СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект "За чистоту родного языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на сохранение родного языка и работу по углубления знаний по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "За чистоту родного языка"»

Социальный проект «За чистоту родного языка»

для обучающихся 5-6 классов


Ушли уже в прошлое рефераты и доклады, скачанные учащимися из Интернета. Такие виды работ не развивают творческого потенциала школьников и мало что дают в образовательном смысле. Гораздо интереснее что-то создавать самим, так сказать, решать проблему в прикладном плане. Этим мы и занимаемся в своей проектной деятельности на уроках и во внеурочное время. Помогает мне в этом и кружок «Творческая мастерская», на занятиях которого мы с ребятами осваиваем мультимедийные технологии и пробуем создать что-то нужное как учителю, так и ученикам.

В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более двадцати лет технология проектной деятельности, более известная в педагогике как так называемый метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словаре иностранных слов, проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма;

предварительный текст какого-либо документа.

Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, практическая деятельность, направленная на решение интересной проблемы.


История возникновения и развития метода учебный проектов


Сами по себе проектные идеи в педагогике не новы. Метод проектов разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Согласно теории Джона Дьюи

• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

• в усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

• ребенок усваивает материал, не просто слушая и воспринимая материал, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

• проблематизация учебного материала;

• активность ребенка;

• связь обучения с жизнью, игрой, трудом.

В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Так, тема «Работа в гончарной комнате» предполагала не только формовку, роспись и обжиг различной посуды, но и получение знаний о составе и свойствах глины, географии ее залежей, равно как и проведение загородных экскурсий, посещение музеев и библиотек.

После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.


Целью проектной деятельности является


- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.


Задачи проектной деятельности:


- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сборов и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четки информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).


1. Исследовательский проект

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

При выполнении проекта ученик:

- структурирует проект в логике научного исследования;

- включает в проект аргументацию его актуальности;

- определяет объект и предмет исследования;

- обозначает цели и задачи проектного исследования, формулирует гипотезу исследования;

- определяет методы исследования;

- конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования;

- определяет пути решения проблем;

- осваивает новое опытным путем;

- оформляет проект в виде выводов;

- подтверждает или опровергает гипотезу;

- выходит на новый спектр проблем.


2.Информационный проект


Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность – методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки») и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными факторами, аргументированные выводы) – результат (статья, реферат, доклад, видео) – презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

- Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции;

- Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией;

- Обобщает и анализирует информацию;

- Делает выводы;

- Корректирует поиск по уточненным направлениям;

- Анализирует и обобщает новые факты;

- Проводит презентацию;

- Организует проведение «внешней» оценки.



3. Творческий проект



Такой проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принято логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции);

- договаривается с группой или учителем о жанре;

- развивает проект в подчинение жанра конечного результата;

- стремится получить творческий продукт,

- задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.


4. Игровой проект


В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;

- намечает «игровые» роли;

- подчиняет логику содержанию проекта;

- моделирует ситуации;

- проигрывает «виртуальные реальности».


5. Практико-ориентированный проект


Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

- Обозначает результат в начале проектной деятельности;

- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера;

- Получает конкретный материальный продукт…

- Задает жесткую структуру;

- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера;

- Получает конкретный материальный продукт, который заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города и т.д., например, учебное пособие для кабинета по предмету. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решать поставленную проблему.

Продуктивно повторять и обобщать пройденный материал, давая учащимся задания создать тест, кроссворд или викторину. Думаю, многие это делают. Но еще лучше – оформить работу в Виде презентации. Тогда это и нагляднее, и легче используется на уроке.


Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.


Рефлексивные умения:


• умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?


Поисковые (исследовательские) умения:


• умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

• умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

• умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);

• умение находить несколько вариантов решения проблемы;

• умение выдвигать гипотезы;

• умение устанавливать причинно-следственные связи.


Навыки оценочной самостоятельности.


• умения работать сотрудничая:

• умения коллективного планирования;

• умение взаимодействовать с любым партнером;

• умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

• навыки делового партнерского общения;

• умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.


Менеджерские умения и навыки:


• умение проектировать процесс (изделие);

• умение планировать деятельность, время, ресурсы;

• умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

• навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).


Коммуникативные умения и навыки:


• умение проектировать процесс (изделие);

• умение планировать деятельность, время, ресурсы;

• умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

• навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).


Коммуникативные умения:


• умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

• умение вести дискуссию;

• умение отстаивать свою точку зрения;

• умение находить компромисс;

• навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.


Презентационные умения и навыки:


•навыки монологической речи;

• умение уверенно держать себя во время выступления;

• артистические умения;

•умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

• умение отвечать на незапланированные вопросы.


проблема




портфолио


поиск




Участник проекта


проектирование


презентация





проект

продукта











Участники проекта:

В проекте могут принять участие обучающиеся нашей гимназии, а также все, кто неравнодушен к проблемам.

Сроки реализации социального проекта: с 01.09.2017 по 01.09.2019.

Мероприятия


п/п


Сроки

Ответственный

1.

Создание слоганов, плакатов и рисунков, отражающих тематику проекта м и его цели.

в течение года

преподаватели русского языка и литературы

2.

Участие в неделе правовых знаний по изучению административного законодательства об ответственности за сквернословие.


преподаватели истории и права

3.

Оформление спецвыпуска стенной газеты «За чистоту родного языка»

неделя русского языка и литературы

февраль 2017г.

участники проекта и желающие

4.

Организация выставки литературных и периодических изданий по проблемам

неделя русского языка и литературы февраль 2017 года

заведующая библиотекой

5.

Проведение анкетирования среди параллелей 5-6 классов по поднятой проблеме

сентябрь 2017 года

преподаватели русского языка и литературы

6.

Конкурс сочинений, эссе «Священное умение говорить»

В рамках недели русского языка и литературы

5-6 классы преподаватели русского языка и литературы

7.

Подготовка к классному чтению «Сквернословие – скверна душа»

декабрь 2017 года

6 класс

8.

Акция «Смоем позор со стен и заборов»

октябрь в рамках проведения субботника к Дню города

обучающиеся гимназии

9.

Участие в школьном конкурсе чтецов, посвященных Дню родного языка

Февраль

Ежегодно

преподаватели русского языка и литературы, библиотекари

10.

Участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе

октябрь-ноябрь 2017 года

преподаватели русского языка и литературы

11.

Участие в муниципальном и региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе



12.

Участие в игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех»

февраль

преподаватели русского языка и литературы

13.

Участие в школьном Дне науки

февраль

преподаватели русского языка и литературы

14.

Выпуск устного журнала «Молодежь за чистоту русского языка»

апрель

5-6 классы