СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА
Крячко Наталья Александровна, старший воспитатель первой квалификационной категории, Болек Оксана Алексеевна, воспитатель, Занозина Анна Павловна, родитель
МБДОУ «Детский сад № 17», г. Усолье-Сибирское, Иркутская область
Проблема эффективности использования детского досуга как средства социального развития детей в дошкольном возрасте является одной из важнейших и актуальных для современной дошкольной педагогики.
Дошкольное детство — это период в жизни ребенка, когда он учится чему - либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием, ребенок погружается в социальное пространство семьи и окружающей среды. Именно с дошкольного возраста необходимо развивать социальные качества, такие как умение общаться со сверстниками и взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации, воспитывать позитивное восприятие и отношение к окружающим, стремление к самостоятельным начинаниям. Адаптироваться к окружающей среде могут только личности, обладающие социокультурным и интеллектуальным потенциалом.
По нашему мнению, семья является одним из главных социальных институтов, где закладываются и развиваются основные стереотипы поведения в обществе. Поэтому одной из задач педагогов МБДОУ «Детский сад №17» является просветительская, консультативная, обучающая работа с семьёй, которая проводится нами в три этапа, которые мы описываем ниже.
- Первый этап, обеспечивает основные условия для эффективного взаимодействия между МБДОУ «Детский сад №17» и семьями. Главная задачей этого этапа заключается в определении индивидуального подхода к каждой семье дошкольника, создании общей атмосферы доверия, признании непосредственных интересов и склонностей родителей, тактичному раскрытию общего культурного уровня родителей, семейного микроклимата, традиций досуга и многого другого.
- Второй этап заключается в создании пространства для культурного досуга родителей и их включения в это пространство путем участия в различных мероприятиях. Основная цель этого этапа - привлечь внимание родителей к проблеме организации детского досуга, объяснить разнообразие культурно-досуговых мероприятий, развить потенциал, важность выбора типа досуга ребенка.
Для обучения подготовке и проведению культурных и развлекательных мероприятий для родителей мы проводим мастер-классы, в ходе которых каждый родитель определяет свой потенциал для проведения досуга. Также мы проводим деловые игры, в ходе которых родители дошкольников могут увидеть основные проблемы, связанные с организацией досуга детей, и разработать способы выхода из этих ситуаций, а также различные развлекательные мероприятия с участием детей и родителей.
- Результатом третьего этапа является традиционный разговор на тему «Что мы узнали: обмен опытом и достижениями. Третий этап, по нашему мнению, обеспечивает реализацию единого и скоординированного подхода к детям с целью максимального развития их личного потенциала посредством досуга и организации совместных досуговых мероприятий для взрослых и детей.
В результате совместной работы педагоги и родители МБДОУ «Детский сад №17» укрепили партнерские взаимоотношения, что положительно сказалось на организации значимого досуга для детей.
Семейный досуг выполняет множество функций, таких как: сплочение всех членов семьи; развитие детей, снятие морального напряжения; создание условий для полноценного общения и многие другие, поскольку все члены семьи заняты приятными заботами, посвящая время друг другу.
Семейный досуг имеет педагогическую, физическую, а также психологическую направленность, его роль в становлении и формировании личности детей, растущих в семье, трудно переоценить. Помимо детей, правильно организованный досуг положительно влияет на взрослых, он позволяет реализовать психологические и физические потребности, стать воспитательным инструментом в отношениях с детьми, а так же позволяет развить некоторые способности: творческие, физические, математические и другие.
Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность:
- направлен на поддержание семьи как целостной системы;
- оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.
Советуя родителям те или иные виды культурно-досуговой деятельности, нужно помнить, что даже идеально подходящие ребенку, с точки зрения взрослых, занятия (соответствующих способностям и задаткам) не станут желанными и приносящими удовлетворение, если отсутствует интерес, потребности. Также необходимо учитывать культурную, личностную и социальную составляющую родителей семьи.
С помощью родителей ребенок познает окружающий его мир, самого себя и других. Родительская поддержка очень важна, она направляет ребенка в правильном направлении, мягко толкает вперед, что определяет успешность их вхождения в мир людей.
Таким образом, семья является лидером в организации досуга старших дошкольников. Знание особенностей организации, форм и видов досуга, а также характеристик возраста ребенка, которые определяют все виды досуга, помогут родителям организовать досуг в семье, что позволит избежать проблем, связанных с семейным воспитанием.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб.пособие для студентов вузов / Г.А Аванесова. – Москва: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Акулова, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. для вузов / О. В. Акулова ; под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 460 с.
3. Белоусова, Л. Е. Добрые досуги / Л. Е. Белоусова. – Санкт - Петербург: Детство, 2003 – 95 c.
4. Гидденс, Э. Социология: учеб.для высш.учеб. Заведений / Э. Гидденс. – Москва: Едиториал УРСС, 2005. – 632с
5. Зацепина, М.Б. Праздники и развлечения в детском саду: метод.пособие для педагогов и муз. руководителей для работы с детьми 3-7 лет / М.Б. Зацепина. – Москва:Мозайка Синтез, 2005. – 134с.
6. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика : учеб.пособие / И.Ю. Исаева. – Москва: Флинта, 2010. – 200 с
7. Красильникова, Ю. Д. Педагогика досуга: учеб.пособие для студентов пед. вузов и высш. учеб. заведений культуры / В.П. Крестьянов. – Орел:ОГУ, 2010. – 156 с.
8. Левко, А. И. Социальная педагогика / А. И. Левко. – Москва: Дашков и Ко, 2013. – 341 с.
9. Острогорский, А. Н. Педагогическая хрестоматия / А. Н. Острогорский. – СПб.: Издали бывш. слушатели пед. курсов И. В. Казначеев и П. С. Симонов, 1907. [2], VIII, 233 с.