Социальный проект «Работа дошкольного учреждения с неблагополучными семьями»
Актуальность проблемы | · Образовательные учреждения призваны координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей. · Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов его социализации. Её функции трансформируются не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Практика показывает, что издержки в воспитании детей – это первейший и главный показатель неблагополучия семьи. Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда самостоятельно находит выход их сложных жизненных ситуаций. · Можно выделить три основных группы проблемных семей: - семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей, где часты скандалы, грубости, - семьи с низкой педагогической культурой родителей, - семьи, в которых дети безнадзорны по причинам развода, распада семьи, занятости родителей. · Укрепить, восстановить и развить внутренний потенциал, чтобы предотвратить в дальнейшем аморализацию семьи – главная проблема данного проекта. · Изучение семьи – весьма сложное дело, требующее от социального педагога, коллектива понимания её специфики, умения устанавливать с родителями и детьми деловые взаимоотношения, добиваться взаимопонимания. |
Цель проекта | Создание оптимальных условий, позволяющих неблагополучным семьям со временем справиться со своими жизненными трудностям, проблемами и постепенно перейти к полноценной жизни. |
Основные задачи | · Создать систему взаимосвязи и сотрудничества всех субъектов для укрепления взаимодействия с семьями. · Разработать план работы с проблемными семьями с учетом особенности взаимоотношений, использовать всевозможные педагогические средства для изменения стиля жизни, общения между детьми и родителями. · Привлечение семьи к совместным действиям по выходу из создавшегося положения и развитие ответственности взрослых за воспитание детей. |
Обоснование проекта | · Конституция РФ · Закон об образовании · Конвенция о правах ребенка · Устав ДОУ · Договор с родителями об оказании услуг ДОУ |
Финансовое обоснование | Финансирование из средств муниципалитета: заработная плата педагога, занимающегося учебно-воспитательной работой и педагога-психолога |
Ожидаемые результаты | · Создание системы взаимосвязи и сотрудничества всех субъектов по работе с неблагополучными семьями. · Разработка с социальными партнерами совместного проекта действий. · Оздоровление внутрисемейных отношений в неблагополучных семьях. · Добровольное лечение и кодирование алкогольной и наркотической зависимости. · Защита прав и создание комфортных условий для проживания и развития несовершеннолетних детей из неблагополучных семей. |
Этапы работы
| I этап – подготовительный (сентябрь-октябрь) 1.Изучение социальных статусов семей. 2.Создание банка неблагополучных семей. 3. Первоначальная беседа с родителями. 4.Заключение договора о сотрудничестве с социальными партнерами. 5. Составление плана работы с неблагополучными семьями II этап – практический (ноябрь – апрель) 1.Реализация проекта (социальный патронаж семей) III этап – завершающи 1. Анализ практической реализации проекта и выводы по проделанной работе. |
Социальные партнеры | 1. Управление образованием г. Читы. 2. Управление социальной защиты населения г. Читы 3. Комиссия по делам несовершеннолетних 4. УВД (служба участковых) 5. Детская поликлиника №4 6. Родственники, соседи |
Приложения | Приложение №1 Социальный патронаж семьи Приложениеи№2 Практические занятия Приложение №3 Рейды в семью |
Заключение.
Проанализировав современное состояние проблемы неблагополучия семьи, можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов.
В рамках образовательного учреждения Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №68 г. Челябинска, педагогами был разработан и осуществляется социальный проект «Работа дошкольного учреждения с неблагополучными семьями»
Если разработанные мероприятия проекта помогут хотя бы нескольким семьям, то дети вырастут в более комфортных условиях, будут менее «закомплексованны», воспитаны собственными родителями, что даст им возможность развиваться как личности.
Приложение №1
Социальный патронаж семей.
Дата | Мероприятие | Ответственный | Участники | |
сентябрь | Составление акта жилищно-бытовых условий проживания и социального статуса семьи | Зам.зав. по УВР. | Педагог-психолог, воспитатель | Акт жилищно-бытовых условий, характеристика семьи |
сентябрь | Составление характеристик на детей из неблагополучной семьи | воспитатели | Воспитатели педагог-психолог | Характеристика ребенка |
октябрь | Медицинский статус ребенка | Медицинская служба ДОУ | Педиатр, по гигиеническому воспитанию, | Карта здоровья ребенка |
Октябрь-ноябрь | Получение справок о доходах семьи и предоставление социальных льгот по оплате ДОУ | Бухгалтер, вос питатель | Управление социальной защиты населения, бухгалтерия ДОУ | Льготы по оплате ДОУ |
В течение года | Приглашение родителей на собрания, семинары, беседы и консультации. | Зам.зав. по УВР, воспитатели | Медицинские работники, администрация и педагоги -специалисты ДОУ, социальные партнеры ДОУ | Психолого-педагогических всеобуч родителей |
В течение года | Приглашение родителей для участия в субботниках, праздничных мероприятиях ДОУ | Зам.зав. по УВР, воспитатели | Дети, родители, воспитатели и педагоги - специалисты ДОУ | Расширение связей с ДОУ, укрепление внутрисемейных связей |
Приложение №2
Семинары, беседы, консультации
Дата проведения | Мероприятие | Ответственные | Участники |
Октябрь | Беседа с родителями в рамках «Семейного клуба» «Мы Вам рады» | Зам.зав. по УВР | Родители, педагог-психолог, заведующий ДОУ |
Ноябрь | «Права и обязанности родителей в воспитании детей» - лекция для родителей | Зам. зав. по УВР | Родители, представитель комиссии по делам несовершеннолетних, Педагог-психолог |
Декабрь | «Психология взаимоотношений в семье» - лекция для родителей | Зам.зав. по УВР,педагог-психолог | Родители, педагог-психолог |
Практические занятия (в течение года) | «Ты можешь сказать нет», «Ваш ребенок начинает лгать..» «Чего боится Ваш ребенок» Семейный вечер отдыха «Мы желаем счастья вам» | Зам.зав. по УВР, педагог-психолог | Родители, социальные партнеры ДОУ, администрация и педагоги ДОУ |
Индивидуальные беседы и консультации | «Как вести себя при конфликте в семье» «Обустройство быта ребенка» «Об ответственности за лишения ребенка комфортного проживания» Встречи с представителями службы участковых, представителем комиссии по делам несовершеннолетних, наркологом . | Зам. Зав. по УВР | Родители, социальные партнеры ДОУ, администрация ДОУ, педагоги ДОУ |
Литература:
1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1981. – 432 с.
2. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом / В.Г.афанасьев. – М.: Политиздат, 1977. – 382 с.
3. Азаркина С.М.Виноградова Н.М. Беспалова Г.М. "Школа взросления"/ С.М.Азаркина, Н.М.Виноградова, Г.М.Беспалова - М.:Эврика, 2002. - 252 с.
4. Бодалев А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности// Хрестоматия по педагогике/ Сост. Морозова О.П. –Б.: Изд-во БГПУ, 1997.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов / И.Н.Герчикова. - М.: ЮНИТИ, четвертое издание 2007. – 499с.
6. Глущенко Е.В. Теория управлениях [текст] учебный курс /Е.В.Глущенко, Е.В.Захарова, Ю.В.. - М.: Вестник, 1997. – 332с..
7. Гутников А.Б., Пронькин В.Н. Живое право: Методические материалы для преподавателей к тому 1:Учеб.-метод. Пособие / А.Б.Гутников, В.Н.Пронькин. – СПб., 2000г. – 182с.
8. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф.Дивицына – М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2008. – 381 с. (курс лекций для вузов)
9. Зайнышев Н.Г. Технология социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Н.Г.Зайнышева.- М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2002. – 240с.
10. Иванова Л.Ф, Проектная работа в обучении обществоведению // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007, № 2,3.
11. Иоффе А.Н. Социальное проектирование в правовом образовании // Организация внеурочной работы по праву. Сборник статей. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2002. – 240с.
12. Ковезина Т.А. Социальная педагогика в школе. ИПК и ПРО Курган 2006.
13.Курбатов, Курбатова. Социальное проектирование: Учебное пособие для вузов/ В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001. -416с.
14.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / Н.И.Кабушкин. -5 изд, стереотип. - Минск.: Новое знание, 2002.-336с.
15.Моё действие – мой выбор. Учебно - методическое пособие для учителей
средней школы. / Под ред. Рыженкова Н.П. Мое действие – мой выбор – Брянск.: Курсив, 2002. -64с.
16.Прутченков А.М. Шаг за шагом, или технология подготовки и реализ
ции социального проекта. (электронная версия http;/usphu.com/catalog/lusiness//StepGystep/)
17.Паренко Н.Ф. Программа психологической помощи созависимым.[текст] / Н.Ф.Паренко,Курган. 2006. – 125с.
18.17. Розин В.М. Социальное проектирование систем общественного обслуживания: построение понятий // Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. М., 1987. - 443с.
19.Сысоева И. М. Школа социального становления / И.М. Сысоева // Вестн. пед. инноваций. – 2006. – № 4. – С. 157–160.
20.Шептенко П.А.Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для вузов / П.А.Шептенко М.: Академия 2001.
21.Социальное проектирование : реком. по оформ., оценке эффективности и ресурсному обеспечению соц. проектов / [сост. О. Б. Коновалова, Ж. В. Рыжова]. – Н. Новгород : Пед. технологии, 2004. – 95 с. : ил. – (Детское общественное движение и ученическое самоуправление).