Социализация обучающихся через включение в общественно-полезную деятельность.
Мы с вами знаем, что очень часто воспитанники интернатов выходя за порог своих учреждений, с трудом социализируются во взрослой жизни. И зачастую сформировавшаяся в школьные годы роль потребителя удерживает наших выпускников в инфантильно иждивенческой позиции. Иными словами, воспитанники интернатов, выходя за его порог, умеют надеяться на покровительство, обладают вычурной беспомощностью, не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы. Социальная дезадаптация детей слепых и слабовидящих является наиболее тяжелым вариантом и, как правило, включает предшествующую семейную и школьную дезадаптацию. Я-концепция подростка-выпускника школы-интерната детей с ОВЗ, приводит к тому, что в новой жизненной ситуации он постоянно проявляет социальную и психологическую беспомощность. У таких подростков более значительно, чем у их сверстников, повышена чувствительность к неблагоприятному воздействию социальной среды, давлению асоциальных группировок несовершеннолетних и предприимчивых взрослых, а порой и своя собственная лень и иждивенческая позиция.
Как мы знаем, под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений.
Человек становится полноценным членом общества, когда он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества вместе с тем проявляет собственную активность, к саморазвитию, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.
Одним из видов социализации обучающихся слепых и слабовидящих является вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность.
Формирование личности человека и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
Целью такого вида деятельности является развитие и воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Задачи которые могут быть решены при организации работы в этом направлении на достаточно хорошем уровне это:
- воспитание бережного отношения к окружающей среде;
- выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
- формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
В процессе общественной деятельности школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу, свои таланты.
Для повышения эффективности общественной деятельности я постоянно ориентирую учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, на внеурочных занятиях, коррекционных занятиях, воспитательных занятиях, общешкольных мероприятиях. А так же широко использую методы, активизирующие познавательную деятельность детей (постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).
В процессе деятельности не только обучаю детей пользоваться элементарными трудовыми навыками, а обращаю пристальное внимание на формирование у них навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.
Особое внимание обращаю на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Учитывая это, ребятам были предложены различные кружки и секции. Посещают кружки: «Сольное пение», «Настольный теннис», «Техническое творчество», «Мукасолька», «Фантазеры», «Юный эколог», «Золотые ручки»
Содержание общественно полезной деятельности школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными видами общественно-полезной деятельности обучающихся 9-х классов являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работа по уборке закрепленной территории школы, помощи младшим школьникам в изучении системы Брайль, разучивании песен, разучивании новогодних танцев, хороводов, оказание помощи библиотекарю, воспитателям в подготовке текстов по системе Брайль, изготовление украшений для интерьера спален, подготовке открыток, плакатов, брошюр и листовок к значимым датам, праздникам, организация дней самоуправления на день Учителя, день Воспитателя, подготовка и проведение Акций – «День книги», «День белой трости», «Нет наркотикам», «День Победы» и многое другое .
В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.
Воспитатель осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги деятельности, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность свою, понимать, что их труд необходим, их участие необходимо, полезно и каждый член нашей группы может внести вклад в общее дело. Так в процессе и происходит воспитание творческой, социально-активной личности, формируются способности у ребенка познавать себя, способности к самоопределению, устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономности), сохранение своих индивидуальных качеств, формируются жизненные установки и ценности, собственная социальная активность.
В процессе социализации формируется личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, семейных, производственных, политических и т. д.