Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 24»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«В здоровом теле — здоровый дух»

Работу выполнили:
Волонтерское объединение
МБОУ школа № 24
Школа Активной Работы (ШАР)
г.Дзержинск, 2015 год
Содержание
Актуальность проекта.......................................................................................3
География проекта............................................................................................4
Целевая аудитория, количество участников..................................................4
Цель, задачи проекта........................................................................................5
Содержание проекта.........................................................................................5
Критерии эффективности.................................................................................6
Взаимодействие с другими организациями....................................................6
Ожидаемые результаты....................................................................................7
Сроки выполнения, полная стоимость...........................................................8
Приложения.......................................................................................................9
0
Актуальность проекта
Охрана здоровья детей- это приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой.
Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Данный проект разработан с целью приобщения школьников к здоровому образу жизни. Наше будущее зависит от сегодняшних выпускников, от их физического и нравственного здоровья. Но за годы учёбы в школе здоровье многих детей ухудшается. По ряду показателей сформировались негативные тенденции: увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также большое число курящих школьников. Вовлечение учащихся в реализацию проекта поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.
Одной из наиболее эффективных форм профилактической работы в молодежной среде является организация волонтерских объединений по противодействию злоупотреблению ПАВ и пропаганде здорового образа жизни.
Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность − все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.
Привлечение школьников к работе в волонтерских отрядах по противодействию злоупотреблению ПАВ и пропаганде здорового образа жизни позволяет сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются, развить чувство самоуважения и ответственности. Международная практика и накопленный в нашей стране опыт показывают, что добровольческий труд, являясь лишь одной из возможных форм социализации, играет важную роль в процессе формирования у молодежи первичных знаний, опыта, ценностей и полномочий, необходимых для того, чтобы стать социально активными, ответственными гражданами.
0
Именно добровольчество является сегодня одним из действенных и
эффективных инструментов реализации государственной молодежной политики.
За счет волонтеров значительно увеличивается количество представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.
В своей работе волонтеры используют:
- тесты, анкеты, опросы, викторины (совместно с образовательным учреждением);
- проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;
- распространение информации (через раздачу буклетов);
- встречи со специалистами;
- выставки плакатов, листовок, рисунков, вернисажи;
- творческая деятельность (разработка игр, массовых акций, брошюр, видеороликов);
Привлечение подростков к профилактической работе обеспечивает наибольшую результативность и эффективность такой работы. Так как при распространении идей ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека – не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать − привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации − передача ее кому-либо.
География проекта
г. Дзержинск, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 24»
Целевая аудитория
Учащиеся 1-9 класса выступают в роли активных участников проекта и основной целевой аудиторией
Количество участников
Все обучающиеся школы (6-17 лет), а подростки (ученики 7 – 8 классов) действуют как организаторы мероприятий и наставники младших товарищей, так и участники мероприятий.
0
Цель проекта
1.Пропаганда, реклама здорового образа жизни, занятий спортом.
Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение здоровья школьников через организацию комплекса творческих, спортивных и
познавательных мероприятий, призванных показать, как здорово, престижно и интересно вести здоровый образ жизни
Задачи проекта
Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
Создавать условия для формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;
Оказывать помощь в воспитании активной жизненной позиции;
Способствовать организация полезного проведения свободного времени;
Участвовать в работе по профилактике асоциального поведения;
Продвигать идеи волонтёрского движения;
Содержание проекта
№ п/п | Наименование мероприятия | Ответственные |
-
| Анкетирование по питанию | Волонтеры |
-
| Анкетирование по ЗОЖ | Волонтеры |
-
| Подготовка физкультминуток | Волонтеры |
-
| Зарядка в начальной школе в группе продленного дня | Волонтеры |
-
| Встреча с врачом наркологом-психологом | врач нарколог-психолог |
-
| Беседа медработника: "Профилактика и коррекция нарушения зрения" | медицинский работник |
-
| Встреча с представителем УСЗН | представитель УСЗН |
-
| Досуговое мероприятие «В здоровом теле — здоровый дух» | Волонтеры |
-
| Разработка буклета «В здоровом теле — здоровый дух» | Волонтеры |
-
| Тренинг психолога ПМС - центра | психолог |
-
| Беседа инспектора по делам несовершеннолетних «Законодательство для несовершеннолетних» | инспектор по делам несовершеннолетних |
-
| Конкурс рисунков «Витамины» | Волонтеры |
0 |
-
| Школьное мероприятие «Едим в школе» | Волонтеры и учащиеся 1-9 классов |
-
| Школьная книга рецептов для школьной столовой | Волонтеры и учащиеся 1-9 классов |
-
| Беседа медработника: "Профилактика и коррекция нарушения осанки". | медицинский работник |
-
| Создание плакатов для медицинского кабинета «Если хочешь быть здоровым» | Волонтеры |
-
| Классные часы: "Правильное питание", "Твой режим дня", "Память и внимание", "Я здоровье берегу - сам себе я помогу" | Классные руководители |
-
| Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни» | Волонтеры и учащиеся 1-9 классов |
-
| Подвижные игры на переменах. | Волонтеры |
-
| Спортивные соревнования: - «Веселые старты» - Волейбол - Баскетбол - Лыжные соревнования | Учитель физкультуры |
Критерии эффективности
Основным методом оценки результата деятельности в процессе осуществления проекта будет выступать критерий сформированности у школьников правильного понимания здорового образа жизни.
Основными показателями такого критерия будут служить:
- активизация познавательной деятельности учащихся
- информированность по теме проекта
- активный образ жизни (занятия спортом и творчеством, посещение кружков по интересам, спортивных секций)
Предполагаемые методы регистрации показателей: наблюдение и анкетирование учащихся на разных этапах реализации проекта, анализ результатов
Взаимодействие с другими организациями
Дзержинская детская поликлиника № 8 – медицинский работник;
Дзержинский наркологический диспансер – врач нарколог-психолог;
Отдел полиции № 2 – инспектор по делам несовершеннолетних;
Комбинат питания – работники школьной столовой;
Управление социальной защиты населения (УСЗН) г. Дзержинска – представитель;
ПМС – центр г. Дзержинска – психолог.
0
Ожидаемые или полученные результаты проекта
Повышение уровня здорового образа жизни как компонента профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ.
Выработка у учащихся сознательного отношения к здоровому образу жизни.
Вовлечение учащихся в альтернативные виды организации досуга.
Овладение эффективными формами общения, информационными технологиями, развитие коммуникативных умений; развитие организаторских навыков.
№ п/п | Критерий | Методы и формы | Показатель, результат |
1 | Физическое развитие | -мед. заключение по результатам мед. осмотра; -консультации специалистов - мониторинг физической подготовленности и показателей здоровья -диагностика физических качеств и индекса здоровья | Индивидуальная карта здоровья; справка – анализ о пропусках занятий по болезни (снижение) |
2 | Психическое здоровье | -анализ социометрии; -анкетирование; -индивидуальные беседы | Улучшение самооценки и показателей адаптивности |
3 | Коммуникативные навыки | -наблюдение; -анкетирование; -классные часы, коллективные КТД и др. мероприятия | Воспитана культура взаимоотношений; Владение навыками самообслуживания |
4 | Саморегуляция здоровья | -тест- анкета «Моё здоровье»; -анализ решения валеологических задач; -анализ соблюдения режима дня; -занятия в спортивном кружке | Ребёнок владеет способами сохранения собственного здоровья |
0
Сроки выполнения
2015 – 2016 год
Полная стоимость
№ п/п | Наименование статьи | Количество | Цена (руб.) | Стоимость |
1 | Ватман | 12 | 15 | 180 |
2 | Скотч | 2 | 60 | 120 |
3 | Грамоты | 30 | 15 | 450 |
4 | Канцтовары | 2 | 70 | 140 |
5 | Бумага А4 | 2 | 250 | 500 |
6 | Набор файлов | 8 | 50 | 400 |
7 | Краска для принтера | 2 | 350 | 700 |
8 | Карта памяти для фотоаппарата | 1 | 600 | 600 |
9 | Непредвидимые расходы | | 300 | 600 |
Итого | 4000 рублей |
0
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Физкультминутка. А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Вышел клоун
Вышел клоун на арену, Поклонился всем со сцены, Вправо, влево и вперед... Поклонился всем как мог. (Поклоны.)
Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)
Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)
Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.)
Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук "дернули за гири".)
Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)
Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.)
0
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АНКЕТА ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-10 КЛАССОВ
Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, поставив от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).
- Иметь много денег.
- Быть здоровым
- Иметь хороших друзей.
- Быть самостоятельным (самому принимать решения и обеспечивать себя)
- Много знать и уметь
- Иметь работу
- Быть красивым и привлекательным.
Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?
Из перечисленного выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.
- Регулярные занятия спортом.
- Знания о том, как заботиться о своём здоровье.
- Хорошие природные условия.
- Возможность лечиться у хорошего врача.
- Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать.
- Отказ от вредных привычек.
Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?
Режимные моменты | Ежедневно | Несколько раз в неделю | Очень редко, никогда |
Утренняя зарядка | | | |
Завтрак | | | |
Обед | | | |
Ужин | | | |
Прогулка на свежем воздухе | | | |
Занятия спортом | | | |
Душ, ванна | | | |
Сон не менее 8 часов | | | |
0
Можно ли сказать, что ты заботишься о здоровье? (отметь нужное)
- Да, конечно.
- Забочусь недостаточно.
Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?
- Да, очень интересно и полезно.
- Интересно, но не всегда.
- Не очень интересно.
Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?
Источник информации | Часто | Иногда | Никогда |
В школе | | | |
От родителей | | | |
От друзей | | | |
Из книг и журналов | | | |
Из передач радио и телевидения | | | |
Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в школе:
- Уроки, обучающие здоровью.
- Беседы о том, как заботиться о здоровье в ГПД.
- Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье.
- Спортивные соревнования.
- Викторины, конкурсы.
- Праздники, вечера на тему здоровья.
- Дни здоровья.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Классный час "Я здоровье берегу! Сам себе я помогу"
Цели:
формировать у ребенка чувство ответственности за сохранение и укрепление здоровья
расширить знание и навыки по гигиенической культуре.
воспитать человека, который может заботиться о своем здоровье.
Оборудование: рисунки детей, плакаты, поезд, название станций.
Девиз: «Идти вперед и не сдаваться!»
– Ребята, что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме?
– Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда. Наш разговор о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье. Сегодня мы совершим путешествие по стране Здоровье.
В путь дорогу собирайся,
За здоровьем собирайся.
1 станция «Режим дня»
1. Подьем. Зарядка. Умыться. Причесаться. 6.30-7.20.
2. Завтрак в 7.20.
3. Выход из дома.
4. В класс приходим за 10-15 минут до звонка.
5. В школе мы получаем горячее питание.
6. В 13.10 идем домой.
7. Обед в 13.30. После обеда – отдых в 14.00, 15.20
8. Выполнение домашнего задания в 16.00
9. В 17.40 – приступим к любимым занятиям, помощь по дому.
10. В 19.00. Ужин. После ужина посмотреть телевизор, но не более 30-40 минут. Перед сном провести гигиенические процедуры.
11. Сон в 21.00. Детям 6-9 лет рекомендуется спать 10-11 часов.
Если человек после сна встает бодрый значит продолжительность сна достаточная.
Вывод: Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровыми – нужно соблюдать режим дня.
Речедвигательная гимнастика:
У лисицы острый нос (показывают руками
У неё пушистый хвост поглаживают воображаемый хвост,
Шуба рыжая лисы бока, грудь.
Лиса павою похаживает величаво идет, оглядывается на свой хвост
Шубу пышную поглаживает, поворачивает голову влево, вправо)
2 станция «Чистюлькино»
Работа в парах «Собери пословицу»
«Чистота – залог здоровья»
«Чисто жить – здоровым быть»
«Чистота – лучшая красота»
«Чистота и здоровье – родные сестра»
«Чист источник – чист ручей»
«Чистая вода для хвори беда»
Учащиеся высказывают, как они понимают пословицу.
Конкурс загадок о средствах гигиены
1. Гладкое, душистое, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было
Что это такое? (Мыло)
2. Костяная спинка,
На брюшке – щетинка
По частоколу прыгала
Всю грязь вымыла. (Зубная щетка)
3. Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана
Овцу в нем видела овца,
А обезьяну – обезьяна
Но вот подвели к нему Федю Баранова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало)
4. Лёг в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю,
Им утрет потоки слёз
Не забудет и про нос. (Носовой платок)
Оздоровительная минутка
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться
Зубную пасту мы берем,
Крепко щёткой зубы трём,
Моем шею, моем уши
После вытремся посуше
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево
И тихонечко садись!
3 станция «Правильное питание»
– Ребята, нам принесли письмо от Карлсона и вот, что он пишет.
«Здравствуйте, друзья! Своё письмо пишу я из больницы. У меня ухудшается здоровье: болит голова, в глазах звездочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-колу. Это моя любимая еда. Наверное я скоро буду здоров.
Ваш Карлсон».
– Как вы считаете, скоро ли поправится Карлсон? Верно ли Карлсон составил меню?
(Группа детей, заранее готовит ответы)
Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов поступает в организм вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи, фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно. Так же мы должны кушать мясо, яйцо, масло, рыбу, углеводы, жиры, минеральные вещества. А наиболее подходящее блюдо для завтрака – каша. Она содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом.
Дыхательная гимнастика: «Собираем фрукты»
И.п.– стоя, ноги слегка расставлены, одна рука на поясе, вторая согнута в локте – перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Вдох через нос – поднять руку вверх, выдох – вернуться в и.п. произнося: «ш-ш-ш».
4 станция «Спортивная»
Каждая группа заранее готовит для показа комплекс упражнений:
а) для утренней гимнастики.
б) для осанки.
в) для глаз.
Гимнастика для глаз
Упражнения:
Крепко закрыть глаза на 3-5 сек. Открыть глаза на 3-5 сек.
Быстрое моргание 1-2 мин.
Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.
Поставь палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см., направить взгляд на палец 3-5 сек.
5 станция «Закаливание»
– Солнце, воздух и вода – … (дети продолжают)
– Как можно закаливать свой организм? (Ответы детей)
Вывод: Закаливание надо начинать постепенно: с ног, с прохладной воды, всё выше и выше, начинать надо в летнее время. Спать зимой (если не сильный мороз) с открытой форточкой, а летом – с открытым окном. В школе мы регулярно проветриваем кабинет – это помогает нам быть здоровыми, бодрыми, меньше болеть, быть закаленными.
Ритмический танец под музыку
Вот я вижу куст растет в лесу (делают два полуприседания, соединяя над головой руки)
Воробьи играют в чихарду (отводят руки назад, слегка наклоняют корпус вперед, переступая на носках)
Вижу пса смешного своего (руками показать опушенные «ушки»)
А теперь не вижу ничего (закрывают глаза ладонями)
Видим солнце золотое, небо (руки поднимают вверх, описывают круг)
Видим приближение грозы (покачивают поднятыми вверх руками)
До чего же это интересно (разводят руки в стороны)
Открывать и закрывать глаза! (закрывают глаза ладонями и открывают, переступая с ноги на ногу)
6 станция «Вредные привычки
– Курение вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и др. органы. Особенно вреден для растущего организма.
Алкоголизм – у пьющего человека ухудшается память, нарушается координация движения, постепенно отказывают органы.
Наркомания – употребляя дурманящие , ядовитые вещества человек разрушает здоровье.
Находясь в состоянии наркотического дурмана, люди наносят вред себе и окружающим людей. Многие не доживают до 30 лет.
Вывод: Веди здоровый образ жизни! Не заводи вредных привычек.
7 станция «Не болей»
– Как уберечься от простуды? (Ответы детей)
Вывод: Не ходи с мокрыми ногами. Одевайся так, чтобы не мерзнуть. Если попал под дождь и промок, беги домой, чтобы просушиться. Если заболел гриппом, простудился или заболел другой болезнью – немедленно обратить к врачу.
Биологический массаж
Чтобы горло не болело (поглаживают сверху вниз)
Мы его погладим смело
Чтоб не кашлять, не чихать
Надо носик растирать (указательным пальцем растирают крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем, (прикладывают ко лбу ладонь растирают его движениями).
«Вилку» пальчиками сделай
Массируй ушки ты умело (раздвигают указательный и средний пальцы и растираем точки за ушами)
Знаем, знаем – да, да, да! –
Здоровье нужно всем всегда!
8 станция «Природа – наш помощник»
– Человек – часть природы. Болеет природа, болеет и человек. Природа лучгий друг человека. Она во всём помогает нам.
Игра «А знаешь ли ты?»
– Как почистить зубы в лесу? (Мятой, древесным углем, распущенной веточкой сосны, ели, дуба)
– Какое дерево избавляет ноги от пота, запаха, трещин. (Кора дуба)
– Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, моют голову настоем, умываются. (Чистотел)
– При ушибах используют листья этого растения. (Подорожник, лопух)
– Листья этого растения обжигают нас. Сок из листьев – спасает нас. Весной его используют на суп. Голову мыть его отваром – волосы хорошо растут. (Крапива)
– Как в лесу обойтись без мыла? (Трутовик, зола)
– Волосы приобретут золотистый оттенок, если вымыть в отваре этого растения. (Ромашка)
– Наше здоровье зависит от благоприятных условий окружающей среды.
Вывод: Помогать взрослым озеленять наши дворы, улицы, следить за чистотой школы, пришкольной территории, улиц, дворов, своего дома. Я здоровье берегу! Сам себе я помогу!
Рефлексия
Дети показывают знак и высказывают свое мнение:
«+» – уже знал,
«–» – это для меня ново,
«!» – интересная информация,
«?» – это мне не понятно.
Плохие привычки мешают нам жить
Друг другу поможем сейчас их забыть
Не будем ругаться, друзей обижать
Поможем друг другу плохое забыть,
Здоровьем окрепнуть и правильно жить
0