Министерство науки, образования и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Армавирский индустриально-строительный техникум»
ПРОЕКТ

Руководитель проекта: преподаватель физической культуры Путятин Сергей Александрович
Подготовил проект: Хлус Павел Павлович
Армавир – 2015 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения очень актуальна, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало обучающихся имеют вредные для здоровья привычки, в том ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят за компьютером.
Эта проблема требует срочного решения. Что же делать – молодым, чтобы не упустить время и сохранить своё здоровье?
Ответ один – вести активный образ жизни, отказаться от вредных привычек. К сожалению, не каждый это понимает. Единственный выход - пропаганда здорового образа жизни.
Силами инициативной группы из числа обучающихся техникума, мы решили реализовать социальный проект «Спорт – залог здоровья!», направленный на организацию здорового образа жизни молодых людей. В процессе работы мы обратили внимание на то, что:
здоровый образ жизни (т.е.увлечение спортом и физической культурой, знание и грамотное соблюдение правил здорового питания и ухода за собой и др.);
подросткам, желающим заниматься спортом, сложно определиться, в каком виде спорта себя попробовать. Они не могут выбрать секцию, а пока раздумывают, желание активной спортивной деятельности пропадает и часто заменяется вредными привычками;
призывая к здоровому образу жизни, преподаватели чаще всего говорят об опасности вредных привычек. Мы в своей работе по ЗОЖ также использовали этот подход. Он приносит свои плоды, но ненадолго.
Исходя из всех этих проблем, мы решили основать свой проект на следующих принципах:
- позитивный характер всех дел и их названий;
- оптимизм и вера обучающихся в себя, свои способности;
- разнообразие форм и направлений деятельности;
- ориентация на личность, учет разнообразия потребностей и интересов;
- обмен позитивным опытом среди обучающихся.
Соблюдение всех этих принципов мы считаем преимуществами нашего проекта. Кроме этого преимуществом является наличие опыта работы и сплоченность проектной группы.
Цели проекта:
популяризация и повышение ценности здорового образа жизни среди обучающихся ГБПОУ КК АИСТ через вовлечение молодых людей в занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и формирование активной жизненной позиции;
определение условий для сохранения здоровья преподавателей, обучающихся и родителей техникума. Для этого было проведено теоретическое и практическое исследование.
Задачи проекта:
-активная пропаганда здорового образа жизни;
- профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности;
-стимулирование и поддержка деятельности самоуправления;
-формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
-повышение двигательной активности обучающихся;
- формирование потребности коллективной работы;
-воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношение к своему здоровью.
План проведения проекта:
Этап | Деятельность преподавателя и обучающихся | Время |
1 | Вводная часть выбор наиболее важной проблемы и ее осознание формулировка основополагающего вопроса выдвижение гипотез решения формулировка проблемных вопросов создание рабочей группы | 1 неделя |
2 | Теоретическая часть работы группы: анализ литературы по проблеме поиск информации в Интернете изучение мнения СМИ по проблеме анализ телепрограмм изучение материалов штаба воспитательной работы техникума по проблеме | 2 недели |
|
3 | Практическая часть работы группы: интервью с медицинским работником техникума составление вопросов анкет для преподавателей, обучающихся, родителей анкетирование и обработка результатов анализ полученных данных, формулирование выводов подбор материала из различных источников информации о возможных способах сохранения здоровья определение продукта проекта | 2 недели |
4 | Оформительская и презентетивная часть работы: выставка рисунков “Мы выбираем здоровье!!!” агитбригада “Здоровье – это здорово!!!” здоровьесберегающие листовки для обучающихся, преподавателей и родителей презентация результатов работы | 1 неделя |
5 | Предполагаемый результат | 1 неделя |
Содержание проекта
Вводная часть проекта
Чтобы выявить причины показателей заболеваемости и составить ряд рекомендаций, поддерживающих здоровье преподавателей, обучающихся и их родителей была сформирована рабочая группа.
Планируя работу проекта, были определены индивидуальные планы работы каждого в группе по своей исследовательской задаче:
по анализу теоретической части проблемы;
по составлению вопросов анкеты, которые в среде преподавателей обучающихся и родителей вызывают наибольшие дискуссии;
по обработке данных анкет;
по подбору рекомендаций, позволяющих поддерживать здоровье;
по оформлению продукта проекта;
по подготовке презентации проекта.
Теоретическая часть (анализ фактов)
Теоретическое исследование содержит сведения, необходимые для определение условий сохранения здоровья обучающихся и преподавателей.
Изучив теоретическую часть по проблеме, используя Интернет, СМИ, радио и телевидение, были определены причины снижения уровня здоровья обучающихся: малоподвижный образ жизни, накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. В 16 лет повышение давления до 130/80 – распространенное явление. Ребята разведенных родителей чаще болеют гипертонией. По данным российских ученых 30-40% ребят имеют избыточный вес. По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.
Как помочь обучающемуся, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью?
Практическая часть
Практическая часть исследования проводилась среди обучающихся 1-2 курсов, их родителей и преподавателей-предметников, работающих с этими группами. Возраст обучающихся 16-19 лет, учителей 30-55 лет.
Определение условий для сохранения здоровья обучающихся и преподавателей мы начали с изучения показателей заболеваемости среди обучающихся и преподавателей нашего техникума. В интервью с медицинским работником техникума было выявлено следующее: на вопрос, с какими болезнями к вам чаще всего обращаются, ответ был таков: “…чаще всего ко мне обращаются с вирусными заболеваниями…”.
- Сколько примерно человек к вам обращается в день?
- Примерно в день к нам заходит по 10 обучающихся.
- Как часто и с какими жалобами к вам обращаются учителя?
- …преподаватели обращаются к нам довольно часто, в основном с повышенным давлением…
- Сколько за год преподавателей и обучающихся болеют по справке?
- …Если округлить, то примерно 550 обучающихся и преподавателейучителей…
Проведя день с медицинским работником, мы увидели, что наиболее частая жалоба с которой обращаются обучающихся – головная боль и боли в животе, преподаватели – повышенное давление.
Следующим этапом работы стала разработка вопросов анкет для преподавателей, обучающихся, их родителей с учетом актуальности проблемы.
Составляя вопросы анкеты для преподавателей, были учтены возрастные данные педагогов, педагогический стаж, общий уровень здоровья и болезни, связанные с педагогической деятельностью. Отдельные вопросы были направлены на выявление занятий, которые педагогам помогают поддерживать себя в стабильном физическом и эмоциональном состоянии, а также пожелания по сохранности здоровья.
При обработке данных анкеты было выявлено:
более половины педагогов считают себя относительно здоровыми;
преподаватели стараются не пользоваться “больничным”;
основным фактором, негативно влияющим на здоровье были отмечены:
80% опрошенных связывают свои заболевания с педагогической деятельностью;
только около половины преподавателей-предметников питается в столовой техникума;
лишь 32% преподавателей уделяют внимание своему физическому здоровью: активно занимаются спортом, делают утреннюю гимнастику, гимнастику для глаз или другие виды упражнений;
настроение педагогов, идущих на работу разнообразное: позитивное, нормальное, рабочее, в зависимости от общего самочувствия, удовлетворительное;
настроение после работы – уставшие, и даже очень уставшие, но довольные;
в каникулы настроение педагогов – у всех хорошее;
ответы на вопрос об условиях в пределах техникума, помогающих преподавателю в рабочее время сохранять работоспособность, хорошее настроение и даже здоровье в основном сводились к общим пожеланиям – доброжелательная атмосфера; терпимое отношение друг к другу; побольше позитива, меньше негатива; хорошая комната отдыха для преподавателей; чай, кофе между уроками; материальное стимулирование; сначала надо думать – а потом говорить; доступность в работе с компьютером;
ассоциации при упоминании слова «здоровья» следующие: хорошее самочувствие, здоровый образ жизни, ничего нигде не болит, здоровый сон, бодрость, высокая работоспособность, хорошее питание и отдых;
о рецептах поддержания здоровья: позитивное настроение; движение жизнь, занятия спортом, ни куда не торопиться, позитивный настрой, фрукты, сладости, занятие любимым делом, погулять на природе, шопинг по магазинам, получать удовольствия, не забивать голову мнимыми проблемами.
Проведенное анкетирование выявило проблемы, связанные со здоровьем преподавателей:
При обработке данных анкеты для обучающихся было выявлено:
на вопрос, считаешь ли ты себя здоровым человеком - 67% обучающихся ответили - да, 9% - нет, 24% - не очень;
часто болеют – 57%
основным фактором, негативно влияющим на здоровье, были отмечены:
наибольшее количество опрошенных беспокоят проблемы связанные с повышенной утомляемостью, головной болью и плохим сном;
с учебной деятельностью связывают такие заболевания как – снижение зрения, утомляемость, головная боль, плохой аппетит, плохой сон;
ответы на вопрос об условия в пределах техникума, помогающих обучающемуся в учебное время сохранять работоспособность, хорошее настроение и даже здоровье таковы: прогулки, разминки, больше уроков физкультуры, тишина в группе, побольше отличных отметок;
ассоциации при упоминании слова “здоровья” следующие: это когда человек здоров, спортивная жизнь, не болеть, питание, хорошее настроение, хорошее самочувствие, режим дня, долгий сон;
о рецептах поддержания здоровья ученика: заниматься спортом, активно двигаться, делать зарядку, рано ложиться спать, правильно питаться, тепло одеваться.
Полученные результаты анкетирования обучающихся свидетельствуют о том, что негативное влияние на здоровье оказывают:
несоблюдение режима дня (итог – плохой сон, недосыпание)
нерациональное питание
низкая физиологическая приспособляемость к стрессу.
Наиболее распространенное заболевание среди обучающихся – головная боль и повышенная утомляемость.
По мнению родителей, основными факторами, негативно влияющими на здоровье ребенка, являются: несоблюдение режима дня, перегрузка домашними заданиями, мало времени для отдыха, низкая физическая активность. На вопрос, что вы предпринимаете для сохранения здоровья вашего ребенка, ответы следующие: регулярное, правильное питание, прием витаминов, соблюдение режима дня.
Задача следующего плана проекта – подбор материала из различных источников информации о возможных способах сохранения здоровья и поддержания оптимистического жизненного настроения. Также был определен продукт проекта, в котором будет содержаться подобранная информация – здоровьесберегающие листовки «Береги здоровье!!!».
Оформительская и презентативная часть работы
Последними этапами проекта являются: оформление и презентация.
Презентативная часть представлена выставкой рисунков «Здоровье – это здорово!!!», электронной презентацией, здоровьесберегающими листовками «Береги здоровье!!!» для преподавателей и родителей, практические советы которых помогут в какой-то степени сохранить здоровье и улучшить настроение.
При оформлении листовок учитывались: четкость и размер шрифта, доступность информации по применению к действию.
В презентативную часть вошло выступление агитбригады «Расти здоровым!!!» с целью дать ребятам представление о здоровом образе жизни, помочь обучающимся задуматься о необходимости быть здоровым.
Предполагаемый результат
Снижение уровня заболеваемости среди обучающихся и преподавателей;
Формирование у обучающихся представления об общих человеческих ценностях, здоровом образе жизни;
Вовлечение обучающихся в спортивные секции.
В ходе работы над проектом подростки смогут лучше пообщаться в неформальной обстановке, приобретут навыки коллективного творчества и смогут самореализоваться.
Уважаемые преподаватели, просим Вас ответить на вопросы анкеты, результаты которой будут использованы для проекта «Спорт – залог здоровья»
1. Ваш возраст?_____
2. Ваш педагогический стаж?_________
3. Считаете ли Вы себя здоровым человеком?_______
4. Часто ли Вы болеете?_________
5. Всегда ли пользуетесь “больничным” когда заболеваете?_________
6.Пронумеруйте факторы, негативно влияющие на ваше здоровье, в приоритетном порядке (1,2,3…)
_____нерациональное питание_____низкая физиологическая активность_____повышенное давление
_____стресс_____иные факторы (укажите какие именно)________________________
7. Беспокоят ли Вас проблемы, связанные со снижением зрения? _________
Если да, каковы причины снижения зрения?____________________________
8. Обедаете ли Вы в столовой техникума?____________________________
Если не обедаете, то почему?______________________________________
9. Занимаетесь ли Вы спортом, спортивными увлечениями, делаете ли утреннюю гимнастику или гимнастику для глаз, другие виды гимнастик или упражнений, позволяющих Вам поддерживать здоровье? (подчеркнуть)
10.. Считаете ли Вы Ваш отдых после работы и в выходные полноценным?
Если нет, то почему?______________________________________________
11. Есть ли у Вас хронические заболевания?___________
12. Какие из этих заболеваний Вы связываете с педагогической деятельностью?_________________________________________________
13. С каким настроением чаще всего Вы идете утром на работу?________
С работы? _____________
В каникулы?______________
14. Ваши ассоциации при упоминании слова “здоровье”?________________
16. Ваш рецепт поддержания здоровья преподавателя?______________________
____________________________________________________________________________________________
Дорогой обучающийся, просим тебя ответить на вопросы анкеты, результаты которой будут использованы для проекта «Спорт – залог здоровья!»
Твой возраст?_________
Считаешь ли ты себя здоровым человеком?_________
Часто ли ты болеешь?_________
Если да то, какие заболевания наиболее часты?____________________
Пронумеруй факторы, негативно влияющие на твое здоровье, в приоритетном порядке (1, 2, 3…)
_____нерациональное питание
_____низкая физическая активность
_____несоблюдение режима дня
_____стресс
_____иные факторы (укажи какие)________________________________
Беспокоят ли тебя проблемы связанные: с повышенной утомляемостью, пониженным настроением, слабостью, головной болью, снижением зрения, плохим сном, плохим аппетитом, обострением хронических заболеваний? (Подчеркни характерные для тебя проблемы) Каковы причины проблем? ______________________
Какие из заболеваний ты связываешь с учебной деятельностью?______
__________________________________________________________
Какие условия в пределах техникума помогут тебе в учебное время сохранять работоспособность, хорошее настроение и здоровье?_____
__________________________________________________________
Твои ассоциации при упоминании слова «здоровье»?_____________
__________________________________________________________
Твой рецепт поддержания здоровья обучающегося?____________________
__________________________________________________________
Уважаемые родители, просим ответить вас на вопросы анкеты, результаты которой будут использованы для проекта «Спорт – залог здоровья!»
Часто ли болеет ваш ребенок?__________
Если да, каковы причины?_____________________________________
___________________________________________________________
Пронумеруйте факторы, негативно влияющие на здоровье вашего ребенка, в приоритетном порядке (1, 2, 3…)
_____нерациональное питание
_____низкая физическая активность
_____несоблюдение режима дня
_____стресс
_____иные факторы (укажи какие)________________________________
__________________________________________________________
Занимается ли ваш ребенок спортом, спортивными увлечениями, делает ли утреннюю гимнастику или упражнения, позволяющие поддерживать здоровье?_____________________________________
Какие условия в пределах техникума, на ваш взгляд, помогут ребенку сохранять здоровье?________________________________________
____________________________________________________________
__________________________________________________________
Что вы предпринимаете для сохранения здоровья вашего ребенка?__
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Составьте собственный свод из 10 заповедей здоровья для вашей семьи:
1.________________________________________________________
2.________________________________________________________
3.________________________________________________________
4.___________________________________________________________
5.________________________________________________________