Семинарское занятие по теме
«Социальные утопии и антиутопии в философии и литературе»
Цель занятия: изучение особенностей утопий и антиутопий
Тип семинара: семинар- развернутая беседа
Задачи семинара:
-учебная- углубление знаний об отличиях в определении понятий «утопия» и «антиутопия», систематизация знаний об основных положениях социальных утопий, особенностях утопического мышления, причинах появления утопий и антиутопий, конкретизация взглядов философов на проблему создания идеального общества, человека;
-развивающая-развитие логического мышления студентов, приобретение умений работать с различными источниками информации, формирование умений и навыков анализа фактов, явлений, проблем;
-воспитательная-воспитание навыков самостоятельной работы с литературой, культуры общения, мышления, привитие интереса к чтению, формирование потребности рационализации учебно- познавательной деятельности и организации досуга;
-контролирующая- контроль за качеством усвоения студентами учебного материала.
Словарь урока:
- утопия - развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии; - тоталитарное государство – полный, тотальный контроль за всеми сферами жизни общества;
- антиутопия- изображение пагубных и непредвиденных последствий, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу;
Вопросы к семинару:
Что означает слово «утопия»?
Почему возникают утопии?
Тип устройства общества в каждом произведении.
Идеальное общество Мора
Идеальное общество Рабле
Идеальное общество Кампанеллы
Какие слои общества преобладают и чем занимается население в каждом произведении?
Почему каждое общество, по мнению автора произведения, идеально?
Почему идеальное общество начинает разрушаться?
Можно ли создать идеальное общество и идеального человека? Ответ обосновать
Почему не получается на практике реализовать мечты об идеальном государстве, обществе и человеке
Утопия как средство спасения от потери желаний, истории
Оборудование и материалы:
мультимедийный проектор, экран, ноутбуки, презентация «Социальные утопии», книги Т.Мор «Утопия», Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантрагрюэель», Томаззо Кампанелла «Город Солнца», Е.Замятин «Мы», Оруэлл Д. «1984», Д.Оруэлл «Скотный двор», А. и Б. Стругацкие « 21 век. Полдень», О.Хаксли «О дивный новый мир»,Ф.Кафка «Замок», Андре «Христианаполис», В.Набоков, Эдвард Белам «Смотря назад», Д.Лондон «Железный каблук
Ход семинара:
Люди всегда мечтали об идеальном обществе. Эти мечты иногда сбывались, но об этом разговор впереди.
Сегодня у нас семинарское занятие, посвящённое проблемам утопий и антиутопий. Нам предстоит разобраться в основных понятиях, узнать положения ведущих утопий, сравнить взгляды на будущее философов разных исторических эпох и подумать, почему так живучи утопии, возможно ли их реализовать в реальной жизни и что произойдет, если утопии воплотиться в жизнь.
Человеку свойственно мечтать. Мечты затрагивают не только личную жизни, но и все общество.
Мне очень хочется порой,
Чтоб мир наш стал совсем другой,
Где нам не нужно всё скрывать,
Придумывать, изображать,
Где нет притворства, воровства,
Лукавства, лжи и хвастовства,
Где нет обмана, нет и зла…
Мечтать не вредно, скажешь ты.
А как прожить нам без мечты?
Нашу работу давайте начнем с работы над понятиями. Помните – «Верно определяйте слова…»
Слово «утопия» произносится» сегодня не часто. Но, тем не менее, его смысл и значение знакомы каждому.
-Какие определения слова «утопия» вам известны?
-Какие ассоциации возникают при употреблении слова «утопия»?
-какие синонимы к слову «утопия» вы можете назвать? (мечта, химера, иллюзия)
-Кто впервые употребил слово «утопия»?
-Что Вам известно об этом человеке?
Обсуждение вопросов семинара
-Как вы думаете, почему у Мора возникла идея написания книги «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516)?
-Назовите причины возникновения утопий, например у народа?
-Какие самые яркие утопии народа вы знаете
-Кто из философов стал одним из первых мечтателей о будущем идеальном обществе, идеальном государстве?
Платон первый сформулировал утопические модели, от которых затем отталкивались авторы. В книге «Государство» он создает модель идеального общества.
Работа с текстом Платона «Государство» - чтение текста и ответы на вопросы:
вопросы к тексту:
Разделение труда в идеальном государстве – группа 1
Устранение богатства и бедности в идеальном государстве -группа 2
Размер идеального государства – группа 3
Роль воспитания, обучения и законов в идеальном государстве – группа 4
Добродетели идеального государства – 5 группа
Роль женщин в идеальном государстве - 6 группа
Взаимоотношения правителей и народа в идеальном государстве – 7 группа
Осуществимость идеального государства – 8 группа
Осуществимость идеального государства
Платон предлагал схему государства, в которой идет преобразование социальных отношений путем их критики.
Мир Платона разделен на два уровня: видимый и невидимый. Видимый – реальное общество и государство, а невидимый – образующий высший мир, существующий наряду с материальным телесным, но познаваемый с помощью восприятия.
Суть платоновского государства: существует ли идеальное общество изначально, основанное на независящих от времени, места обстоятельствах?
Платон не предусматривает счастья для человека, только истину соответствия предмета его предназначению. Именно в этом он видит совершенство общества.
Платон формулирует главный смысл утопии, ее проблему: каким должно быть общество, чтобы соответствовать истинному своему понятию. На этом и будут основываться будущие утопические проекты.
Томас Мор пошел по пути Платона. Он создает литературное произведение, в котором излагает свои идеи. в книге всего 2 главы.
-Как называются главы книги Мора?.
-Работа с текстом книги Т.Мора «Утопия»:
Вопросы:
Территориальное расположение государства Утопия -1 группа
О городах и столице -2 группа
О должностных лицах – 3 группа
О занятиях ремеслами-4 группа
О взаимном общении, о путешествиях - 5 группа
О рабах- 6 группа
О военном деле - 7 группа
О религиях утопийцев - 8 группа
- Какие выводы вы можете сделать об идеале Томаса Мора?
Еще одним великим утопистом называют Франсуа Рабле. Какое общество предлагал создать он? (заслушивание сообщений студентов)
-Чем общество Мора отличается от общества Рабле? Где происходит действие утопий с точки зрения территорий
-Какие слои общества существуют у Мора и Рабле?
-Назовите основные занятия населения
-Почему Мор настаивает на существовании рабства?
-Хотели бы вы жить в городе Солнца Кампанеллы?
-Возможно ли реально создать общество, придуманное Мором, Рабле, Кампанеллой?
-Почему почти все авторы утопий берут узкий круг населения?
В 1897 году на сионистском конгрессе в Базеле Теодор Герцль призвал евреев создать собственную страну со своими законами, языком и обычаями. Это казалось тогда столь же наивным, как мечтания Мора или Кампанеллы. Герцль и сам это понимал. «“Я создал еврейское государство” — если бы я заявил об этом вслух, меня бы высмеяли. Но, возможно, лет через пять и уж точно через пятьдесят каждый увидит это сам», — записал он в своем дневнике. И аккурат через полвека на карте мира появилось отнюдь не воображаемое государство Израиль. Утопия обросла танковыми войсками и ракетами со спутниковым наведением.
-Можно ли создать идеальное общество ? Что будет главное помехой на пути к идеалу?
-Можно ли создать идеальное государство?
-Давайте выделим общие признаки утопий
-Что сегодня мы понимаем под утопией?
Каждая эпоха создает свой тип идеального общества, свои утопии- например-. утопии времени -Гесиод «Золотой век», «Год 2440» Мерсье, «В 2000» Беллани, технократические Ф.Бэкон «Новая Атлантида», «Город Луны» Сирано де Бержерак. Иван Ефремов в книге «Туманность Андромеды» создал модель идеального коммунистического общества.
Современные философы выделяют следующие типы утопий:
Технократические- описание общественного строя, где каждый человек обеспечен всем необходимым благодаря технологическому прогрессу. Такая модель подразумевает отсутствие денег у населения за их ненадобностью. Жизнеобеспечение и экономика строится на доступных человеку ресурсах
Социальные, подразумевающие возможность изменения людьми собственного общества, пришедшего в итоге, к социальному равенству и справедливости, к коммунизму, когда человек человеку – товарищ и брат независимо от дохода. Это миф о возможности отменить вообще частную собственность, рыночные отношения и даже государство и религию. Все равны перед коммунизмом, труд человека только во благо общества, а не ради собственного заработка. Эгалитарные– утопии, предполагающие уравнивание всех по отношению к себе. Эгалитарное общество – общество массового уравнивания. Например, родители относятся к своим детям не как к маленьким людям, а как ко взрослым, с соответствующими обязанностями.
Психологические, педагогические, экологические, информационные, национально - религиозные и другие.
В мировой истории утопии почти всегда играли самую зловещую роль, становясь причиной массовых убийств, насилий и других несчастий. В XX веке такую роль сыграли две утопии: гитлеровская и коммунистическая. Каждая из них привела к гибели миллионы людей.
На описанных Мором принципах пытались строить свое общественное устройство некоторые из первых английских колоний в Северной Америке - Каролина (основана в 1670 г.), Пенсильвания (основана в 1681 г.) и Джорджия (1773 г.). В основе государственного устройства Джорджии лежал принцип "аграрного равенства"-земля распределялась среди колонистов поровну, и дальнейшее приобретение ее путем покупки или наследования запрещалось. Этот план лег в основу утопической "йоменской" республики Томаса Джефферсона. Одним из более или менее удачных опытов воплощения социалистической утопии можно считать существующие и по сей день в Израиле киббуцы. На принципах утопии строились и широко распространившиеся на Западе США в 60-е годы прошлого века коммуны хиппи. СССР и соцстраны-тоже утопии.
Создание утопического общества бессмертных людей, клонирующих себе подобных. Такая теория безупречности предполагает совершенное общество, которому не нужны будут высокотехнологичные машины и нескончаемые ресурсы, труд. Ведь бессмертным некуда спешить, нечего бояться, незачем работать. Но здесь появляются вопросы со стороны антиутопии.
Если человеку нет необходимости питаться, развивать промышленность, заниматься наукой, изобретать новые лекарства, строить, учиться, то есть самосовершенствоваться, он станет деградировать, возвращаться к виду Homo sapiens. Мы забудем, как читать и писать, выращивать урожай – все то, что нам было необходимо для поддержания жизни и ее обеспечения. Вернувшись на миллионы лет назад, нам придется пройти этот путь заново.
А может быть это шанс еще раз попробовать усовершенствовать самих себя. Прийти к сверхчеловеку и сверхобществу. Значит, утопическая теория о бессмертии не может быть опровергнута антиутопией, так как в итоге, раз за разом, действительно приведет нас к безупречному строю. Дело осталось за малым, довести наши научные и технологические знания до того, чтобы мы могли жить вечно.
-Как вы думаете, к чему приведет реализация этой утопии?
В противовес утопии существует антиутопия.
-Что называется антиутопией?
Для антиутопии характерно рассмотрение опасных вариантов социального устройства общества, приводящих к кризису. Никакая утопия не может быть создана без антиутопии, которая подразумевает ее критику, а значит, помогает привести к безупречному образу общественного строя.
-Какие примеры антиутопии есть в литературе?
Современные исследования в качестве первой антиутопии называют опубликованную в 1605 году на латыни сатиру английского епископа Джозефа Холла «Мир иной и тот же самый»
Николай Носов «Незнайка на луне».
Виктор Пелевин «Желтая стрела».
Джек Лондон «Железная пята».
«Мы» Е.Замятина, «Скотный двор» «1984»Дж.Оруэлла, «О новый дивный мир» Г.Хаксли, «Механический апельсин»»1985» А.Берджесса, «Повелитель мух» У.Голдинга
"Машина времени" и "Первые люди на Луне" Герберт Уэллс
Успех антиутопических романов огромен, это обусловлено тем, что они предполагают наихудший вариант развития событий, не похожий на сказку, автор которых ничего не предлагает делать, лишь только ждать ее развязки. Утопия же предполагает труд человека во имя человека, для человека.
Есть книги, сочетающие в себе оба жанра. Самая известная из них - "Путешествия Гулливера" Джонатана Свифта.
Много фильмов снято про утопии, но еще больше – про антиутопии. Назовите их.
Подведение итогов: выставление оценок за работу на уроке.
Заключительное слово преподавателя:.
«Человек без утопии страшнее, чем человек без носа», — говорил Честертон. Развитие общества невозможно без какого-то ориентира, светлым пятном маячащего впереди. Вопрос об утопии — это вопрос о социальной норме и о социальных ценностях. В каждом обществе есть большинство — «нормальные люди» — и есть разные группы людей, «захотевших странного», или, более грубо, маргиналов. Утопия превращает какой-то из вариантов «странного» в нормальное, а вчерашнее «нормальное», наоборот, становится экзотикой. Утопии нужны не для того, чтобы немедленно начать претворять их в жизнь, уничтожая несогласных и тратя на это все ресурсы человечества. Утопии придают ценность, смысл и направление нашему миру, который никогда не станет идеальным.
Мир развивается. Куда? Вопрос. Не есть ли то, в чём мы живем - "утопия", миром другого общества и других людей, который ещё сто лет назад "не имел места"? Я говорю не только о технике и мире артефактов, но и об изменениях в образе жизни и самой психике человека."Мелиоризм - эта та же гуманизация минус чувство.
Домашнее задание:
Написать сочинение – рассуждение на тему «Как я вижу будущее»