«Социальное проектирование как эффективный способ
воспитания и социализации обучающихся
в условиях введения ФГОС ООО»
Каримова Е.В.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образование отмечается, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать «освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей».
Наиболее актуальной деятельностью в условиях введения ФГОС ООО, эффективным способом воспитания и социализации школьников можно считать социальное проектирование – это социально значимая, самостоятельная и ориентированная на практический результат деятельность ученика. Применение проектных технологий в воспитательном процессе, включающем детей в социально значимую деятельность, развитие у них учебно-исследовательских (проектных) навыков работы в области социально значимых проблем, как своего лицея, города, так и страны в целом, является инновационной составляющей образовательного процесса. Именно такой вид деятельности и является тем средством, с помощью которого нравственные, мировоззренческие идеи могут стать личным достоянием, личным приобретением школьника в рамках самореализации личности. Работа над социальным проектом позволит почувствовать обучающимся значимость своей деятельности, откроет новые возможности. Каждый ученик сможет получить определенный социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.
1. Сущность и виды социального проектирования
Социальное проектирование – технология социального воспитания обучающихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою «Я-концепцию» и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
социально значимая, имеющая социальный эффект;
результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для школьника практическое значение и принципиально, качественно новое в его личном опыте;
задуманная, продуманная и осуществленная школьником;
в ходе которой школьник вступает в конструктивное взаимодействие с окружающим миром, с взрослой культурой, с социумом;
через которую формируются социальные навыки школьника.
Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование».
Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.
В отличие от учебного проекта, целью социального проекта является неполучение новых знаний, а продукт, соответствующий потребностям и интересам определенной группы людей.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Виды социальных проектов:
прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Цель социального проектирования:
Основные задачи социального проектирования:
повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
формирование социально-личностных компетенций: навыков «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
закрепление навыков командной работы.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
социальные явления («социальные негативы» – курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
социальная среда: ландшафт в целом (городской, местный), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся школьники и взрослые, вовлеченные в проектирование.
Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено школьником вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития – те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности обучающихся к социальному проектированию, а с другой – базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность школьника, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.
2. Технология разработки социального проекта
План действий и этапы практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) – проблематизация информации – преобразование социального объекта.
I. Разработка социального проекта:
Этап (шаг) 1. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
Этап 2. Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
Этап 3. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
Этап 4. Определение необходимых ресурсов.
Этап 5. Разработка системы оценки проекта.
Этап 6. Формирование общественного мнения.
II. Практическая реализация проекта
Этап 7. Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
Этап 8. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
Этап 9. Проведение плановых мероприятий.
III. Итоги работы над проектом
Этап 10. Анализ результатов работы.
Важным шагом является анализ работы над проектом. Необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы:
- Достигнута ли цель проекта?
- Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)
- Какой была атмосфера проведения социального проекта?
- Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?
- Чему научились в ходе реализации проекта?
- Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?
3. Основные требования к проекту
Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Ограниченность проекта означает, что он содержит:
- этапы и конкретные сроки их реализации;
- четкие и измеряемые задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
Компетентность автора и участников – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
4. Типичные ошибки социального проектирования
Отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся.
Переоценка школьниками своих сил и возможностей проектной группы.
Провозглашение основной идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов.
Отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.
5. Роль педагога в социальном проектировании
Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании школьников. Педагог в проектировании может выступать с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности обучающихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.
Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность ученика и готового передать ему ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования – это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи ребенку. В ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.
Социальный проект:
это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения;
ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме;
это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.
Школьный социальный проект – это совместная исследовательская, познавательная, творческая, коммуникативная, организационная деятельность обучающихся, их родителей и педагогов. Реализуется технология социального проектирования в тесном сотрудничестве с родителями, общественностью.
Впервые технологию социального проектирования я применила в 2010 году, работая с обучающимися 6-7-х класса над социальным проектом «Благоустройство нашего микрорайона». Цель моей работы было: формирование у школьников активной гражданской позиции, создание основы для проведения социального проектирования и исследовательской деятельности в социальной сфере. Данный проект был представлен в 2011 году на городской конкурс творческих проектов «Нам этот мир завещано сберечь» (свидетельство участника конкурса). Но реализовать наш проект, основной целью которого стало реконструкция школьного стадиона, не получилось, хотя мы обращались за помощью к депутату Железногорской городской Думы Ланину М.М., однако навыки социального проектирования школьники приобрели. Сейчас эти обучающиеся – активные члены молодежного (волонтерского) представительства «Луч» нашего лицея, активные участники Школы полезного действия.
6. Социальный проект «Аллея выпускников» (Приложение)
В 2013 году, когда стал вопрос о выборе темы социального проекта, обучающиеся девятых классов – будущие выпускники, не задумываясь, выбрали «Аллею выпускников».
Проект «Аллея выпускников» должен был объединить усилия учеников и педагогов в решении актуальной экологической проблемы – сохранение природы, доказать способность школьников предлагать варианты решений и решать недетские вопросы. У обучающихся, реализующих проект, растет потребность быть социально полезными и значимыми в среде своих сверстников. Участники проекта приобретают знания, умения и навыки конструктивного общения, партнерского взаимоотношения.
Воспитательная цель проекта:
Организация активного вовлечения школьников в природоохранную деятельность. Развитие экологической культуры обучающихся лицея.
Воспитательные задачи проекта:
Воспитание любви и бережного отношения к природе, чувства гордости, ответственности за свой лицей.
Вовлечение школьников в сферу социального творчества, нравственного и гражданского воспитания.
Формирование у школьников мировоззрения, основанного на понятии ценностей человеческого существования, базирующихся на культурно-исторических и духовных традициях общества; творческое отношение к окружающему миру, собственной судьбе и самому себе.
Формирование качеств ответственных хозяев в своем лицее.
Данный проект – это результат совместной деятельности детей и взрослых, доказательство способности школьников предлагать идеи и варианты решения важных экологических вопросов. И пусть им не удалось полностью реализовать намеченные цели, в ходе работы над проектом школьники освоили содержание понятия «социальное проектирование» и основные навыков его проведения.
Социальный проект стал реальной возможностью для школьников проявить себя в интересном и полезном деле, попробовать свои силы.
В ходе реализации данного проекта сформировались предпосылки для разработки следующего социального проекта. Так десятиклассники решили совместно с восьмиклассниками лицея разработать и реализовать новый проект «Зеленый мир». Основную информацию о данном проекте инициативная группа представила на бирже идей, которую провел 14 ноября 2014 г. «Металлинвест» в рамках Школы полезного действия.
И в заключение хочу привести слова известного американского менеджера Сэма Дипа: «Неважно, чем вы занимаетесь и для кого вы это делаете, но вы должны уметь общаться с людьми, планировать свои дела, решать возникающие проблемы, интервьюировать, управлять своим временем, работать с различными группами, разрешать имеющиеся разногласия, выполнять свою работу качественно, уметь управлять собой и управлять другими».
Примерные темы для социального проектирования:
«Папа, мама, я – спортивная семья».
«Ты куришь?! Зачем тебе это надо?» (О проблемах курения и наркомании в молодежной среде).
«Мы помним!» ( Ко дню Великой Победы).
«Школьные фобии».
«Дети – детям» – оказание шефской помощи младшим школьникам.
«Мы разные – мы вместе» – проект по толерантности.
«Дари добро» – проект волонтерского представительства.
«Патриот» – гражданское воспитание учащихся.
«Пресс-центр».
«Мы – будущее России!» – спортивно-оздоровительный проект.