Социальная адаптация как психолого-педагогическое понятие
Мирзоева Алла Борисовна
воспитатель ДОУ
На протяжении многих десятилетий тема адаптации является достаточно актуальной и её заняты многие отраслевые науки, в том числе педагогика и психология. В объединенной науке – педагогической психологии этот вопрос также волнует учёных.
С точки зрения адаптации психология рассматривает несколько школ. Например, в рамках гуманистической психологии А. Маслоу, адаптация названа динамическим процессом взаимодействия среды и личности. В этом отношении важным критерием успешности адаптации считается динамический процесс интеграции личности в среду её нахождения.
По мнению Г.А.Балла понятие адаптации Ж.Пиаже следует рассматривать адаптацию в широком смысле, как определённое единство взаимообусловленных противоположно направленных процессов, призванных уравновесить субъекта и среду1. Ж.Пиаже считал адаптацию «единством противоположных процессов: аккомодации и ассимиляции».
В тот период, когда личность приспосабливается к новым условиям среды, то происходит усвоение ею нового культурно-исторического опыта, поэтому можно сделать предположение, что адаптация есть движущая сила развития личности. Основываясь на этом, В.И.Медведев рассматривал адаптацию как процесс, в котором организм приспосабливается к окружающей среде.
Можно условно выделить три стадии процесса адаптации в и её периодизации, которые определяются следующими факторами:
1. Разрушение старых поведенческих паттернов, программы гомеостаза;
2. Формирование новых программ поведения и механизмов, реализующих гомеостатическое регулирование.
3. Стадия стабилизации и достижения гомеостаза.
По мнению А.М.Жмырикова следует рассматривать адаптацию как результат, а значит можно выделить четыре шкалы, с помощью которых можно определить этот результат:
высокая избыточная;
высокая оптимальная;
низкая;
дезадаптация.
Социальную адаптацию, по мнению А.А.Реана, можно определить при помощи двумерного измерения её результата, которые отвечают:
соответствует ли реальное поведение человека требованиям социального окружения, так называемый «внешний критерий»;
отсутствует ли у человека ощущение угрозы, имеется ли внутренняя комфортность, так называемый «внутренний» критерий2.
По мнению А.А. Налчаджяна адаптация может быть трёх видов - нормальная, девиантнаяи патологическая. Под нормальной адаптацией они понимает устойчивую активность организма при воздействии разрушающих факторов среды.
«Девиантная» адаптация происходит тогда, когда достигается гомеостаз организмом с помощью поведенческих форм, которые противоречат нормам социума, что ведёт к внутригрупповым конфликтам.
В том случае, если адаптация носит «патологический» характер, то у личности наблюдаются развитие неврозов и психозов, при помощи которых выполняется адаптивная функция.
По мнению некоторых психологов, адаптацию следует понимать как совокупность таких новообразований в психике конкретной личности, которые формируются в указанном процессе. В данном случае под термином «новообразования» следует понимать не только умения, навыки и знания, которые становится возможным получить в процессе ассимиляции данной личности, но и то, насколько качественно сформировано взаимодействие субъекта с профессиональным и социальным его окружением.
Рассматривая адаптацию с данной точки зрения, можно сформулировать её определение следующим образом: среда происхождения и взаимодействие с ней актуализирует уже существующие адаптивные механизмы данного субъекта, а также тех схем, которые с ним взаимодействуют. После этого происходит их качественное или количественное преобразование, что приводит к изменению функциональной системы организма и с помощью названных условий восстанавливается гомеостаз.
При подходе к адаптации с данных методов, следует обратить внимание, что здесь важная роль отведена личностным характеристикам, которые призваны установить гомеостаз. А.А.Реан отмечает, что «личностные характеристики во многом определяют успешность и неуспешность адаптации, и в то же время сама эта адаптация является мощным стимулом для развития личности»3.
При изучении различных определений адаптации, Н.Н.Мельникова выделила следующие условия, при которых адаптация может возникнуть:
Адаптационный процесс всегда предполагает взаимодействие двух объектов.
Такое взаимодействие может разворачиваться в особых условиях, которыми являются дисбаланс и несогласованность между взаимодействующими системами.
При осуществлении такого взаимодействия должна осуществляться некоторая координация между системами, а их характер и степень могут варьироваться, причём в пределах достаточно широких.
Для того чтобы поставленная цель была достигнута, следует внести определённые изменения во взаимодействующих системах4.
Поэтому можно констатировать, что в психологии адаптация может быть рассмотрена в двух формах: как процесс, свойство и непосредственная движущая сила в формировании новообразований, которые участвуют в процессе онтогенеза.
Педагогическая психология рассматривает адаптацию в трех аспектах: социальном, педагогическом и учебном.
По мнению Э.М.Александровской и С.М.Тромбах адаптацию следует определять по тому, насколько успешно ребёнок обучается, то есть усваивает образовательную программу, а также насколько им приняты социальные нормы поведения в учебном заведении, включая непосредственно контакты и эмоциональное благополучие. В результате успешным процессом адаптации может быть только такой процесс, когда обучающийся способен принять социальные нормы поведения и действует в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся. Это определение включает в себя и то обстоятельство, что учащийся должен иметь адекватную самооценку, способен бесконфликтно общаться с его сверстниками, а также взрослыми, усваивает образовательную программу, а в классе у него есть друзья.
К указанному, по мнению Я.П.Коломенского и Е.А.Панько в качестве ещё одного критерия адаптации к успешному обучению и положению ученика в соответствующей структуре социальных взаимоотношений, следует добавить общественную активность ученика.
По мнению Т.В.Дорожавец5 отмечает, что следует выделить академическую, социальную и личностную адаптацию в школе.
В этом отношении под академической адаптацией понимается, насколько учащийся соответствует школьным нормам, то есть, как он выполняет требования учителя и принимает школьные нормы поведения и способен освоить школьную программу.
Под социальной адаптацией понимается та степень развития у школьников коммуникативных навыков, которые дают его умение решать конфликтные ситуации и определяют необходимое количество социальных связей.
Личностная адаптация является степенью принятия обучающимся его роли, которая выражается в адекватной самооценке, включая достаточный уровень притязаний и сформированной учебной мотивации.
Л.А.Ясюкова предлагает считать критерием адаптации эмоциональное состояние ученика6. Автор, проводя исследование причин эмоциональной дестабилизации обучающихся начальной школы, отметила, что в гимназиях имеется достаточно большая учебная нагрузка, при слабом здоровье учеников. Указанные факторы являются причинами дезадаптации обучающихся. Одновременно, автор исследования разделяет психологическую и физиологическую адаптацию. Если у ребёнка высокий уровень тревожности во время физиологической адаптации, то это может вызвать психологическую дезадаптацию.
Факторами, которые влияют на психологическую адаптацию в школе, оказывают влияние семейная ситуация и особенности взаимодействия со взрослыми. Кроимее этого, важными являются количество формируемых у ученика школьных навыков и состояние здоровья ребёнка,
Таким образом, исследования показали необходимость первичной диагностики детей в тот момент, когда они поступают в учебное заведение. Целью этой диагностики является выявление, насколько дошкольники готовы к обучению, а также профилактика школьной успеваемости и успешности.
1 Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989.- № 1 — С.100.
2 Зеленая Л. В. Проблема адаптации в педагогической психологии [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 43-45.
3 Реан А. А. Психология адаптации личности / А.А, Реан, А.Р, Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
4 Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). — Ереван, 1988 – С.11
5 Дорожевец Т. В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: Дис. … канд.психол. наук.- Москва, 1994
6 Ясюкова Л. А. Изучение адаптации и развития младших школьников // Вестник СПб Госуниверситета, 2004, сер. 6, вып. 3.