СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальное положение семьи как основной фактор формирования личности ребенка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление к общешкольному родительскому собранию по теме: "Социальное положение семьи как основной фактор формирования личности ребенка"

Просмотр содержимого документа
«Социальное положение семьи как основной фактор формирования личности ребенка»

Выступление педагога-психолога

на общешкольном родительском собрании 22.10.15г.

«Социальное положение семьи как основной фактор

формирования личности ребенка»

Внимание многих психологов во всем мире привлечено к физическому и нравственному воспитанию детей. Этот интерес далеко не случаен, так как это период наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких семейных условиях оно будет протекать, во многом зависит здоровье и будущее ребенка.

На формирование здоровья ребенка оказывает влияние целый комплекс факторов, включая биологические, медицинские, семейные и социальные.

Среди факторов, влияющих на состояние здоровья и физическое развитие детей, существенное значение имеют семейное положение, возраст, уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи.

Члены семьи, товарищи по классу, друзья по дому, отдельные люди, с которыми ребенок вступает в контакты, все они влияют на здоровье и развитие ребенка. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности. Тем не менее, традиционно главным институтом здоровья и воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Очень важно создать благоприятную семейную атмосферу и выбрать правильный стиль поведения родителей с ребенком, влияющий на здоровье ребенка и способствующий более успешным его развитию и умению адаптироваться в обществе.

В процессе наблюдения за здоровьем и поведением детей 6-11 классов в системе межличностных отношений, с целью выявления влияния социального фактора и семейного воспитания на здоровье, ребенка в школе было проведено исследование заболеваемости учащихся, уровня тревожности, уровня учебной мотивации и уровня самооценки отдельно по каждому социальному фактору.

Результаты:

Заболеваемость детей


% заболеваемости

Полная семья

11%

Неполная семья

24%

Опекаемые дети

29%

Высокий уровень благосостояния семьи

11%

Низкий уровень благосостояния семьи

27%





Уровень личностной тревожности


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Полная семья

16%

46%

38%

Неполная семья

37%

29%

34%

Опекаемые дети

58%

17%

25%

Высокий уровень благосостояния семьи

16%

38%

46%

Низкий уровень благосостояния семьи

24%

38%

38%





Высокий уровень личностной тревожности означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимается как угрожающие его престижу, самооценке, физическому здоровью. Поведение, контакты с людьми регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью, что значительно затрудняет общение, создает множество коммуникативных барьеров.

Для детей с низкой личностной тревожностью требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Уровень учебной мотивации


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Полная семья

28%

48%

24%

Неполная семья

16%

36%

48%

Опекаемые дети

17%

58%

25%

Высокий уровень благосостояния семьи

24%


42%

34%

Низкий уровень благосостояния семьи

19%

52%

29%



Уровень самооценки


Завышенная

Адекватная

Заниженнная

Полная семья

38%

44%

18%

Неполная семья

21%

53%

26%

Опекаемые дети

8%

63%

29%

Высокий уровень благосостояния семьи

46%

42%

12%

Низкий уровень благосостояния семьи

19%

57%

24%



Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими;такая самооценка может указывать на нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Заниженная самооценка (недооценка себя) свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

От отношения взрослого к ребенку, особенно на ранней стадии его развития, от системы поощрений и наказаний напрямую зависит самооценка ребенка, а от его самооценки - его поведение не только в семье, но и в обществе. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка в системе межличностных отношений.

Ребенок в столь меняющемся постоянном состоянии взросления всегда должен чувствовать надежность, любовь и поддержку своей семьи. Ведь всегда внутренние факторы семьи важнее внешних факторов. В семье должны быть искренние отношения, построенные на любви и доверии, которые являются надежным фундаментом хорошей семьи и которые так нужны маленькому взрослеющему человеку.