Социальная педагогика
Агенты социализации – это люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию.
Аддиктивное поведение - (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка) – форма девиантного поведения, которая выражается в стремлении уйти из реальности посредством изменения своего психического состояния.
Безнадзорность – это отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц.
Беспризорность – это особое социальное положение несовершеннолетнего,
характеризующееся:
а) отсутствием постоянного места жительства (бездомностью);
б) разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками,
педагогами, воспитателями и т.п.;
в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи,
учебновоспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений);
г) незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой).
Брак - Супружеские отношения, законно оформленные.
Девиантное поведение - о устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
Делинкветное поведение-антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Запущенность несовершеннолетних – это устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, которое формируется при отрицательном влиянии среды и ошибках в воспитании, дети и подростки при этом являются психически и физически здоровыми.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Механизмы социализации - социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.
Норма – это определенный образец, правило, мера дозволенного (обязательного или допустимого) поведения или деятельности.
Одаренные дети – это дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Опека (попечительство) - один из видов семейного устройства малолетних (до 14 лет), оставшихся без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Отклонение от нормы - нарушение принятых и сложившихся в социуме норм и правил поведения, деятельности и т. д.
Преддевиантное поведение - неспецифическое, импульсивно-ситуативное проявление ненормативного, отклоняющегося поведения, обусловленное ограничивающими, фрустрационными условиями и оказывающее деструктивное влияние на процессы межличностных отношений и социализации личности.
Приемная семья - в России форма правового устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется по возмездному договору между супругами либо одинокими гражданами и российскими органами опеки и попечительства (ООП).
Ребенок-инвалид - статус «ребенок-инвалид» присваивается детям до 18 лет, имеющим инвалидность. Под инвалидностью понимаются явные нарушения функций организма, которые определяются медицинской комиссией.
Семья – это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью».
Сирота - человек, временно или постоянно лишённый семейного окружения. Причинам сиротства могут послужить смерть двух или единственного родителей, отказ от ребёнка, лишение родительских прав вследствие отсутствия заботы о ребёнке с их стороны.
Социализация - развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.
Социальная педагогика - изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.
Средства социализации. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.
Стадии социализации
Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает социальный опыт - адаптируется, приспосабливается и подражает).
Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). В этот период появляется желание выделить себя среди других, проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" выступает как промежуточная социализация, так как внутренний мир подростка характеризуется неустойчивостью. В целом, юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, при которой вырабатываются устойчивые свойства личности.
Стадия интеграции проявляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество. Интеграция проходит благополучно, но, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
- изменение себя, чтобы "стать как все";
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду.
Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Таким образом, на протяжении всей жизни человек развивается как личность. Процессы, демократизации в нашем обществе создают благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого человека.
Усыновление - является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью.
Список используемых источников:
1. Жегульская, Ю. В Социальная адаптация лиц с нарушениями социализации: сущность, виды, факторы социализации и социальной адаптации
[Текст]: учебное пособие для обучающихся по направлению подго-
товки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», профиль
«Социально-культурная анимация и рекреация», квалификация
(степень) выпускника «бакалавр» / Ю. В. Жегульская. – Кемерово:
Кемеровский гос. ин-т культуры, 2018. – 116 с.
2. Актуальные проблемы социологии: сборник научных трудов / Под ред. Р. А. Костина, С. И. Бояркиной. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014.-164 с.
3. Разов П.В Молодая семья в современном российском социуме: образ и качество жизни: монография / П.В. Разов, И.В. Преснякова-Осипова, С.А. Юшкова. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 210 с. — (Научная мысль).
4. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии/ В.Д. Менделевич. СПб: Речь, 2006. – 250 c.
5. Мишина В.В., Никитская Е.А. ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 91-93;
6. Большой толковый социологический словарь?]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://gufo.me/dict/social_dict?page=2&letter=у, свободный (дата обращения : 20/05/2021). – Загл. с экрана.
7. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.
8. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 94-95
9. Толковый словарь Ожегова онлайн– Электрон. дан. – Режим доступа : https://slovarozhegova.ru/ozhegov.php, свободный (дата обращения : 20/05/2021). – Загл. с экрана.
10. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Большая Рос. энцикл. ; СПб. : Норинт, 2000
11. Социализация личности: коротко о главном. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://blog.wikium.ru/sotsializatsiya-lichnosti-korotko-o-glavnom.html, свободный (дата обращения : 20/05/2021). – Загл. с экрана.
12. Что такое инклюзивное образование? Электрон. дан. – Режим доступа : http://сад188.рф/inkluziv/51-inkluziv.html#:~:text=Инклюзивное%20образование%20—%20наиболее%20передовая%20система,между%20инвалидами%20и%20здоровыми%20людьми., свободный (дата обращения : 20/05/2021). – Загл. с экрана.
2. Представьте 2-3 классификации типов семей. Не забывайте про источник и Список использованных источников.
ИСТОЧНИК: https://otherreferats.allbest.ru/sociology/00791737_0.html
По семейному стажу супругов.
Здесь выделяют семьи:
семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в медовый период, который длится у разных людей разное время. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от реальности. У них ещё всё впереди, им всё понятно, в жизни для них всё просто. И они ещё уверены, что вдвоём могут горы свернуть.
молодая семья – следующая стадия (у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его.
семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ.
семья среднего супружеского возраста (от трёх до десяти лет совместного проживания). Это наиболее опасный период её жизни. Потому что именно в эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период приходится большинство разводов.
семья старшего супружеского возраста (10-20 лет). Морально-психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости.
пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков.
По количеству детей выделяют такие разновидности семей:
Бездетные (инфертильные) семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы распадается по инициативе мужчин.
однодетная семья. Таких семей в городах 53,6%, а в селе – 38-41,1%. Из этих семей распадается примерно каждая вторая. Но если такая семья сохраняется, то педагогические возможности её, условия роста, развития ребёнка недостаточно благоприятны. Многие социологи отмечают у этих людей безответственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм.
малодетная семья (семья с двумя детьми). Стабильность семьи с рождением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3 раза.
многодетная семья – такою нынче считается семья, в которой трое и более детей. В этом типе семей разводы крайне редки, и если иногда случаются, то из-за экономической или нравственно-психологической несостоятельности мужа.
По составу семьи.
неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми. Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.
отдельная, простая семья (нуклеарная) Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения, проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.
сложная семья (расширенная) – состоит из представителей нескольких поколений. Ныне, по данным социологических исследований, примерно до 70% молодых супругов в возрасте до 20 лет проживают в таких семьях. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в подобных семьях нередко встаёт вопрос о разводе с родителями – из-за вмешательств некоторых из них в жизнь своих детей, мелочной опёки над ними, из-за естественного стремления молодёжи к самостоятельности.
большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар (родительская пара и несколько детей со своими семьями). Но современному человеку, перегруженным вынужденным общениям на производстве, они мало подходят.
По качеству отношений в семье.
благополучные
устойчивые
проблемные. Тут частенько нет взаимопонимания, вспыхивают ссоры и конфликты.
конфликтные, где семьи не удовлетворены своей семейной жизнью, и оттого эти семьи не стабильны.
социально неблагополучные, в которых культурный уровень достаточно низкий, распространено пьянство.
дезорганизованные семьи, где процветает культ силы, господствующим чувством является страх, каждый член семьи живёт сам по себе.
3. Перечислите функции современной семьи.
Функции:
репродуктивная;
экономическая и хозяйственно-бытовая;
первичной социализации;
воспитательная;
рекреационная и психотерапевтическая.
Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. В настоящее время демографическая ситуация в России складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. Поэтому в наше время одна из важнейших задач государства – это восстановление репродуктивной функции семьи.
Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи. Те социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.
Функция первичной социализации обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, поскольку они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители - первые воспитатели ребенка. Воспитание в семье - сложный социально-педагогический процесс, который включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка.
Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть принятым, несмотря на его статус, внешность, успехи (или их отсутствие), финансовое положение и т. д.
4. Заполните предложенную таблицу.
Педагогическая запущенность | Социальная запущенность | Социально-педагогическая запущенность |
- это устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, которое формируется при отрицательном влиянии среды и ошибках в воспитании, дети и подростки при этом являются психически и физически здоровыми. | - это состояние формирующейся личности ребенка, при котором нарушение и деформации процесса социализации обусловлены социально-педагогическими причинами и носят злокачественный характер. | - есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». |
Проявления |
характеризуется нарушением общения со сверстниками, эмоциональным отвержением, негативным психоэмоциональным состоянием. | в детском возрасте как неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. | это труднообучаемость, трудновоспитуемость, т. е. педагогическая трудность ребенка и слабо выраженная индивидуальность в учебно-познавательном процессе. |
Способы профилактики запущенности |
Первичная профилактика – это комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Она включает следующие основные направления: совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; формирование условий, способствующих ресоциализации и реабилитации; воспитание социально позитивно ориентированной личности; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и т.д. Полнота, комплексность и своевременность первичной профилактики является важнейшим видом превентивных мер в плане предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Вторичная профилактика –это комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение. К основным задачам данного вида профилактики относятся недопущение совершения подростками правонарушений и преступлений, а также оказание нуждающимся подросткам необходимой помощи. Третичная профилактика – это комплекс мер социально-психологического и юридического характера, целью которых является предотвращение возобновления девиантного поведения человеком, его прекратившим. |
5. Перечислите причины инвалидности детей.
Болезни нервной системы
Психические расстройства и расстройства поведения
Врожденные аномалии, наследственная патология.
Хромосомные болезни
Болезни внутриутробного и перинатального периодов
Факторы риска инвалидности детей.
Биологические | Условия жизнедеятельности | Медико- социальные | Медико- организационные |
Состояние здоровья матери, осложненное течение беременности и родов (заболеваемость, перинаталъная патология, младенческая и детская смертность, нарушения роста и развития) Генетические (самопроизвольные аборты и рождение незрелого плода, мертворождаемость, бесплодие, детская заболеваемость, смертность, наследственные болезни) | Экопатологические и геохимические факторы окружающей среды. Условия воспитания и обучения на фоне неадекватной реформы школы. Качество питания. Гиподинамия. Стресс в повседневной жизни. Раннее начало трудовой деятельности. | Бедные семьи (64% детей до 16 лет). Дети без попечения родителей (597 тыс.) Неполные семьи (500 тыс. детей) Дети-инвалиды с детства (160тыс.) Безнадзорные ("дети улицы" 2-4 млн) Социопатические семьи. Дети матерей- подростков | Уменьшение профилактической направленности медицинского обеспечения. Недостатки в системе медицинской помощи подросткам. Ослабление внимания к формированию потребности в здоровом образе жизни Отсутствие популяционного мониторинга здоровья детско-подростковой популяции. |
Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.
Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:
- медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;
- экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми.
- проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому;
- психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.
Перечислите причины сиротства и социального сиротства.
Главным образом, причинами роста социального сиротства можно рассматривать - кризис института семьи. Он свидетельствует о негативном влиянии общества на формирование личности в социальном и нравственном направлениях. Социальное сиротство порождает ряд последствий, вызывающих девиантный характер социализации детей, оставшихся без попечения родителей.
Причинами так же могут послужить лишение родительских прав, отказ от ребёнка, признание родителей недееспособными или безвестно отсутствующими. Сюда могут относиться следующие факторы:
родители злоупотребляют алкоголем;
оставлены без присмотра;
оставлены из-за тяжёлого материального положения семьи;
имеют ограниченные возможности здоровья.