СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Социализация детей младшего школьного возраста с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

виды деятельности для социализации воспитанников : беседы, игры, зкскрсии, чтение книг и журналов, совместный труд детей и взрослых.

Просмотр содержимого документа
«"Социализация детей младшего школьного возраста с ОВЗ"»

БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа - интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Министерства образования Чувашской Республики













Выступление на МО воспитателей

Тема: «Социализация детей с ОВЗ младшего школьного возраста в условиях школы - интерната»












Подготовила и выступила

воспитатель

I квалификационной

категории

Артемьева Е.И..









Март 2025



Социализация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни.

Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, так как тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения, недоступен ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Мы рассматриваем понятие «социализация» как способность ребёнка встроится, вписаться в общество, занять в нём определённое место, с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для воспитателя является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.

Коррекционно-развивающие занятия планируются так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность взаимодействовать со взрослыми, с другими детьми с проблемами в развитии, что необходимо для формирования умения работать в коллективе под контролем и с помощью воспитателя. Специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду проводится поэтапно и планомерно и начинается с эпизодической интеграции.

Обучение должно проходить на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приёмов на каждом занятии. Такие занятия позволяют детям увидеть результат своего труда и порадоваться ему вместе с другими детьми, родителями и педагогом.

Целью данной работы является приобретение детьми с ограниченными возможностями здоровья жизненно важных компетенций, которые дадут им возможность ориентироваться в современном обществе, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Для каждого ребёнка определяются перспективные направления развития и обучения, осуществляется подбор наиболее эффективных методов и приёмов, работа ведётся по индивидуальному образовательному маршруту.

Каждый ребёнок овладевает знаниями, умениями и навыками, уровень которых определяется прежде всего его индивидуальными возможностями.

Социализация ребёнка осуществляется в процессе различных видов детской деятельности:

  • беседы;

  • игры, экскурсии;

  • внеклассное чтение;

  • трудовое воспитание.

Беседа - как метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателя и воспитанника.

Игровая деятельность при всей своей традиционности должна оставаться ведущей в формировании личности ребёнка, так как игра является самым естественным видом деятельности для дошкольника и младшего школьника. Вспомним слова Д. Б. Эльконина: «Обучение должно войти в начальную школу через ворота детской игры». Игра является тем связующим звеном, по которому, как по мостику, воспитанник детского сада переходит в начальную школу.

Игра стимулирует творческую активность детей, формирует у них навыки социального поведения, организации жизненного пространства, взаимодействия с миром, результатом которого выступают социально важные навыки, в том числе и эмоциональный тренинг.

Игра – это вид социального поведения, искусственно сконструированного в виде модели. В организации игры с детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются ситуации, обеспечивающие целенаправленное развитие качеств, которые либо особенно важны данному ребёнку или группе детей в их практической деятельности, либо оказались слабо развитыми.

Наиболее успешно обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит в ходе практической деятельности.

В работе используются комплекты лабораторного оборудования:

  • «Природа звука»;

  • «Наблюдения за погодой»;

  • «Наблюдения за развитием растений» и другие.

Применение проектного метода позволяет повысить у детей уровень поисковой активности, формировать самостоятельность в поиске информации.

Внеклассное чтение – выступает, как составная часть внеклассной работы по чтению и, как вид учебно-познавательной деятельности воспитанников.

Трудовое воспитание является составной частью единой системы обучения, воспитания и развития учащихся.

Эта система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребёнка, углубление его знаний и совершенствование умений, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, накапливается опыт коммуникации.

Работая в команде, взаимодействуя с другими её членами, ребёнок проигрывает социальные роли в рамках сообщества. Он начинает ориентироваться в содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков других людей, что важно для формирования его личностных и социальных компетенций.

Для формирования личностных и социальных компетенций используются листы индивидуальных достижений (портфолио, или портфель достижений – в зависимости от уровня развития ребёнка).

Портфолио позволяет ученику развить способность самостоятельной оценки своих достижений, формирует мотивацию к деятельности, позволяет достичь лучших результатов в процессе получения образования, прививает навыки планирования и постановки целей, помогает педагогам увидеть скрытые способности ученика, что необходимо для дальнейшего их развития.

Именно портфолио ребёнка позволяет создать особый образ окружающего мира и запечатлеть самого ребёнка в процессе взросления и развития, его взаимоотношений с окружающими, учит ребёнка соотносить себя с окружающими людьми, обстановкой, определять своё место, давать оценку своим достижениям.

А это способствует не только приспособлению к запросам общества, но и созданию собственного пространства для роста и развития, что и является основой социализации в современном мире.