М
униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 165 имени 65-летия «ГАЗ»
«CONVENIENTER CUM NATURA VIVE»
(«Живи сообразно с природой»)
Социальный проект «Экологический калейдоскоп»
П
резентация классного журнала «Кузя»
Автор проекта:
Ригина С.В.
учитель начальных классов
Педагогическое обоснование проекта
"Для иных природа - это дрова, уголь, руда, или дача, или
просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой,
как цветы, выросли все наши человеческие таланты".
М.М.Пришвин
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушить законы, которые существуют в окружающем мире, поэтому он должен изменить свое потребительское отношение к ней.
Прислушаемся к своей планете, голосам зверей и птиц, цветов и деревьев... В каких красках, образах, словах, мелодиях предстает перед нами окружающий мир? Как отзывается душа на всевозможные контакты с окружающим? Не пустует ли она, не проникает ли в нее зло? «Чистая душа» - какой смысл мы вкладываем в это понятие? Что доброго способен внести каждый из нас в окружающий мир? Как ввести маленького ребенка в мир природы и научить бережному отношению к ней?
Мы, педагоги и родители, видим решение проблемы экологии природы, а значит и экологии души, в совместной творческой деятельности. Так родился проект создания классного журнала «Кузя», основная идея которого — вызвать в душе каждого человека чувство сопричастности к решению экологических проблем нашей планеты. Значимость своего проекта мы видим в том, что совместная творческая деятельность способствует изменению нас самих, развитию наших талантов и душевных сил.
Ожидаемый результат
Цель проекта
Создать условия для развития у детей экологической культуры, чувства сопричастности к решению экологических проблем через включение их в творческую деятельность по созданию классного экологического журнала.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Составление плана работы.
Создание творческих групп.
Сбор рабочих материалов для публикации и презентации журнала.
Исполнительный этап:
Создание макета журнала.
Изготовление рекламного буклета.
Написание авторского сценария, распределение ролей.
Презентация классного экологического журнала «Кузя».
Рефлексивно-оценочный этап:
Оценка социальной значимости проекта участниками Ассамблеи Наук и Искусств через анкетирование.
Готовый продукт: передача 12 экземпляров журналов «Кузя» в БДЦ Лицея и проведение на его материале бесед с лицеистами начальной школы.
СЦЕНАРИЙ ПРОЕКТА
СЦЕНА 1
Голос. Однажды мчался среди загадочных звезд и удивительных планет космический корабль. В ней совершали путешествие жители далекой прекрасной планеты. Их путь пролегал недалеко от планеты Земля.
Музыка
Инопланетяне:
1. Посмотрите-ка, друзья, в телескоп видна Земля!
2. Какая-то она не такая, в прошлый раз была голубая.
3. А сейчас померкли её краски.
1. Да, стала она серой окраски.
2. Интересно, что же с ней приключилось?
3. Может быть, беда с ней случилась?
1. Полетели на Землю и посмотрим, в чем дело!
Звучит космическая музыка. Инопланетяне улетают.
На экране проецируется видео экологических проблем планеты Земля (мультфильм «Крокодил Гена и Чебурашка», фото-презентация).
Выходит из-за ширмы домовенок Кузя, идет по лесу, в котором 3 дерева и много пеньков.
Кузя: Все деревья в лесу порубили, одни пеньки оставили… Охо-хо! Изгваздать такую красоту! Ума нет.
Садится на пенек, вздыхает.
Дуб:
Среди леса на поляне
Я сто лет уже живу.
Всё я видел, всё я знаю.
Одного я не пойму.
Почему меня обидели?
Сломанную ветку мою видели?
А ведь на этой самой ветке
Всегда соловушка сидел.
И каждый вечер, каждый вечер,
Мне песни дивные он пел.
Ручеёк:
Я прекрасный ручеёк.
Пробежал я сто дорог.
Напоил цветы и травы.
Искупал ребят на славу.
А теперь вот нету сил.
Никому уже не мил.
Банки, склянки и пакеты.
Мой спаситель, где ты, где ты?
Пчелки:
1. Ах, друзья, мы сож - ж - ж- алеем!
Нектар собрать мы не сумели.
2. Луж – ж – ж - ок теперь, что автодром.
Цветы помяты все кругом.
Ландыш:
Не хотим, чтоб нас сорвали
и венки из нас сплетали,
мы хотим вот здесь остаться.
Будут нами любоваться.
Лягушки:
Осушили нам болото,
Даже квакать не охота.
Птичка:
Я маленькая птичка,
Я птичка-невеличка,
Гнездо для малых деток
Сплела из тонких веток.
Пришли в лес ребятишки,
Сломали мой домишко.
Соловей:
Кто от пыли задохнулся,
Едким дымом поперхнулся,
Будет кашлять и хрипеть,
И совсем не сможет петь!
Заяц:
У леса музыка своя…
Её послушайте друзья!
Вот птичьи трели раздались,
Вот белка скачет вверх и вниз,
А вот кузнечик затрещал,
По ветке дятел застучал…
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
Волк:
Мусор, грязь, осколки, банки,
Целлофан, бумага, склянки.
Это ж надо только думать!
Это разве были люди?!
Ведь поранятся зверята,
Несмышленые ребята.
Белка:
Нет березок, изрубили.
Ёлок тоже нет - спилили.
Что за люди, не пойму?
Сеют лишь одну беду!
Медведь:
Шёл грибник, окурок бросил,
Ума нет, чтоб потушить!
Вспыхнул лес, трещал валежник,
Еле ноги я унёс, а хотел берлогу строить, да…
С бедою не поспорить.
Птичек жалко, жалко белок, а ежата …
Вот беда…
Лиса:
С каждым днём в лесу всё хуже,
Потравили даже лужи.
Страшно воду пить в реке,
Жизни нет зверью нигде!
Олень:
Кровью алою окрасит,
Чистый, белый снег,
А за деревом смеется,
Браконьер — не человек.
Бобр:
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Кузя:
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует, защиты.
Она спасенья просит у людей!
СЦЕНА 2
Выходят дети.
Ребенок 1:
На нашей планете беда, зверятам помощь нужна. Растения тоже не прочь планете нашей помочь!
Ребенок 2:
Что же делать, как же быть, как природу сохранить?
Ребенок 3:
Только вместе мы, друзья, по-другому нам нельзя!
Ребенок 1:
Мы - ребята и родители – решили создать классный экологический журнал и назвали его твоим именем, Кузя. Ты, Кузя, домовой, хранитель порядка в доме. Земля – наш общий дом. Так давайте же и мы будем поддерживать порядок и мир в нем.
Ребенок 2:
Уважаемые гости, приглашаем Вас на презентацию нашего классного экологического журнала «Кузя».
Ребенок 3:
В нашем журнале мы рассказываем о бедах планеты Земля, ищем способы решения трудных экологических задач.
Ребенок 1:
Рассказываем о необычных явлениях природы, об удивительных животных и растениях. Пытаемся объяснить загадки природы.
Ребенок 2:
Рисуем плакаты о правилах поведения в природе, знакомим читателей с песнями и стихами о природе.
Ребенок 3:
Учим ребят и взрослых проводить опыты по созданию фильтров для очистки воды и воздуха.
СЦЕНА 3
Ребенок 1:
Знакомьтесь, наша команда ученых:
Анохин Егор и его мама Татьяна Александровна и папа Илья Вячеславович,
Дувакин Артем и его мама Наталья Владимировна и папа Денис Федорович,
Шиловский Юра и его мама Юлия Петровна и папа Эдуард Николаевич.
Рубрика «Студия юного естествоиспытателя»:
Ребенок 1:
Все продемонстрированные опыты вы сможете найти на страницах журнала «Кузя» в рубрике «Городской климат».
(Выходит Кузя с сачком в руках).
Ребенок 1:
Кузя, ты куда собрался?
Кузя:
Посмотрел, послушал, решил: пойду чистить лесное озеро… и болото заодно, а то ни одной лягушки не осталось, хоть сам квакай! А то еще скажут: дом-то хорош, да хозяин негож.
Кузя уходит.
СЦЕНА 4
Появляется Баба-Яга.
Баба-Яга:
Кузенька, где ты, мой яхонтовый? Ой, сколь народу-то собралось! Здравствуйте, люди добрые! Не видали ли вы домового мово, Кузю? В город третьего дня ушел, к ребятам в Лицей, толи спасать кого-то, толи из бяды выручать. Кого только – не сказал.
Ребенок 2:
Бабушка, вы что же, ничего не знаете? Природа в опасности, мы стараемся ей помочь.
Баба-Яга:
Так я тоже могу помочь, я про природу-то много чего знаю, почитай уж - раз, два, три… (считает на пальцах) - вообщем, давно в лесу живу.
Ребенок 2:
Давайте проверим, как Вы, бабушка, и ребята знают нашу природу.
Викторина «Цветик-семицветик»
Ребенок 2:
На страницах нашего журнала любознательного читателя порадуют интересные факты из жизни растений и животных в рубрике «Экологическая переменка», кроссворды и викторины в рубрике «Разгадайка».
Баба-Яга:
Да где же Кузьма-то?
Ребенок 2:
Кузя, бабушка, ушел в лес воду в озере чистить.
Баба-Яга:
Ах, батюшки, да как же вы его отпустили?! Он же маленький да беззащитный! А вдруг не справится? Побегу помогать. Прощевайте!
СЦЕНА 5
Выходят туристы. Останавливаются на привал, едят, мусорят. Выходит Кузя.
Кузя:
Это что же делается? Никуда не годится! Пришли в гости, намусорили…
Турист:
Куда же нам убрать мусор – бака мусорного в лесу нет?
Кузя:
Видали? Бака мусорного им в лесу не поставили! Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь — не по разуму, что ни молвишь — все попусту, что ни спросишь — все без толку! Такие люди мне не по сердцу, нет, не по сердцу!
Выбегает Баба-Яга.
Баба-Яга:
Кузенька, яхонтовый мой! Вот ты где, нашла! А что сердитый такой?
Турист пытается сломать ветку на дереве.
Кузя:
Возьмешь без спросу — останешься без носу!
Баба-Яга:
Говорила тебе – не уезжай в город. Видишь, что тут без тебя творится?!
Кузя:
Да, дом без хозяина — сирота, и хозяин без дома тоже сирота. (говорит туристам) Эх, вы, тетехи, недотепы, невразумихи непонятливые! И в кого такие уродились? Отдыхайте в лесу, а мусор с собой уносите. Не троньте ни одно живое существо в лесу – ни растение, ни насекомое, ни другое какое животное. Ребята, научите всех гостей, как правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
Презентация плакатов (стихи, муз.сопровождение «Всё это называется природой»).
Кузя:
Ну что, поняли, тетехи, недотепы, невразумихи непонятливые, как вести себя в лесу?
Турист:
Все поняли и обещаем сохранять чистоту и порядок в лесу, беречь цветы и деревья, охранять покой животных! (убирают мусор).
Баба-Яга:
Вот и хорошо. Оставайтесь с нами.
Туристы проходят на места.
Ребенок 3:
С правилами поведения в природе вы можете ознакомиться в рубрике «Мастерская ЭКО-дизайна»
Ребенок 1:
А в рубрике «Музыка природы — музыка души!» учите песню и пойте с друзьями: музыкальное сопровождение на диске – в каждом выпуске журнала «Кузя».
Исполняется песня «Не дразните собак» с видео-презентацией на экране.
СЦЕНА 6
Вылетает Ворона. Несет журнал, кричит.
Ворона:
Кар-р-раул! Кар-р-раул! Домового Кузю украли, заколдовали, в бумажные оковы заковали! Как же мы теперь без него, бедные мы, несчастные!
Кузя:
Ах, беда-беда-огорчение! Чего кричишь, здесь я!
Ворона:
Чур меня! Кузя здесь (показывает на журнал), Кузя там (показывает на Кузю)…
Кузя:
Вот недотёпа! Никто меня не украл, я сам в город к ребятам поехал. А этот журнал ребята с родителями написали про наш лес, про тебя, Ворона. А меня сфотографировали, и мою фотографию в журнал поместили. Как, похож?
Ворона:
Что ты, что ты, ну как есть – ты – вылитый! Говоришь, про лес, про меня написали? Знать, хорошие ребята, природу любят?
Кузя:
Да, друзья природы! Да ты вот сама посмотри.
Презентация фотографий детей «Я открываю мир природы» под песню «Большой хоровод».
Ребенок 3:
Рисунки наших ребят на тему «Времена года» вы увидите на страницах журнала «Кузя» в рубрике «Рисуем с Кузей».
Ребенок 1:
А в рубрике «Экологическая сказка от Кузи» вас встретят герои авторской сказки и поведают о жизни леса.
Выходят участники сказки.
Кузя:
Радо солнышко в реке!
Ручеёк.
Рада речка на песке!
Дуб.
Рады рощи и леса!
Пчелки.
Рада с нами вся Земля!
Медведь:
Планету любим мы
В любое время года.
Птичка:
Мы слышим её голос, её речь.
Олень:
И все, что называется природой…
Хором.
Давайте вместе будем
Мы всегда беречь!
Инопланетяне.
Друзья, у вас одна планета – сад.
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят.
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Берегите вы планету
Ведь другой, похожей нету!
Кузя:
Не хозяин, кто своего хозяйства не знает! Изучайте, любите и берегите родную природу! Эх! Весь рассказался! Сказка вся! Сказал бы лучше, да нельзя! До свидания. До встречи на страницах журнала «Кузя» 2 «В» класса.