СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация младших школьников посредством сюжетно-ролевой игры

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по социализации школьников

Просмотр содержимого документа
«Социализация младших школьников посредством сюжетно-ролевой игры»


«Социализация младших школьников посредством сюжетно-ролевой игры .

Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность младшего школьника – игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного "игрового” периода не бывает успешного обучения в старшем возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать. . Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство. И как следствие, подростки не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит не формируются как личности. Что же значит социальное развитие? Социальное развитие школьников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура. Для большинства ребят ,школа является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому перед каждым воспитателем нашего образовательного заведения стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Именно в этом возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Поэтому перед педагогом стоит задача воспитывать это чувство у подростков с первых дней пребывания здесь и для этого необходимо использовать сюжетно-ролевые игры. Необходимо наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Этому способствуют следующие задачи:

• научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре;

• тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Особенность социального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок — взрослый. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения. . Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, подростки стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели. . Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд часто естественно объединяются. В игре формируется моральные качества: ответственность, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры подростков , тем богаче и шире для них становиться окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни. Усвоение ребёнком социального опыта происходит в сюжетно-ролевой игре. Общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях служит основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр, так как дети усваивают содержание труда взрослых, отношения и общения людей в быту, познают действия и отношения взрослых к предметам и т.д. Ребёнок отражает в игре те действия, те отношения между людьми, которые наблюдает в жизни. Поскольку в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения так же разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи, в зависимости от социально-исторических, географических и конкретно-бытовых условий жизни, дети играют в различные по своим сюжетам игры. Социализирующая воспитательно-образовательная среда способна быть воспитывающей, формирующей общую культуру ребёнка и создаёт условия для успешной социализации подростков . Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности, поскольку он (социальный опыт) это всегда результат действий ребёнка, активного взаимодействия с окружающим миром. Таким образом, сюжетно-ролевая игра оказывает большое значение на социализацию подростков . Сюжетно-ролевая игра: предоставляет возможность ребёнку быть участником системы отношений между взрослыми людьми; способствует усвоению норм и правил, принятых в обществе; формирует ролевое поведение ребёнка; даёт возможность подростку осознать своё место в окружающем мире.



Использованная литература:

1. Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева «Игра в дошкольном возрасте» Издательский дом «Воспитание дошкольника»- 2002 год

2. В. А. Недоспасова «Растем, играя». Издательство «Просвещение»

3 А. В. Калинченко, Ю. В. Микляева, В. Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников» Сидоренко АЙРИС ПРЕСС Москва 2004 г

4. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

5. Бабаева Т. И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с