СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация студентов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшим условием социализации студентов 1-2 курсов в образовательном пространстве техникума является умение педагога системно и продуктивно включить пришедшего из школы девятиклассника в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в среднем профессиональном учебном заведении, а затем, в городе, крае. Это удается только в неразрывном единстве учебной и внеучебной деятельности по дисциплине.

Просмотр содержимого документа
«Социализация студентов»

Систему ценностей не выдумывают, системой ценностей

живут, она - суть опыта человека, плод личностного труда

И. Борисенко


Социализация студентов


Важнейшей задачей современного общества и государства XXI века является воспитания нового поколения россиян, способных осваивать информацию и принимать эффективные решения. Курс на гуманизацию и гуманитаризацию современного образования, становление демократического государства подняли престиж общественных наук и потребовали коренного обновления обществоведческого образования. Гуманитарное образование в первую очередь формирует личность студента, готовит жить его в меняющемся мире, в эколого-информационном обществе, учит современным формам общения, делает процесс обучения максимально способствующим раскрытию задатков и развитию способностей, подготавливает к самостоятельному профессиональному служению обществу.

Общественная сущность человека проявляется в его отношениях и связях с другими людьми. Без приобщения человека к обществу не возможен процесс формирования личности, который ученые называют социализацией.

Процесс социализации начинается с рождения ребенка и длится всю жизнь человека. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни. Ведущее значение имеют процессы воспитания, образования и, наконец, самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе.

Социализация (от лат. solialis - общественный) - процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. Значение этапа социализации в жизни человека трудно переоценить: человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, ориентиры, необходимые ему для полноценной жизни в обществе.

Социализация личности происходит в трех сферах - деятельности, общении и самосознании.

Именно обществоведческое образование способствует социализации вступающего в жизнь человека, самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.

Поэтому важной задачей в преподавании общественных дисциплин на всех ступенях обучения является воспитание гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу страны, цивилизации, патриота родной культуры.

Значение и функция среднего специального профессионального образовательного учреждения в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью его с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности студента в профессиональной сфере.

Школьное образование сохраняет свою преемственность в системе среднего профессионального образования (студенты 1-2 курса соответствуют возрасту учащихся 10-11 классов), но в условиях профессионального самоопределения студентов техникума, функции образования усложняются и расширяются:

- в сфере деятельности: расширение и углубление междисциплинарных знаний, необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности гражданина, активное участие в созидательной социально-значимой деятельности, личная инициатива и готовность к социальным преобразованиям в техникуме, городе, крае, регионе, личная ответственность;

- в сфере общения: прочное усвоение социальных норм, расширение и обогащение содержания и форм общения (в том числе в будущей профессиональной деятельности), приобретение умения использовать различные источники коммуникации, регулирующих взаимодействие людей, развитие коммуникативной составляющей личности;

- в сфере самосознания: дальнейшее формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей профессиональной принадлежности, формирование устойчивой готовности к выполнению профессиональных обязанностей, новый этап формирования самооценки и саморегуляции.

Таким образом, образовательное пространство в условиях техникума является следующей (после школы) ступенью социализации студентов.

Однако, в системе среднего специального педагогического образования в начале XXI в. наблюдается смена приоритетов в целях подготовки специалиста. Педагог будущего видится как специалист, которому необходимы не только профессиональные знания и умения, но и такие ценностные ориентиры личности, как педагогическая культура, творческие способности, неординарное мышление, потребность в самообразовании и самореализации, склонность к самопознанию и самооценке. Выделенные ценностные ориентации универсальны и определяются тем, насколько глубоко мировоззренческое понимание окружающего мира (природного и социального). Стране нужны деятельностные, энергичные, творческие учителя, с активной гражданской позицией, инициативой, ответственностью. Такой педагог должен иметь устойчивые гуманистические ценностные ориентации.

Как вызвать у студентов интерес к изучению предмета? Какие методы и приёмы обеспечат на учебных занятиях диалог, полилог? Как вовлечь студентов в творческую, самостоятельную поисковую работу, как научить учиться не механически, а увлекательно, содержательно, качественно? Какие технологии и формы организации учебного процесса применить? Это самый малый перечень вопросов, который предстояло решить.

Объективно появилась необходимость создать на учебных занятиях по комплекс педагогических условий, способствующих формированию у студентов ценностных ориентаций.

Процесс реализации педагогической идеи осуществлялся в совокупности интегрированных учебных занятий, технологии проблемного обучения и интерактивных технологий.

Новизна опыта заключается в гибком сочетании традиционных форм и методов обучения на занятиях с современными образовательными технологиями.


Важнейшим условием социализации студентов 1-2 курсов в образовательном пространстве техникума является умение педагога системно и продуктивно включить пришедшего из школы девятиклассника в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в среднем профессиональном учебном заведении, а затем, в городе, крае. Это удается только в неразрывном единстве учебной и внеучебной деятельности по дисциплине.