СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в воспитательном процессе в условиях школы – интерната

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученые приводят примеры по РФ нарушения поведения этих детей: около половины выпускников с нарушениями поведения, 67% подростков направляются на лечение по причине деликвентного (нарушения социально - правовых норм): бродяжничества, агрессии и аутоагрессии, воровства, участия в асоциальных компаниях, алкоголизации и наркомании (чаще токсикомании), что обусловлено недостатками воспитания и социализации детей. В младшем школьном возрасте формируются первые представления об окружающей действительности, формируются навыки общения в совместной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»









СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ

ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА







Дети и подростки, воспитывающиеся в специальной(коррекционной) школе-интернат обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Воспитанники коррекционной школы - интерната отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному влиянию. Поэтому необходимо отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.

Ученые приводят примеры по РФ нарушения поведения этих детей: около половины выпускников с нарушениями поведения, 67% подростков направляются на лечение по причине деликвентного (нарушения социально - правовых норм): бродяжничества, агрессии и аутоагрессии, воровства, участия в асоциальных компаниях, алкоголизации и наркомании (чаще токсикомании), что обусловлено недостатками воспитания и социализации детей. В младшем школьном возрасте формируются первые представления об окружающей действительности, формируются навыки общения в совместной деятельности.

В результате работа по социализации помогает ребенку приобрести:

-четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

- чувство ответственности и понимания других людей;

-приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно- нравственного развития человека;

-умение увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Провожу специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Где дети знакомятся с основами здорового образа жизни, изучают правила дорожного движения, превращаются в артистов, спортсменов и многое другое.

Основными задачами обучения и воспитания социально-бытовой ориентировки являются:

- дача знаний, умений и навыков по труду;

- воспитание у них положительных личностных качеств (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);

-коррекция имеющиеся у них дефектов и таким образом подготовка их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.

Одним из главных направлений своей работы для успешной самореализации воспитанников в обществе, считаю трудовое воспитание.

Цель трудового воспитания: создать условия для формирования необходимых компетенций у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду, привитие практических навыков, социализацию и интеграцию в общество.

Помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд — одна из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ готовности к труду, уровню сформированности практических умений у воспитанников, оценка показателей трудового воспитания свидетельствует о правильно организованном трудовом обучении, что подтверждается положительными результатами: происходит коррекция воспитанников, в результате чего формируется трудовой стереотип, что в будущем облегчит процесс адаптации в трудовой деятельности. Немаловажную роль в решении проблемы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни играют проводимые практические занятия. Например : «Мелкий ремонт одежды» «Генеральная уборка помещений» «Как ухаживать за комнатными растениями» «Уборка территории» и др.

Также ребята посещают кружки. Это : «Золотой крючочек» , который проводит со всеми ребятами нашей группы Л.Л.Иваненко – Русских.Где все дети научились вязать крючком ,в разной степени умений.Кружок «Весёлая нотка» ,проводит В.Б. Мирсанова , где также поют все наши ребята. А ещё некоторые ребята посещают изостудию «Акварелька» ,которую проводит Л.В.Коржова. Дополнительное образование создает условия и предоставляет возможность каждому ребенку выбор кружка в зависимости своего индивидуального пути для:

- развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся, их самовыражения и самоопределения.

- повышения и поддержания познавательного интереса детей.

- свободный выбор учащимися кружков

- создание ситуаций для успешной деятельности и социализации каждого ученика.

Следующим направлением деятельности является спортивно-оздоровительная работа, которая включает в себя проведение недель здоровья и спорта, ежедневные спортивные часы, в которых отражены спортивные мероприятия, весёлые старты, игры, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Физическое направление социальной реабилитации позволило несколько повысить физическую тренированность и активность. Они важны в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом.

Не останавливаясь на достигнутом, нацелена на следующие задачи:

- формировать у учащихся знания о социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах;

-создать условия для обеспечения безопасного и бесконфликтного существования ребенка в школе-интернате и внешкольного пространства;

- стимулировать социально значимые интересы, потребности;

- развивать осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;

- проводить работу по профориентации в соответствии с индивидуальными психолого-педагогическими возможностями ученика;

- и самое главное, создать ситуацию успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка в процессе его подготовки к жизни.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.

Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.