ЖМАКА Л.В.
учитель высшей категории
Донецк ОШ № 120
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ И АДАПТАЦИЯ ИХ К ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Умение воспитывать – это все-таки искусство,
такое же искусство,
как хорошо играть на скрипке
или на рояле, хорошо писать картины.
А. С. Макаренко
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Мы являемся свидетелями изменений всего нашего общества и видим, как не просто самореализоваться в новых жизненных ситуациях современному молодому поколению. Дети становятся жертвами неблагоприятных условий социализации: кризис семьи, экономики, культуры, что порождает социальную инфальтивность, неуверенность в своем будущем, иждивенчество. Растет количество дезадаптированных детей, склонных к наркомании, алкоголизму, бродяжничеству, сексуальной распущенности. Происходит смена ценностей: подросток не готов к взрослой жизни, к выбору профессии, не допонимает своих возможностей, недооценивает свой потенциал, не понимает своей ответственности, не хочет брать на себя ответственность. Налицо феномен выученной беспомощности, когда ребенок не способен принимать решение в определенных условиях.
Актуальность проблемы социальная адаптация детей является одной из острых проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Если посмотреть на начало проблемы, это интенсивность учебных программ, увеличивающих объем информации. Повышение требований к образованию, развитие умственных способностей не всегда сочетается с возможностями сохранения и укрепления здоровья. Одним из эффективных направлений решения данной проблемы и преодоления этого противоречия, выступает социальная адаптация школьников.
В современном обществе сама социальная адаптация является тоже проблемой, особенно для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Под социальной адаптацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, т.е. человек становится частью общества. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальным норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Для человека социальные отношения являются той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные свои черты.
На первых этапах самостоятельности все дети нуждаются в социальной помощи. Обычно это семья. Ребенок, же не имеющий родителей (сегодня это дети жертвы социального сиротства, их родители вполне здоровы, но они отказались) осваивает социальные роли и нравственные нормы пребывания в детских домах или школах-интернатах. Поэтому и проблемы социализации сегодня стоят остро, вследствие быстро растущей численности социальных детей. Несмотря на то, что существует широкая правовая база по защите интересов детей, необходима программа по социализации детей, ровно и как что-то менять в системе воспитания. Среди детей растет антагонизм, взаимное неприятие, повышенная тревожность, конфликтность. Выпускники в результате оказываются не подготовленными к выполнению ими социальных ролей в обществе.
Стержнем адаптации детей является воспитание в детях дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. И когда ребенок выходит во взрослую жизнь, он должен уметь принимать решения самостоятельно.
Социальная адаптация детей, обучающихся в интернатах – это, прежде всего проблема социализации ребенка, поскольку образцы поведения, мышления, способы активности формируются еще в раннем возрасте и оказывают влияние на дальнейшую «взрослую» жизнь. Кроме того, в своей среде несовершеннолетних распространяются стереотипы, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям. Острый психологический кризис несовершеннолетних таков, что общество ставится перед риском не получить полноценной смены поколений. Необходимо оздоровление социальной жизни детей и их внутреннего мира.
Исследования американского психолога А. Кардинера показывают, что основные психические задатки устанавливаются в 4 – 5 лет, затем они приобретают стабильные характеристики и значительно измениться не могут. Именно уход за детьми оказывает отпечаток на дальнейший характер человека. Известный психоаналитик З. Фрейд тоже показал, что особенности психики взрослого человека являются результатом воздействия на нее в детском возрасте.
Большое значение для взрослой жизни имеет состояние здоровья человека в его детском возрасте. Дети, пришедшие жить и учиться в интернат, часто имеют низкий потенциал здоровья. Ведь родители их часто ведут асоциальный образ жизни, пьянствуют, проживают в антисанитарных условиях, переносят социально значимые заболевания (туберкулез, венерические) и нередко заражают ими детей. Зачастую рождение детей было нежелательным для их родителей, что и сказывается на физическим и психическом здоровье детей.
Что получаем «на выходе»? Социально не адаптированных с низкой коммуникабельностью. У таких детей часто повторение судьбы родителей. Семейная дезаптация: неудачные браки и разводы, ранняя беременность. Жилищная дезаптация: дети не могут иметь собственное жилье, в условиях повальной приватизации. Многие, не решив проблему с жильем, становятся бомжами. Они легче сходятся с негативной или криминальной средой, становятся алкоголиками, попадают на скамью подсудимых, кончают жизнь самоубийством. Образовательная дезадаптация: невозможность получить высшее образование, да и они не видят в нем необходимости. В основном ориентация на среднеспециальные, рабочие профессии. Молодые люди как правило не конкурентноспособны на современном рынке труда. Часто остаются недовольные жизнью, становятся малоимущими. Да и бытовые знания о жизни у них не богаты. Такие дети боятся принимать решения. Не умеют и не желают решать конфликтные ситуации. Отличаются неадекватностью поведения. Проявляют неуважение прежде всего к себе. Вырастают материальными и моральными потребителями.
Научить детей самостоятельно справляться с проблемами, научить, как улучшить свою будущую жизнь, найти скрытые резервы, развить их, помочь открыть жизненные резервы, увести подальше от кривых дорожек – задача современного педагога. Интеграция личности предполагает взаимодействие индивида с окружающей средой.
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Для каждого ребенка особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. К социально значимым качествам личности мы отнесем: уважение к окружающим, коллективизм, желание приносить пользу, трудолюбие, творчество, целеустремленность.
Существует два подхода к пониманию сущности социализации.
Первый подход. Это заинтересованность самого общества, чтобы его члены успешно себя реализовали, создали прочную семью, соблюдали закон и т.д. Здесь человек выступает как объект социализации.
Второй подход. Человек становится полноценным членом общества, если он сам активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и на свои жизненные обстоятельства. Человек становится субъектом социализации. Именно второй подход соответствует гуманному мировоззрению. Личность не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Она имеет определенные задачи, она активна в освоении своего социального опыта.
Личность система сложная. Она формируется в системе социальных отношений: семейных, дружеских, любовных, производственных, коллективистских, политических. На социализацию человека влияют факторы, требующие от него определенного поведения и активности.
Макрофакторы: страна, общество, космос, мир и т.д. Подрастающее поколение читает книги, смотрит телеперадачи и в общем в силу своей компетентности ориентируется в этих вопросах.
Мезофакторы: это регион, поселок, город, село, национальность, свой адрес. Дети ориентируются в месте жительства и могут поведать нам информацию об этом. Сюда относят телевидение, радио, кино, которые тоже влияют на социализацию.
Микрофакторы: это по сути общение с семьей, друзьями, близкими, родителями, воспитателями, учителями, соседями. Для ребенка, воспитывающего вне семьи, ведущую роль играет воспитатель, учитель, одноклассники, друзья.
Причинами возникновения трудностей социализации может стать вхождение ребенка в систему социальных отношений, прежде всего неадекватные восприятия детьми требований, которые предъявляют окружающий социум.
Процесс становления личности ребенка включает деятельность, общение и самосознание. В деятельности ребенок осмысляет новые социальные роли, осмысляет их значимость для себя, сосредотачивается на том, что ему интересно и является главным. Важнейшей стороной социализации ребенка, является общение. где он полно раскрывается в отношениях с окружающими. Третья сфера социализации – самосознание себя, своего «Я». Познаю себя, оцениваю себя и требую к себе отношения. Самым сложным является оценивание себя самого. Дети, воспитывающие в интернате, часто завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем.
В чем же трудность? Как овладеть ребенку той или иной социальной ролью. Возможно, причину следует искать в несоответствии требований к ребенку в процессе его взаимодействия с социумом и готовностью его к этим отношениям. Ребенок бывает не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможности попробовать себя в этой роли. Часто так и получается. Находясь в интернате, ребенок свыкается с ролью иждивенца и сам блокирует свои потенциальные возможности. Выходя за порог интерната, т.е «в жизнь», они не продолжают быть сиротой, надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы. Бывают и выпускники получали материальные блага на «блюдечке» и благополучно теряли их. Нет достаточной психологической подготовки к встрече с реалиями. Получается ребенок с размытыми границами собственного «Я». Важно, чтобы дети понимали отношения, которые складываются во внешнем мире и научились выстраивать такого рода отношения. Дети должны уметь меняться в соответствии с изменениями, которые происходят рядом с ними и не оставаться бесполезным обществу.
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Наиболее значимыми способы, позволяющие ребенку преодолевать трудности социализации, являются:
способность к расширению границ жизнедеятельности
способность к самоопределению
способность к овладению социально-правовым поведением.
Иными словами воспитатель должен выводить ребенка за рамки одних и тех же событий, ставить перед ними больше задач. Общаться с детьми, решать задачи жизни, помогать им, не быть беспомощными и не бояться страха перед событиями. Но в то же время дать детям понятие о чувстве спокойствия и благополучия, даже когда он может остаться один на один с трудностями событий.
Важно научить детей уважительно относиться к своему телу, помогать формировать такие качества как храбрость, ловкость и координация движений на преодоление препятствий. Развивать ролевое поведение детей и частое участие в нем самого воспитателя. Воспитателю можно стать «на равных» с детьми. При этом мастерство воспитателя значительно повышает умение детей. Но ему следует глубоко менять свою позицию в процессе игры. Периодически, но не всегда он может подыгрывать ребенку. Деятельность педагога должна быть направлена на развитие способностей детей к преодолению трудностей социализации.
В общении с детьми могут возникать некоторые искажения, проявляющиеся в том, что с одной стороны у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослых, с другой полная неудовлетворенность этих потребностей.
Лучшая воспитательная среда для любого человека, а особенно воспитанника интерната та, где царят любовь, взаимопонимание и уважение. И здесь уместно говорить о гуманизации воспитания. В центре внимания ребенок становится не ведомым, а творцом самого себя, своих обстоятельств. И воспитатель станет воспитателем гуманитарной ориентации.
Главными целями он поставит:
Создание в коллективе среды, в которой воспитанник будет осваивать социальный опыт и норму поведения. А педагог будет направлять, и руководить личностью.
Включение воспитанников в совместную продуктивную деятельность.
Расширение их круга общения.
Формирование собственного «Я».
Выработку у воспитанников стремление утвердить себя среди людей, реализовав себя в жизни.
Ориентировать на творчество и сохранения здоровья.
Нормализация уровня их личностной детской тревожности и конфликтности.
Воздействие педагога на эмоциональную сферу школьника, на формирование мотивации для достижения успеха.
И все это требует наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.
ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
«С рождения до трех лет – ребенок твой бог,
с трех до десяти – он твой раб,
с десяти лет – ребенок твой друг»
древнекитайская мудрость
Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью.
21 век вносит в наше сознание новые ценности и жизненные ориентиры. В такой переломный момент нас все больше начинает волновать будущее детей. Какими они станут? Что будет для них ценным? Сегодня в обществе распространен профессионально компетентный, но часто бездуховный человек. Мы иногда говорим о воспитании в духе времени. Значит у каждого времени свой дух, духовность, нравственная основа. Ушел 20 век. Это век открытий, достижений, преобразований, эпоха завоевания человеком космоса. С другой стороны, это эпоха страшных войн, межнациональных конфликтов. Человек породил и новый разум, который поглощает его самого, разум компьютера, машины. Искусственный интеллект постепенно становится неотъемлемой частью нашего существования. Как бы не потеряться в этом мире, не потерять нить духовности и нравственности, не потерять своей индивидуальности. Поворотным мгновением в нашей жизни становится паломничество к вере. Что будет ценным в 21 веке, мы пока не знаем, но мы знаем, что ценно во все времена. В этот переломный период на первый план выходит личность воспитателя, который играет важную роль в определении истинного и ценного содержания в процессе воспитания. У него миссия направлять и воспитывать. Он следит за становлением личности ребенка, входящего в современный мир. Поэтому задача воспитателя высветить то, что лежит в основе становления воспитанного человека, что значимо в процессе воспитания личности, и ориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни.
Для становления личности, человека, способного раскрыть свою индивидуальность, важно не только восприятие духовных ценностей, но и осмысление вечных проблем взаимоотношений человека и общества, человека и природы, человека и машины, категорий добра и зла, истины и лжи, проблем счастья и свободы.
Ребенок воспитывается в семье, на улице, в школе. На него направлено гражданское, политическое, интернациональное, духовное, правовое, трудовое, экономическое и экологическое воспитание. По стилю отношений между воспитателем и воспитанниками выделяют авторитарное, демократичное, либеральное и свободное воспитание. Современные тенденции развития образования нацеливают на гуманизацию воспитания детей. Сколь бы близок ни был воспитатель к своим воспитанникам, руководить он ими может, опираясь на свой авторитет, профессиональные знания и умения.
Демократический стиль педагога
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,
когда с ним разговариваете или поучаете его.
вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни,
даже тогда когда вас нет»
А.С.Макаренко
Авторитет воспитателя формируется не сразу. Постепенно он привлекает к себе детей. Для них он достоверный источник информации, он разделяет их тревоги, он как старший друг своим воспитанникам. Нужно так умело привлечь к себе детей, ведь они не терпят ни малейшей фальши, ни предательства. Нет у педагога других целей, кроме целей жизни воспитанников. И тогда воспитатель становится любимым для детей и идеи становятся общими. Можно сравнивать, как высокие идеи в устах неуважаемого человека становятся часто ненавистными для детей.
Гуманистическое воспитание, имеет своей целью гармоничное развитие ребенка. Поэтому и педагог должен быть с демократическим стилем воспитания. Педагогическая деятельность современного педагога – это проявление постоянного разностороннего творчества. Оно предполагает у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимает инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.
Важнейшими качествами педагога является гражданственность, гуманизм, интеллигентность, высокая духовная культура, ответственность. Но главное качество это человеколюбие и умение общаться с детьми. В представлениях учеников любимым педагогом является тот, кто доброжелателен, чуток, уважает личность ученика, пытается его понять, искренен и справедлив и может поддержать в трудную минуту. Современный педагог может заинтересовать и увлечь, имеет широкий круг интересов, общительный, эрудированный, обладает чувством юмора.
Как трудно учить и воспитывать не осуждая. Совершенно осуждать нельзя, но стремиться, как можно реже это делать. Часто мы бьемся головой об стенку, судорожно разбираем по кирпичику эту стену. Не лучше ли отступить и в своей слабости искать мудрое решение, так как отступление – это продвижение вперед в новом качестве, не изменяя цели.
Учиться нам самим спокойствию и вести воспитание без суеты. Суета собирает в себе плохое, она гнетет человека, создает ощущение быстроты действий, а на самом деле заводит все дальше в тупик.
Осуждение переплетается с гневом. Гнев слепая слабость. Гнев рождает тщеславие и гордость. Гнев порождает равнодушие к ученикам, он разрушает цель саму цель гуманности.
Умеем ли мы немедленно отзываться на прошение.«Просящему дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся», учит Христос. Вокруг такого педагога.
всегда дети. Но некоторые отвергают этот завет, оставаясь бесполезным для людей.
Ложь одна из сильных помех в воспитании, даже самая малость ее, украшенная добродетелью. Малейшая ложь – разрыв цепи с детьми, и этот разрыв требует времени для восстановления, а иногда и не может быть этого восстановления.
Гуманизация воспитания
«От сотрудничества – к сотворчеству!»
Гуманизация воспитания – это реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которых лежит уважение к людям, постановка в центр внимания интересов и проблем ребенка. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что они нужны обществу и их учеба и труд приносили бы им удовлетворение.
Для решения педагогических задач есть два подхода. Один – императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих воспитанников делать то, что необходимо для их будущего. Другой – гуманный, то есть такой, когда воспитатель стремится приобщить детей к решению педагогических задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам. И достичь это можно только добром, ибо добро порождает добро.
Что же подразумевает гуманность в повседневной работе с ребенком?
1. гуманное отношение к личности ребенка
2. уважение его прав и свобод
3. предъявление воспитаннику посильных и разумно сформированных требований
4. уважение к позиции ребенка, даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявленные требования
5. доведение до сознания ребенка конечных целей воспитания или итогов данного момента
6. отказ от телесных наказаний
7.признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким либо причинам противоречат его убеждениям
8. видеть в воспитанниках независимых, а не рабски подчиненных ему людей
9. воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного человека.
А.С.Макаренко предлагал принцип опоры на положительное в ребенке. Если вы в своем воспитаннике выявите хотя бы капельку хорошего и будите затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов. Известно, что человек противоречив по своей природе. В нем положительные качества могут легко уживаться и мирно сосуществовать, с неумением держать слово, с ленью, с лживостью. Нет сплошь 100% положительных, как и 100% отрицательных людей. Но чтобы стало больше хороших качеств – задача воспитателя. В нашем воспитаннике нельзя допускать конфронтации (столкновений, противоречивых убеждений) между воспитателем и воспитанником. Только сотрудничество, терпение и заинтересованность в судьбе ребенка дают положительный результат. Нужно уметь говорить с воспитанником больше о положительном влиянии и развивать эти положительные качества, отодвигая и заставляя детей забывать отрицательные качества. Стоит задуматься над фактами «Почему одних взрослых дети слушаются, а других нет. Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить. Ребенок, пребывающий под стрессом страха, лицемерен и его протест перерастает из ожесточения в злобу»
Дети бывают иногда нравственнее и проницательнее взрослых, и они часто видят недостатки взрослых, особенно лицемерие. Взрослые диктуют им цели: то получи, то сделай, то выполни. Ребенок адаптирует свое поведение к чужим ожиданиям. В результате отсутствует творчество и инициатива детей. Мы требуем от детей немедленно, измениться, переключиться, но они не могут мгновенно это сделать. Нужно замечать и то, что дети часто могут быть критически настроены, и стремиться к самостоятельности, независимости и освобождению от опеки педагогов и родителей.
Система основных установок педагогу для осуществления гуманного педагогического процесса, разработанных классиком педагогики Ш.А. Амонашвили.
«Не навреди»
главная заповедь
Законы:
Любить ребенка.
Понимать ребенка.
Восполняться оптимизмом к ребенку.
Принципы:
Очеловечивания.
Уважения к личности ребенка.
Терпения в становлении ребенка.
Заповеди:
Верить в безграничность ребенка.
Верить в свои педагогические возможности.
Верить в силу гуманного подхода.
Личностное качество:
Стремление к развитию.
Доброта.
Откровенность, искренность.
Преданность.
Общайтесь с ребенком, как с взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
Помогайте ребенку, выражайте ему радость или сочувствие.
Устанавливайте с каждым ребенком доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам.
Смейтесь, веселитесь, шалите с детьми.
Говорите с детьми спокойно.
Располагайте к себе.
Свою раздражительность поведением ребенка выражайте тонким намеком, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокие представления.
Удивляйтесь, восхищайтесь, от хорошего поступка детей.
Поощряйте творчество детей.
Извиняйтесь перед ребенком, если по какой то причине не можете ответить на вопрос, с которым он обратился к вам, объясните причину откровенно, скажите, что дадите ему ответ через несколько дней, и не забудьте об этом обещании.
Поощряйте детей ставить вопросы, выражать собственное мнение, дайте им возможность доказать вам, объяснить ошибку, опровергнуть ваше утверждение.
Выражайте им благодарность, что они помогли вам не углубляться в ошибках.
Размышляйте вслух сами и учите детей думать, обсуждать, размышлять и находить оптимальные решения.
Предлагайте детям письменные задания с размышлениями о себе самом, с окружающим миром.
Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
Проявляйте свои оптимистические отношения к возможностям ребенка, особенно когда его постигла неудача.
Следуйте за чистотой вашей речи, не допускайте ее загрязнения.