муниципальное образование Брюховецкий район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Проект «Я - гражданин»
Срок реализации 3 месяца
Автор: Сиволап Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 9 б класса
ст. Брюховецкая 2016 год
Содержание:
Обоснование проекта.
Объект исследования.
Предмет исследования.
Гипотеза.
Цель проекта.
Исследовательские задачи.
Карта-схема участников проекта.
Основные идеи проекта.
Прогнозируемые результаты и формы их представления.
Условия реализации проекта.
Основные этапы и план реализации проекта.
Финансово-экономическое обоснование проекта.
1. Обоснование проекта:
Воспитание в современном обществе реализуется в условиях постиндустриальной цивилизации высоких технологий, глобализации хозяйственной и политической жизни, глубинного социально-экономического и политического реформирования. При этом формирование патриотических и гражданских качеств личности подрастающего поколения остается одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности школы. Показатели диагностики уровня воспитанности учащихся нашей школы позволяют говорить о проблеме правового и гражданского воспитания: в блоке «Я и общество» 69% учащихся набрали всего 25 баллов из 50 возможных, причем западают показатели по правовым знаниям, лидерским качествам, инициативности и ответственности за принятые решения.
В связи с этим Штабом воспитательной работы МАОУ СОШ № 2 принято решение о внедрении в учебно-воспитательный процесс системы школьного ученического самоуправления. Встал вопрос о выборе учащихся в Совет школьного ученического самоуправления. Право избираться и быть избранным в органы самоуправления является неотъемлемой частью демократического процесса в стране и в школе в частности. Не секрет, что в последнее время электоральная активность взрослого населения страны заметно снизилась, особенно среди молодежи. Осознать себя гражданином, обладающим правами и обязанностями, ответственным за судьбу страны, малой родины, школы и призван данный проект.
2. Объект исследования:
Учащиеся 5-8, 9-11 классов.
Группа одаренных детей (50 человек).
Группы формальных (10) и неформальных лидеров (15).
Группы детей из трудных семей, трудновоспитуемые учащиеся, учащиеся с девиантным и деликвентным поведением.
3. Предмет исследования:
Нормативно-правовые акты по избирательному праву:
-Конституция РФ, Закон о выборах РФ;
-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 года;
-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления»;
- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года;
2. Процедура проведения выборов в органы местного самоуправления,
необходимый пакет документов для организации выборов.
4. Гипотеза:
Если школьный Штаб воспитательной работы совместно с педагогическим коллективом, членами Управляющего Совета школы сможет создать условия для социализации школьников, становления и развития системы школьного ученического самоуправления, повышения электоральной активности будущих избирателей, то это даст возможность подготовить учащихся:
к самостоятельной познавательной деятельности (воспитание человека самостоятельного);
к инициативной работе в составе органов школьного ученического самоуправления (воспитание человека ответственного);
к позитивной реализации своего «Я» в сфере досуга (воспитание человека творящего);
к сознательному, взвешенному отношению к общественно-политической жизни (воспитание гражданина-патриота).
5. Цель проекта:
Создание условий для социальной активности учащихся, формирование ключевых компетенций в области правового и гражданского воспитания, повышение электоральной активности будущих избирателей.
6. Исследовательские задачи проекта.
Для реализации поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
реализация правового статуса воспитанника как гражданина и осознание им этого статуса; первичная социализация школьников через формирование и работу в органах школьного ученического самоуправления (ШУС), наделенного определенными правами и ответственностью;
формирование у участников проекта представления о процессе выборов как механизме демократического управления и в целом об избирательной кампании и её целях;
развитие навыков и умений в сфере анализа государственных документов о выборах и применения их на практике;
развитие индивидуальных психофизических и личностных способностей участников проекта, прогнозирование выполнения ими возможных социально-ролевых функций и подготовка к вхождению в независимую самостоятельную жизнь;
интеграция учащихся в окружающую социальную среду через повышение социокультурной роли образовательного учреждения, установлению постоянных связей с государственными организациями, образовательными учреждениями на различном уровне;
формирование умений работы в команде, создавать, презентовать и реализовывать коллективные проекты.
Эти цели и задачи представляется возможным реализовать через:
организацию правового всеобуча посредством работы клуба «Подросток и закон», школьного волонтерского движения «Мы»;
проведение правовых ролевых игр: «Все на выборы», «Выборы Председателя ШУС», организацию политических дебатов, самопрезентаций, пресс-конференций кандидатов на пост председателя и поддерживающих их партий (ученических коллективов);
привлечение к организации и проведению выборов в органы ШУС представителей территориальной избирательной комиссии Брюховецкая, родительской общественности, Управляющего Совета школы.
7. Карта-схема участников проекта

8. Основные идеи проекта:
Школьным ученическим советом (ШУС), штабом воспитательной работы, учителями истории и обществознания, руководителем клуба «Подросток и закон» совместно с территориальной избирательной комиссией
создать:
- банк методических материалов для организации «Правого всеобуча»,
разработать:
- методику проведения правовой игры по выборам Председателя и Совета школьного ученического самоуправления с описанием ролей: штаб, избирком, независимые наблюдатели, председатель партии, члены партии, кандидат, журналисты, фотокорреспонденты (из числа учащихся школы), консультанты (из числа педагогов и родителей),
провести:
- семинар-совещание педагогических работников с целью ознакомления с проектом и их участия в нем, представить опыт совместной работы по данному направлению МАОУ СОШ №2 и территориальной избирательной комиссии МОБР;
- ученическую конференцию с целью введения участников проекта в ролевую игру по выборам в органы ученического самоуправления.
9. Прогнозируемые результаты и формы их представления:
Протоколы заседаний, методические разработки, пакет документов для организации выборов (бланки заявлений кандидатов, уведомлений, протоколы избирательной комиссии, бланки уведомлений для самовыдвиженцев, бланки анкет кандидатов, подписные листы и т.д.).
Предвыборные программы кандидатов.
Результаты освещения предвыборной кампании в школьных СМИ.
Результаты конкурсов по избирательному праву («Азбука избирателя», «Политика и власть», «Политический афоризм»).
Результаты анкетирования и блиц-опросов участников проекта по окончании правовой игры.
Функционирование выбранных органов ученического самоуправления в течение учебного года (план работы, ежеквартальные отчеты, анализ работы).
Результаты диагностики уровня воспитанности (блок «Я и общество»).
10. Условия реализации проекта.
Сотрудничество школы с семьей, общественностью и социокультурными учреждениями района, взаимодействие с территориальной избирательной комиссией Брюховецкая.
Использование в работе методических пособий по вопросам избирательного права и избирательного процесса, предоставленных территориальной избирательной комиссией
Методическая помощь педагогам и учащимся.
Финансовая поддержка школы, школьного Управляющего Совета в реализации мероприятий.
11. Основные этапы и план реализации проекта.
№ п\п | мероприятия | Категория участников | ответственные | Сроки проведения |
| 1 этап: подготовительный |
1. | Семинар-совещание педагогического коллектива с целью знакомства с проектом и стратегией его реализации | учителя, администрация школы | Штаб воспитательной работы | Август 2016 г. |
2. | Родительская конференция «Новая школа»: знакомство с системой ученического самоуправления, его целями и задачами. | Родители, представители Управляющего Совета, территориальной избирательной комиссии | Штаб ВР | 12 сентября 2016г. |
3. | Ученическая конференция «Шаг в будущее» (обсуждение этапов реализации проекта) | Учащиеся 5-11 классов, актив клубов «Подросток и закон», «Мы» | Штаб ВР | 17 сентября 2016г |
4. | Заседание Управляющего совета Школы: вопросы финансирования и участия в проекте | Члены управляющего совета, администрация школы | Штаб ВР | 14 сентября 2016г |
| 2 этап: практическая реализация проекта |
Правовой всеобуч: |
5. | «Права ребенка» Игра-путешествие | 5-6 классы | Учителя истории | 1 неделя октября |
6. | Конкурс «Азбука избирателя» | 5-11 классы | Клуб «Подросток и закон» | 2 неделя октября |
7. | Игра-викторина «Политика и власть» | 9-11 классы | Учителя обществознания | В течение октября |
8. | Круглый стол «Я гражданин» | 8-11классы | Волонтерский клуб «Мы» | |
9. | «Выборы Председателя школьного ученического самоуправления» правовая игра: составление плана избирательной кампании; объявление начала игры на общешкольной линейке; встречи с членами избиркома создание; партий для участия в выборах, организация съездов партий; выдвижение кандидатов; создание избирательной комиссии, СМИ, службы независимых наблюдателей; регистрация кандидатов. Сбор подписей в поддержку кандидатов; подготовка предвыборных программ, встречи с избирателями; организация дебатов; организация и проведение процедуры голосования. | Все участники проекта | Штаб избиркома, штаб ВР | В течение октября |
10. | Торжественная линейка: подведение итогов выборов, награждение активных участников игры. Церемония инаугурации Председателя ШУС | Все участники проекта | Ученический совет, штаб ВР | |
| 3 этап: аналитический |
11. | Анализ результатов конкурсов «Азбука избирателя, «Политика и власть», «Политический афоризм» | МО классных руководителей, соц. педагог, психолог | МО учителей истории | 1 неделя ноября |
12. | Анализ результатов блиц-опроса по результатам деловой игры. Круглый стол | Учащиеся, родители, учителя | Штаб ВР | 2 неделя ноября |
13. | Анализ диагностики уровня воспитанности: блок «Я и общество» | Учащиеся 5-11 классов | Психолог, Соц. педагог | В течение учебного года |
14. | Формирование единого банка данных для использования в последующих выборах в органы ученического самоуправления | Ученический совет, МО классных руководителей | Штаб ВР | В течение 2 четверти |
12. Финансово-экономическое обоснование проекта:
Экономичность проекта: проект экономичен за счет уже имеющихся в МАОУ СОШ № 2 ресурсов, привлечения к сотрудничеству заинтересованных сторон: школьный Управляющий Совет, учреждения культуры и дополнительного образования детей, общественные организации.
Оценка имеющихся ресурсов для реализации проекта, в том числе гарантий финансовой поддержки со стороны заинтересованных организаций:
- возможность бесплатного распространения методических пособий по вопросам избирательного права и избирательного процесса со стороны Территориальной избирательной комиссии;
- возможность выделения средств через Управляющий совет школы;
- возможность использовать высокий профессиональный потенциал педагогов МАОУ СОШ № 2: общее количество -35, заслуженных учителей Кубани - 2, высшую квалификационную категорию имеют 22 педагога, первую – 13.
- наличие в штате МАОУ СОШ № 2 следующих необходимых для осуществления проекта специалистов по воспитательной работе:
Профессия, должность | категория, разряд | количество штатных единиц |
Заместитель директора по НМР | высшая | 1 |
Заместитель директора по ВР | высшая | 1 |
Педагог-психолог | высшая | 1 |
Социальный педагог | 2 | 1 |
Педагоги дополнительного образования | 1 | 6 |
- наличие в школе материально-технической базы для осуществления проекта:
2 компьютерных класса |
1 компьютерный мобильный класс (16 ноутбуков) |
32 мультимедийных проектора |
42 компьютера |
6 сканеров |
5 лазерных принтеров |
3 цветных струйных принтера |
1 минитипография |
2 интерактивная доска |
2 ноутбука ШВР |
Музыкальная и озвучивающая аппаратура |
Комната детского самоуправления (2 этаж) |
Игровая комната |
2 спортивных зала |
Игровая площадка с искусственным покрытием |
11