Социализация детей с ОВЗ, находящихся
на домашнем обучении.
1. Социализация – это процесс усвоения учащимися социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается в течение всей его жизни.
В детские годы формируется мировоззрение, вырабатывается жизненная позиция и самооценка человека. От этих категорий зависит, как будет складываться в дальнейшем жизнь человека, какое место займёт он в этом мире.
2. В соответствии со статистикой, сегодня в России насчитывается около 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции, из них 700 тысяч - дети с инвалидностью. Численность данной категории детей увеличивается с каждым годом. Если в 1995 году в России насчитывалось 453, 6 тысяч детей с ОВЗ, то в 2011 году их число приблизилось к 590 тысячам, из них около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, недостатка контактов со сверстниками и взрослыми, в незначительном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
Поэтому-то и важно создать необходимые условия для каждого ученика, особенно для тех, чьи возможности здоровья ограничены. Безусловно, значительное влияние на них оказывают родители и родственники, т.е. первичные агенты социализации. Но не меньшее значение имеют и сверстники, одноклассники, специалисты-педагоги. Ведь они – это не только расширенный круг общения, но и возможность иначе, не так как ежедневно в семье, взглянуть на мир.
Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место.
Процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае процесс обучения наиболее эффективен, действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции, успешности, саморазвития и прочие. Грамотно организованный педагогом процесс работы с ребёнком-инвалидом, помогает ему избежать стеснения сверстников, чувства психологического дискомфорта, трудностей физического перемещения из кабинета в кабинет и т.п., снять сложности в обретении статуса ученика, во взаимоотношениях со сверстниками и окружающим миром.
3.Но как быть если в силу заболевания, ребёнок вынужден находиться на домашнем обучении?
Надомное обучение - это один из вариантов индивидуального обучения для тех детей, которые по ряду причин, как правило, это болезнь, не могут посещать школу. Школьные нагрузки нелегки и для здорового ребенка, а для тяжелобольного они порой просто невыносимы. Причем нагрузкой является не столько сама учеба, сколько время пребывания в школе: большой коллектив детей, система обучения, когда работают не с одним ребенком, а со всеми детьми сразу, высокий темп проведения занятий. С больным ребенком в общем режиме работать нельзя.
У детей, обучающихся на дому, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки правильного поведения. Дети имеют множество отклонений в развитии и здоровье. У них снижена познавательная активность, наблюдается отставание в развитии речи, отсутствуют навыки общения, умение управлять собой. У подростков заметны трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхность чувств. Они испытывают сложность в сфере самосознания (от переживания своей вседозволенности до ущербности).
Поэтому успешность процесса социализации личности учащихся, обучающихся на дому, является всегда актуальной и значимой. Таким образом, встаёт задача создания особых условий для развития коммуникативных навыков через систему коррекционных занятий, специальных игр, упражнений и т.п., которые способствовали бы успешной социализации детей, находящихся на домашнем обучении.
4.Социализация детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту ( вне коллектива) в нашей школе осуществляется следующим образом:
-В силу того, что большинство наших инвалидов не прикованы к постели, классные руководители, постоянно контактируя с их родителями, вовлекают их во внеурочную жизнь класса и школы. Такие дети участвуют в тематических классных часах, читают стихи, поют песни, рисуют. Все экскурсии (от местных пешеходных до дальних выездных) планируются с учётом возможностей в том числе и детей-инвалидов. И те с удовольствием в них участвуют, с радостью общаются с классом, познают окружающий их мир.
-Некоторые педагоги строят уроки повторения (особенно в начальной школе) и мероприятия предметных недель в виде игр, викторин, конкурсов. И, заранее предупреждая ребёнка-"индивидуальника", проводят урок, вовлекая его в работу, такие дети становятся членом команды и получают для себя какую-то роль
-А есть и такие дети и родители, кто просит позволить их детям-инвалидам просто присутствовать иногда на обычном уроке со всем классом. Такая форма живого общения с одноклассниками, чувства сопричастности классному коллективу также имеет место.
-По заявлению родителей, возможны посещения уроков изо, физкультуры, музыки, технологии .
-Проводятся коррекционные занятия, специальные игры, упражнения и т.п., с психологом, способствующие успешной социализации детей.
Таким образом, в школе созданы особые условия для развития коммуникативных навыков, которые способствовали бы успешной социализации детей, находящихся на домашнем обучении.
Доклад на тему:
«Социализация детей с ОВЗ, находящихся
на домашнем обучении.»
Подготовила учитель надомного обучения: Садриева И.З.
2023