
Школьный социальный проект
«Мы вместе»
Актуальность проекта
В настоящее время в детской среде распространяется агрессивность, недоброжелательность, озлобленность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Снижается ответственность родителей за воспитание детей, проявляется индивидуализация существования (каждый сам за себя), концентрация на материальных благах для себя.
Причины этому - средства массовой информации, социальное окружение детей, непонимание друг друга возникает в связи с разными ценностями, культурой, языком. Школьники замечают у себя больше достоинств, чем недостатков, способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию) практически не выражена. Наблюдается низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре своей малой Родины, народов разных стран, людей с ограниченными возможностями.
В связи с вступлением в силу федеральных государственных требований - воспитание толерантности является обязательным для школьного образовательного учреждения.
Практическая значимость.
Реализация проекта «Мы вместе» должна помочь педагогам осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.
Научит детей доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости, повысит знания родителей в области воспитания толерантности у своих детей. Улучшится психологический климат в школе, разнообразится досуг ребят конкретными важными делами, которые они сами подготовили, сплотит классный коллектив и повлияет на повышение качества образовательного процесса.
Участники проекта: учащиеся 5 - 9 классов, родители, классные руководители, учителя - предметники.
Целевой аудиторией проекта являются учащиеся 5 – 9 классов.
В школьном возрасте социальные ценности подвергаются испытаниям, и именно в этом возрасте важна самореализация. Способы самореализации зависят от того, во что верит подросток. Представленный проект позволит найти себя через социально значимую деятельность, привлечёт интерес к социальным проблемам, позволит учащимся принять активное участие в их решении, сможет повлиять на формирование социальных ценностей.
Цель проекта: Формирование личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим людям, проявляющей толерантность в различных предметных сферах, жизненных ситуациях.
Задачи:
1.Создать в школе предметно - развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре других народов.
2.Формировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам, родителям, людям пожилого возраста, инвалидам.
3.Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей.
4.Воспитывать у детей непримиримости к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.
5.Развивать коммуникативные способности как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием; познавательную активность, творчество и фантазию.
6.Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности.
Краткая аннотация: Формированием толерантности нужно заниматься с раннего детства. Основная идея проекта по формированию у подростков толерантных качеств заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации, родителей и общественности.
Особенности проекта:
Тип: Социальный, личностный, практический.
Характер: массовый (коллективный).
Сроки реализации проекта: 2015 – 2017 год
Механизм реализации проекта:
Методы реализации проекта |
Внеурочная деятельность | Название | Участники |
Художественно-творческая | Конкурс рисунков: «Мы вместе» Участие в конкурсе плакатов, посвященных Дню Толерантности | Ученики, классный руководитель, педагог - организатор, учитель ИЗО |
Проектная | Проект «Открытка» Проект «Фестиваль народов мира» | Ученики, классный руководитель, родители |
Игровая | Викторины: «Толерантность – искусство жить вместе!»; «Умейте дружбой дорожить» Игры: «Игры народов мира»; «Жить в мире с собой и другими» | Ученики, классный руководитель |
Познавательная | Просмотр мультфильмов о дружбе с последующим обсуждением. Диспуты на темы: Что такое «Толерантность»; «Я – гражданин России»; Классные часы по теме «Толерантность» | Ученики, классный руководитель, социальный педагог, психолог |
Направления и формы реализации проекта
Работа с общественностью | Работа с родителями | Работа с обучающимися |
- проведение совместных мероприятий с учащимися младших и старших классов, с родителями и организациями; - встреча с инспектором по профилактике детских правонарушений. - работа со школьным психологом. | - родительские собрания; - активное участие родителей в планировании и проведении мероприятий по толерантности; - индивидуальные консультации. | - отношение к ученику, как равноправному партнеру; - развитие чувства оптимизма, самоуважения и уважения к окружающим; - воспитание у учеников неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру; - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания; - воспитание и развитие у детей духовности и культуры. |
Календарный план реализации школьного проекта «Мы вместе»
№ | Мероприятие | Класс | Дата проведения | Ответственный |
Организация взаимодействия администрации школы с субъектами профилактики |
1 | Анкетирование и тестирование по конкретным показателям развития толерантности и межкультурного взаимопонимания в школе Разработка анкет Анкетирование учащихся | 5-9 | 2015/2017 октябрь | Классные руководители |
Мониторинги и обследования |
2 | Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой) | 5-9 | 2015/2017 ноябрь | Классные руководители |
Работа с учащимися |
3 | Занятия с учащимися по воспитанию толерантности: «Жить как люди» | 5 - 9 | ноябрь 2015/ 2016 | классные руководители |
«Дружба и понимание» | 2015/ 2016 декабрь |
«Наша классная семья» | ноябрь 2016/2017 |
«Планета толерантности» | 2016/2017 декабрь |
4 | Тематические уроки по плану, стенгазеты. | 5-9 | декабрь 2015/ 2016 | Руководитель проекта |
«Фестиваль иностранной песни» | Январь 2016/2017 |
5 | «Фестиваль народов мира» | 5 - 9 | Февраль 2015 - 2017 | Руководитель проекта |
6 | Правовая декада. Профилактические беседы представителей органов системы профилактики. «Гражданин обращается в ЗАГС» «Нарушение правопорядка и меры ответственности» «Уголовная и административная ответственность» | 5-9 | Февраль 2015 -2016 | Классные руководители 5-9 классов |
«Права и обязанности несовершеннолетних» «Безопасность на проезжей части» «В мире вредных и полезных привычек» Тематические кл. часы «Человек. Государство. Право» | Февраль 2016 -2017 |
Работа с общественностью ( Дом культуры д. Подроща) |
| Жюри в конкурсах рисунков и стенгазет. Приглашение в качестве гостей на мероприятия: «Фестиваль иностранного языка», «Фестиваль дружбы народов». Беседы и классные часы | 5-9 | ноябрь декабрь 2015 -2017 | Руководитель проекта |
Работа с родителями |
7 | Родительские собрания: 1. «Семья как образовательная среда» | 5 - 9 | Март 2015-2016 | Классные руководители |
2. «Что такое толерантность» | Март 2016-2017 |
Наглядная агитация |
8 | «Дорогой дружбы и добра» «Здесь Родины моей начало» | 5-9 | в течение года 2015-2017 | Школьный библиотекарь |
9 | Оформление стенда «Правовое воспитание» с информацией о проведении Дней толерантности в школе. | 5-9 | в течение года 2015-2017 | Руководитель проекта |
10 | Выпуск школьной стенгазеты «Мы вместе, с подведением итогов каждого года | 5 -9 | Апрель 2015 -2017 | Руководитель проекта |
11 | Выставка рисунков и плакатов на тему: «Мы - разные» | 5 - 9 | Май 2015 -2017 | Руководитель проекта |
12 | Открытка – поздравление для населения посёлка | 5-9 | Май 2015 -2017 | Руководитель проекта |
13 | Размещение на сайте школы материалов по реализации плана мероприятий проекта «Мы вместе». | | Май 2015 -2017 | Руководитель проекта |
| | | | | |
Риски проекта:
- Игнорирование учащимися мероприятий.
- Невнимательное отношение родителей к задачам проекта.
Ожидаемые результаты
1. Формирование основ толерантного сознания.
2. Профилактика национального экстремизма.
3. Отсутствие преступлений и правонарушений, совершенных учащимися школы.
4. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.)
5. Воспитание активной жизненной позиции: человек, успешно взаимодействующий в коллективе, противостоящий интолерантным отношениям, социально адаптированный.
6. Повышение интереса обучающихся к внеклассной работе через использование в школе нетрадиционных методов в области формирования социальных ценностей.
7. Повышение социальной активности обучающихся.