Выступление педагога-психолога
на общешкольном родительском собрании 22.10.15г.
«Социальное положение семьи как основной фактор
формирования личности ребенка»
Внимание многих психологов во всем мире привлечено к физическому и нравственному воспитанию детей. Этот интерес далеко не случаен, так как это период наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких семейных условиях оно будет протекать, во многом зависит здоровье и будущее ребенка.
На формирование здоровья ребенка оказывает влияние целый комплекс факторов, включая биологические, медицинские, семейные и социальные.
Среди факторов, влияющих на состояние здоровья и физическое развитие детей, существенное значение имеют семейное положение, возраст, уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи.
Члены семьи, товарищи по классу, друзья по дому, отдельные люди, с которыми ребенок вступает в контакты, все они влияют на здоровье и развитие ребенка. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности. Тем не менее, традиционно главным институтом здоровья и воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Очень важно создать благоприятную семейную атмосферу и выбрать правильный стиль поведения родителей с ребенком, влияющий на здоровье ребенка и способствующий более успешным его развитию и умению адаптироваться в обществе.
В процессе наблюдения за здоровьем и поведением детей 6-11 классов в системе межличностных отношений, с целью выявления влияния социального фактора и семейного воспитания на здоровье, ребенка в школе было проведено исследование заболеваемости учащихся, уровня тревожности, уровня учебной мотивации и уровня самооценки отдельно по каждому социальному фактору.
Результаты:
Заболеваемость детей
| % заболеваемости |
Полная семья | 11% |
Неполная семья | 24% |
Опекаемые дети | 29% |
Высокий уровень благосостояния семьи | 11% |
Низкий уровень благосостояния семьи | 27% |
![]()
Уровень личностной тревожности
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Полная семья | 16% | 46% | 38% |
Неполная семья | 37% | 29% | 34% |
Опекаемые дети | 58% | 17% | 25% |
Высокий уровень благосостояния семьи | 16% | 38% | 46% |
Низкий уровень благосостояния семьи | 24% | 38% | 38% |
| | | |
![]()
Высокий уровень личностной тревожности означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимается как угрожающие его престижу, самооценке, физическому здоровью. Поведение, контакты с людьми регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью, что значительно затрудняет общение, создает множество коммуникативных барьеров.
Для детей с низкой личностной тревожностью требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Уровень учебной мотивации
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Полная семья | 28% | 48% | 24% |
Неполная семья | 16% | 36% | 48% |
Опекаемые дети | 17% | 58% | 25% |
Высокий уровень благосостояния семьи | 24% | 42% | 34% |
Низкий уровень благосостояния семьи | 19% | 52% | 29% |
![]()
Уровень самооценки
| Завышенная | Адекватная | Заниженнная |
Полная семья | 38% | 44% | 18% |
Неполная семья | 21% | 53% | 26% |
Опекаемые дети | 8% | 63% | 29% |
Высокий уровень благосостояния семьи | 46% | 42% | 12% |
Низкий уровень благосостояния семьи | 19% | 57% | 24% |
![]()
Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими;такая самооценка может указывать на нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
Заниженная самооценка (недооценка себя) свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
От отношения взрослого к ребенку, особенно на ранней стадии его развития, от системы поощрений и наказаний напрямую зависит самооценка ребенка, а от его самооценки - его поведение не только в семье, но и в обществе. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка в системе межличностных отношений.
Ребенок в столь меняющемся постоянном состоянии взросления всегда должен чувствовать надежность, любовь и поддержку своей семьи. Ведь всегда внутренние факторы семьи важнее внешних факторов. В семье должны быть искренние отношения, построенные на любви и доверии, которые являются надежным фундаментом хорошей семьи и которые так нужны маленькому взрослеющему человеку.