Ларченко Наталья Александровна,
педагог-психолог,
ГБОУ «Белгородская коррекционная
общеобразовательная школа-интернат № 23»
Социализация воспитанников
в формировании семейных отношений
Семейное воспитание детей в условиях интернатного типа — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: матери, отца, брата или сестры, друга, соседа и т.д. Очень часто такие представления у наших воспитанников искажены. Многие из них бывают в своих семьях только в выходные дни. А некоторые и еще реже. Поэтому у них создается свой, часто неверный, образ той или иной роли.
Для адекватного вхождения воспитанника интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе — работа по семейному воспитанию.
В интернатах живут и воспитываются дети, попавшие сюда из разных семей. Есть дети, дети сироты, которые не помнят своих родителей, в этом случае влияние оказывают на них только окружающие люди: учителя, воспитатели, дети, проживающие с ними в одном учреждении.
Есть дети, о которых очень редко вспоминают в семье, в них очень часто условия и обстановка не допустимы для воспитания ребенка. Но в то же время, ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой-то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье для них является тяжелым, а с другой стороны они рады ощущению, что у них есть близкие люди.
Есть дети, которые очень важны для родителей, они стремятся принимать активное участие и в жизни школы, и в жизни класса, да и детей, каждую минуту хотят видеть рядом. Иногда, нам воспитателям нужно понаблюдать за играми детей. Например, «Семья», за распределением ролей в этой игре, и мы увидим, что не всегда царят добрые отношения между воспитанниками, каждый из них старается быть похожим на свою маму или папу, но все мамы и папы разные, но в глазах наших воспитанников они самые правильные и любимые.
Семья оказывает на ребенка то влияние, которое не заменит ни учитель, ни воспитатель., никакие специалисты или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые создавали бы такие условия, в которых ребенок смог бы адекватно развиваться,
Для воспитателей в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создалось искаженное представление о семье. Не игра «В семью», не создание подобия семьи, а отношение заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.
Очень важно не упустить становление личности ребенка., а это происходит на протяжении всего детского этапа., т.е. дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, при этом процесс, естественно, не заканчивается с окончанием периода детства и наступления взрослости. Каждый этап вносит свое в превращение ребенка в будущих мужчин и женщин Именно в это время проблемы,. связанные с полом, развитием и поведением с формированием системы определенных потребностей, ценностных ориентаций, характеризующих представление человека о себе, как о мужчине или женщине, т.е. все то, что составляет основное понятие «психосексуальная идентичность» выходят на первый план, как в формировании личности детей данного возраста, и так и тех направлениях воспитательной работы, которые требуют наибольшего внимания педагогов
Осознание и переживание человек своей половой идентичности предполагают наличие у него сформированных образцов, эталонов мужского и женского образов. Они включают в себя представления о наиболее значимых и привлекательных качеств личности, особенностях взаимоотношений и формах поведения мужчин и женщин Многие родители, опасаясь необдуманных поступков наших девочек и мальчиков, стараются их запугать. Проще всего сказать: «Не надо разговаривать с мальчиками, целоваться, обниматься. Попугал и забыл. А объяснить и разъяснить, это нелегкий труд. Вот и получается, что иногда Ирина становиться Денисом. И сложно уже исправить, время ушло. Да и родители не особо переживают. Пусть будет так. Время все исправит, все расставит по своим местам. В интернатных учреждениях, где в основном работают женщины, возможности индентификации по полу бывают затруднены. Вот поэтому на нас воспитателях и лежит большая ответственность за взрослую, семейную жизнь наших детей.