Психологический тренинг
« Социализация детей с ОВЗ в образовательном учреждении».
Педагог – психолог
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №2 г. Энгельса»
вышей категории
Белевцева Валентина Григорьевна
Вводная часть
Добрый день уважаемые гости! Рада приветствовать вас в стенах нашей школы. Мы находимся в кабинете педагога- психолога и здесь и сейчас мы, будем разговаривать на очень актуальную тему для детей с ОВЗ – социализация. (слайд 1)
С каждым годом, детей инвалидов и детей с тяжёлыми формами заболевания увеличивается. И дети не только общеобразовательных школ, но и дети которые немного поздоровее, имея более лёгкую степень дефекта по разному тоже смотрят друг на друга и порой ведут себя неправильно. Наша задача сформировать доброжелательные отношения и культуру поведения друг к другу. Усвоить нормы и ценности, которые позволят всем функционировать в качестве полноценного члена общества (предлагаю Вашему вниманию небольшой видеоролик, как пример социального опыта осуществляемого в общении, который помогает детям с ОВЗ увидеть со стороны неправильное поведение и отношение друг к другу и помощь социализироваться в обществе. )
Фильм про Диму. Ваше мнение о просмотре. Доступно ли мама объяснила своей дочери об особом ребенке и правильно ли она поступила? Спасибо.
Мы начинаем наш психологический тренинг.
Вопрос: что же необходимо собравшимся вместе очень разным людям для успешности их совместной работы?
При работе на семинаре-тренинге принимаются следующие правила
1.«Правило принятия», что бы ни делал один из участников группы, он не должен подвергаться критике.
2.«Правило общей работы», любое задание касается всех, и общая задача – сделать так, чтобы с заданием справился каждый.
3.«Правило ограниченности времени».
4.«Правило активности», чем активнее позиция участника, тем больше он работает на себя.
«Правило рефлексии», участники могут говорить о том, что они чувствовали во время занятия
А кто мы? Давайте познакомимся . Мы так давно не виделись хочется всех вспомнить.
Упражнение 1 «Знакомство»
Цель: помочь гостям узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Ход: После команды «1,2,3 — группу собери!», все участники начнут ходить по комнате и быстро, в течение 10 секунд, собираться в группы по названному признаку. Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
Распределиться на группы:
- по цвету волос
-по цвету глаз
-по наличию часов на руках
-встаньте пожалуйста по росту
Спасибо!
Прошу Вас по очереди представиться, назвав свое имя, профессию и откуда Вы? Добавляя свое положительное качество, начинающееся с первой буквы, вашего имени или фамилии. Правила тренинга. Уважительно относиться к говорящему и дослушивать до конца.
Н-мер: Я Валентина, работаю педагогом -психологом в школе-интернате 2, г Энгельса. У меня есть такое хорошее качество я вежливая и внимательная к людям. Передаю ход следующему. «Снежный ком»: каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него, и прибавляет свое имя и качество)
Участники представляются поочерёдено передавая друг другу мяч, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с первой буквы вашего имени.
Цель: снижение тревожности, присутствующего напряжения, предоставление каждому педагогу возможности представить себя другим участникам и обратить внимание других на свои положительные качества (слайд 3)
Обобщение . Очень положительные человеческие качества присутствуют у нас.
Далее. Предлагаю ответить на вопрос Кто мы? Используя характерные профессиональные наши черты, интересы, чувства. Зачитываю мы-
мы педагоги
наставники,
родители,
мы единомышленники,
коррекционщики,
друзья, гости,
друзья своим ученикам и родителям, женщины, к т.д. отлично!
Продолжаем знакомство. Мы проговорили, о том Кто мы?
Обобщение. Да, мы педагоги, которых объединяет один интерес работа с детьми. помощь им социализироваться.
А Какие у нас есть профессиональные способности? «Солнце способностей» Возьмем полоски и напишем наши способности.
Выразим их в форме солнца (на лучах обозначим их):
Мы умеем: работать с детьми с ОВЗ, рисовать, лепить, учить, говорить, играть, понимать, любить.
Отлично, собрались неравнодушные, талантливые и очень способные педагоги, всех которых объединяет одно общее дело. Работа с особыми детьми.
Мы себя приняли.
Рефлексия: Психолог обращает внимание на разнообразие названных качеств, а также подчёркивает, что все участники очень разные, но им предстоит совместная работа. Ведущий просит высказаться участников о том, возникали ли трудности при знакомстве, при подыскивании качества на заглавную букву имени, фамилии, и если возникали, то как себя при этом чувствовал этот участник? Время: 10 минут
Будем рады своему знакомству. Всегда приятно знакомиться с интересными людьми и встречаться со старыми друзьями. Закрепим свои впечатления селфи. Тем самым завершим знакомство. Достаньте, пожалуйста, свои гаджеты, и по моей команде сделать селфи, вы начинаете делать селфи друг с другом. Как только я скажу стоп, Вы немедленно должны сесть на свои места.
Далее мы посчитаем, у кого больше получилось их и тот человек будет признан самым активным (записать его имя).
Спасибо большое.
Продолжаем игры и упражнения.
Любая психологическая игра имеет «двойное дно» - на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но её смыл, к этому не сводится, игра даёт возможность лучше узнать себя и других, чему-нибудь научиться и т.п.
Какую пользу это нам принесёт?
-Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания.
-Мы сможем успешно общаться друг другом, лучше понимать друг друга, меньше конфликтовать.
-Постараемся пообщаться с пользой для себя. Чем чаще мы будем пропускать через себя такие упражнения, тем легче нам будет давать их детям.
И так: Далее упражнение «Карандаш»
Суть упражнения состоит в удержании карандашей, зажатыми кончиками пальцев рук, стоящих рядом участников. Это задание покажет нам, как важно работать в паре или с группой.
Но прежде можно спросить:
-вы не против подружиться друг с другом, выполнить совместно упражнение, помочь друг другу, не уронить карандаш?
-хотели бы Вы проверить себя, сможете ли работать коллективом?
Слушаем задание. Возьмите карандаш в правую руку, держите подушечками пальцев и не отпуская его необходимо выполнить задание всем синхронно по команде. Готовы?
1.Поднять руки, опустить их и вернуться в исходное положение
2.Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3.Сделать шаг вперед, назад, выпрямится.
Вы большие молодцы и сейчас я немного усложню задание. Мы потанцуем под музыку, не выпуская карандаш из рук( так же можно еще усложнить, танец станцевать закрытыми глазами)
Обобщение. При выполнении упражнения от участников требовалась четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера. Задание будет невыполнимым, если участник будет думать только о себе.
Что очень важно научиться этим упражнением?
(Научиться «чувствовать» другого человека.
Достигли мы успеха. Получилось? Похвалим друг друга. Сделаем комплимент( Я хочу похвалить Валентину, она хорошо подстраивалась под мои движения, и т. д., мы не разу не уронили карандаш, хорошая получилась работа, мы справились)
Данная процедура помогает не только почувствовать участника рядом, но и подружиться.
Можно ли было выполнить это задание успешно, действуя по принципу «каждый за себя»? Очевидно, нет. Вы молодцы! Команда!
3.Следующая игра-упражнение « Совместный счет» Задание простое: следует всего лишь досчитать до 10. Хитрость состоит в том, что надо считать коллективно: кто –то говорит «один», другой говорит «два». Если очередное число произносят одновременно два человека. Счет начинается сначала. В простейшем варианте произносится с отрытыми глазами, в более сложном- с закрытыми глазами(открывать их можно только между попытками). Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещено.
Психологический смысл упражнения: Развитие групповой сплоченности и умения координировать совместные действия. Обсудить динамику успешности. В чем была трудность, хоть упражнение на первый взгляд простое. Получается ли нам сдружиться друг с другом?
Вы большие молодцы.
Таких упражнений очень много и можно их разнообразить.
Далее. Ничего так не сближает людей как совместная деятельность, поэтому мы продолжаем работать коллективно и дальше мы социализируемся через творческую деятельность. Дети с ОВЗ зачастую неуверенные в себе и на первом этапе боятся рисовать кисточками, карандашами в силу несформированной мелкой моторики. Поэтому им очень подходит такая нетрадиционная техника рисования как рисование пластиковыми бутылками. Которая придаёт детям уверенность, поднимает самооценку и развивает воображение и творчество.
Техника. На столе стоят тарелочки с приготовленными красками разного цвета. Опустить бутылочку в тарелку, макая краску дном бутылочки и переносить печатным способом на лист бумаги. Отпечатки дорисовываются кисточками или пальчиками до задуманного сюжета.
Следующая техника рисования, это рисование мыльными пузырями. Смешиваем гуашь, воду, жидкое мыло. Опускаем в смесь коктейльную трубочку и дуем. Снимаем мыльные пузыри аккуратно на лист бумаги и дорисовываем мыльные пятна до задуманного сюжета.
Эту технику рисования я использую в работе. Она сближает детей, учит их радоваться своим успехам и успехам своих товарищей, у которых никогда, ничего не получалось. Они пытаются обсуждать, общаться между собой и поддерживать друг друга.
На снимке обучающиеся 2 варианта,
Сегодня я предлагаю Вам порисовать вместе, чтобы психологически был закончен тренинг. Пропуская такие творческие упражнения, мы заряжаем себя на творчество и успех. И с удовольствием применяем это с детьми.
И так техника простая, доступная для детей с ОВЗ.
Техника нетрадиционного рисования
- «Пластиковыми бутылками»
-«Мыльными пузырями»
Практическая работа 5-7 мин.
Подведение итогов:
-Что больше запомнилось в занятии
И что показалось важным при работе с детьми?
-Какие чувства вы испытываете в данный момент?
-Какие будут пожелания.
Вы большие молодцы! Спасибо за работу!