БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа - интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Министерства образования Чувашской Республики
Выступление на МО воспитателей
Тема: «Социализация детей с ОВЗ младшего школьного возраста в условиях школы - интерната»
Подготовила и выступила
воспитатель
I квалификационной
категории
Артемьева Е.И..
Март 2025
Социализация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни.
Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, так как тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения, недоступен ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Мы рассматриваем понятие «социализация» как способность ребёнка встроится, вписаться в общество, занять в нём определённое место, с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для воспитателя является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.
Коррекционно-развивающие занятия планируются так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность взаимодействовать со взрослыми, с другими детьми с проблемами в развитии, что необходимо для формирования умения работать в коллективе под контролем и с помощью воспитателя. Специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду проводится поэтапно и планомерно и начинается с эпизодической интеграции.
Обучение должно проходить на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приёмов на каждом занятии. Такие занятия позволяют детям увидеть результат своего труда и порадоваться ему вместе с другими детьми, родителями и педагогом.
Целью данной работы является приобретение детьми с ограниченными возможностями здоровья жизненно важных компетенций, которые дадут им возможность ориентироваться в современном обществе, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.
Для каждого ребёнка определяются перспективные направления развития и обучения, осуществляется подбор наиболее эффективных методов и приёмов, работа ведётся по индивидуальному образовательному маршруту.
Каждый ребёнок овладевает знаниями, умениями и навыками, уровень которых определяется прежде всего его индивидуальными возможностями.
Социализация ребёнка осуществляется в процессе различных видов детской деятельности:
беседы;
игры, экскурсии;
внеклассное чтение;
трудовое воспитание.
Беседа - как метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателя и воспитанника.
Игровая деятельность при всей своей традиционности должна оставаться ведущей в формировании личности ребёнка, так как игра является самым естественным видом деятельности для дошкольника и младшего школьника. Вспомним слова Д. Б. Эльконина: «Обучение должно войти в начальную школу через ворота детской игры». Игра является тем связующим звеном, по которому, как по мостику, воспитанник детского сада переходит в начальную школу.
Игра стимулирует творческую активность детей, формирует у них навыки социального поведения, организации жизненного пространства, взаимодействия с миром, результатом которого выступают социально важные навыки, в том числе и эмоциональный тренинг.
Игра – это вид социального поведения, искусственно сконструированного в виде модели. В организации игры с детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются ситуации, обеспечивающие целенаправленное развитие качеств, которые либо особенно важны данному ребёнку или группе детей в их практической деятельности, либо оказались слабо развитыми.
Наиболее успешно обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит в ходе практической деятельности.
В работе используются комплекты лабораторного оборудования:
Применение проектного метода позволяет повысить у детей уровень поисковой активности, формировать самостоятельность в поиске информации.
Внеклассное чтение – выступает, как составная часть внеклассной работы по чтению и, как вид учебно-познавательной деятельности воспитанников.
Трудовое воспитание является составной частью единой системы обучения, воспитания и развития учащихся.
Эта система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребёнка, углубление его знаний и совершенствование умений, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, накапливается опыт коммуникации.
Работая в команде, взаимодействуя с другими её членами, ребёнок проигрывает социальные роли в рамках сообщества. Он начинает ориентироваться в содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков других людей, что важно для формирования его личностных и социальных компетенций.
Для формирования личностных и социальных компетенций используются листы индивидуальных достижений (портфолио, или портфель достижений – в зависимости от уровня развития ребёнка).
Портфолио позволяет ученику развить способность самостоятельной оценки своих достижений, формирует мотивацию к деятельности, позволяет достичь лучших результатов в процессе получения образования, прививает навыки планирования и постановки целей, помогает педагогам увидеть скрытые способности ученика, что необходимо для дальнейшего их развития.
Именно портфолио ребёнка позволяет создать особый образ окружающего мира и запечатлеть самого ребёнка в процессе взросления и развития, его взаимоотношений с окружающими, учит ребёнка соотносить себя с окружающими людьми, обстановкой, определять своё место, давать оценку своим достижениям.
А это способствует не только приспособлению к запросам общества, но и созданию собственного пространства для роста и развития, что и является основой социализации в современном мире.