профессии станет более осознанным, если:
- подготовка старших школьников к выбору профессии рассматривается как поэтапный, динамичный и целенаправленный процесс специально организованной педагогической деятельности, направленной на формирование знаний о профессии, умений и навыков, требуемых для овладения профессией, мотивов выбора профессии, изучения профессионально значимых качеств личности, необходимых в области возможной профессиональной сферы деятельности, формирование уверенности личности в правильности выбора профессии;
- осуществляется с учётом факторов, влияющих на подготовку старших школьников к выбору профессии; реализуется через личностно-ориентированный, индивидуально-дифференцированный и деятельностный подходы с учётом диагностики информированности о профессиях и фундаментальных знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых для будущей профессии;
- определены и экспериментально проверены условия подготовки старших школьников к выбору профессии.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили решение задач исследования:
1. Обосновать проблему подготовки старших школьников к выбору профессии.
2. Определить этапы подготовки старших школьников к выбору профессии и выделить факторы, влияющие на подготовку старших школьников к выбору профессии.
3. Определить условия подготовки старших школьников к выбору профессии.
4. Разработать и апробировать социально-значимый проект «Выбери свое будущее», по подготовке старших школьников к выбору профессии.
2.Содержание и механизм реализации социально-значимого проекта «Выбери свое будущее»
Методологической основой исследования являются концепции, позиции и идеи российских и зарубежных ученых по проблеме подготовки к выбору профессии; программно-целевой подход, ориентированный на разработку состояния системы образования с учетом намеченных целей и мероприятий по их осуществлению; системный подход к изучению предмета исследования, ориентирующий на рассмотрение процесса подготовки старших школьников к выбору профессии как целого, все элементы которого обусловливают друг друга;
Методология эксперимента, позволяющая обосновать сущность и содержание процесса подготовки старших школьников к выбору профессии.
Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов:
- теоретических: анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы; изучение и анализ нормативных документов; анализ и обобщение опыта подготовки старших школьников к выбору профессии;
- эмпирических: целенаправленное наблюдение, изучение и анализ продуктов деятельности старших школьников (сочинения); методы опроса (индивидуально-групповые беседы, опросы); эксперимент; метод создания игровых ситуаций и др.;
- статистических: количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
Исследование проводилось с ноября 2014 года по март 2015 года и включало несколько этапов:
Первый этап - теоретико-поисковый: осмысление проблемы, методологии исследования; определение целевых установок; формулировка гипотезы и задач исследования; разрабатывалась методика эксперимента; выявлялись противоречия и затруднения в подготовке старших школьников к выбору профессии, разрабатывался и обосновывался понятийный аппарат исследования.
Второй этап - экспериментальный: определение отношения старших школьников к выбору профессии, а также разработка и реализация современной модели подготовки старших школьников к выбору профессии(социально-значимого проекта «Выбери свое будущее»), организация экспериментальной работы.
Третий этап - обобщающий: анализ и обобщение полученных результатов; корректировка деятельности по подготовке старших школьников к выбору профессии; формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- рассмотрена подготовка старших школьников к выбору профессии как поэтапный, динамичный и целенаправленный процесс специально организованной деятельности, направленной на формирование знаний о профессии, умений и навыков, требуемых для овладения профессией, мотивов выбора профессии, изучения профессионально значимых качеств личности, необходимых в области возможной профессиональной сферы деятельности, внутренняя уверенность личности в правильности выбора профессии, результатом которого является готовность к выбору профессии;
- выделены группы факторов, влияющие на подготовку старших школьников к выбору профессии:
• группа внутренних факторов (профессиональные интересы, мотивы выбора профессии; информированность о профессии, склонности, способности, психофизиологические качества личности и др.);
• группа внешних факторов, разделенная на две подгруппы: подгруппу социальных факторов (экономическое развитие региона, потребности региона в кадрах, демографическая ситуация в регионе и др.) и подгруппу организационных факторов (углубленное изучение проблемы выбора профессии, организация тренинговых занятий, дифференцированные задания с учётом интересов и возможностей старших школьников, самостоятельная работа старших школьников, профессиональные пробы, влияние семьи и др.);
- определены и экспериментально проверены условия подготовки старших школьников к выбору профессии: разработка и реализация современной модели подготовки старших школьников к выбору профессии; использование результатов опытно-экспериментальной работы для корректировки профессиональных планов старших школьников.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных параметров исследования; использованием методов, адекватных задачам и логике исследования; значительной источниковой базой; сопоставимостью сделанных выводов.
3.Характеристика социально-значимого проекта «Выбери свое будущее» и оценка имеющихся результатов.
Был проведен социологический опрос среди обучающихся 9-11 классов в количестве 80 человек. Им было предложено ответить на несколько вопросов, вот некоторые из них:
- на вопрос «Считаешь ли ты проблему выбора профессии важной для тебя?» 54 % ответили категорично нет, 17% считают данную проблему важной и 29% затрудняются ответить на этот вопрос.
- на вопрос «Ты уже определился с будущей профессией?» 61 % респондентов, а это заметное большинство ответили нет, 32% смогли к своим годам определится с профессией и 7% опрошенных пока не задумывались о своем будущем.
- на вопрос «Чем ты будешь руководствоваться при выборе профессии?» у 45% респондентов важную роль в принятии решения играет мнение родителей и друзей, для 31% важно учитывать, в первую очередь, собственное желание и интересы и 24% опрошенных пока не задумывались над этим.
Результаты проведенного исследования, подтвердили необходимость внедрения нашего авторского социально-значимого проекта «Выбери свое будущее», в ходе которого у старших подростков отношение к выбору профессии станет более осознанным.
В рамках данного проекта были успешно проведены 10 занятий:
Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения;
Межличностное взаимодействие;
Развитие умений по принятию решений;
Эмоциональное отношение к выбору профессии;
Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии;
Планирование профессионального пути;
Применение полученных знаний в ситуации выбора профессии;
Профессиональная зрелость;
Также проведены следующие тренинги – «Время выбирает нас», «На пороге взрослой жизни», «В поисках себя». Кроме того, визуально-рефлексивное упражнение «Призвание», профориентационные игры – «Ловушки-капканчики», «Один день из жизни», «Минус-плюс», «Поиск выгоды», «Суд над безработным». Ролевая игра «Собеседование с работодателем», просмотр и обсуждение фильмов «Многообразие мира профессий», «Ошибки выбора профессий», «Стратегии выбора профессии».
Именно многообразие форм работы делает наш проект особенным. После регулярного проведения цикла мероприятий по созданию осознанного отношения к проблеме выбора профессии, мы провели повторную диагностику истинного отношения к данному вопросу.
Мы проанализировали отношение старшеклассников к проблеме выбора профессии ДО и ПОСЛЕ внедрения социально-значимого проекта «Выбери свое будущее», а результаты выразили с помощью диаграммы.
ДО ПОСЛЕ
![]()
ДО ПОСЛЕ
![]()
![]()
ДО ПОСЛЕ
![]()
![]()
Результаты повторной диагностики позволяют сделать соответствующий вывод о том, что отношение старших школьников к проблеме выбора профессии стало более осознанным, в виду того, что они приобрели необходимые знания о многообразии мира профессий, попробовали себя в различных творческих ролевых ситуациях. А это значит, что цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтверждена и задачи выполнены. Кроме того, наш социально-значимый проект является очень актуальным и может быть успешно применен на базе других образовательных учреждений.
Список использованной литературы
Аглушевич, А. В. Проблема готовности старших школьников к выбору профессии: препринт / А. В. Аглушевич; под ред. Н. Э. Касаткиной, Т. М. Чу-рековой. Кемерово: РИО КемГУ, 2002. - 38 с.
Головатый, Н. И. Формирование психологической готовности учащихся к сознательному выбору профессии / Н. И. Головатый // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. Пятый съезд психологов. М., 1977. - 206 с.
Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования / науч. рук. Ю. И. Дик, С. Н. Чистякова, И. А. Сасова // Директор школы. 2002. - № 4. - С. 97-114.
Чистяков, Н. Н. Профессиональная ориентация молодежи: учеб. пособие / Н. Н. Чистяков, Ю. А. Захаров, Л. В. Белюк, Т. Н. Новикова
1988.-85с.
8