Проверочная работа по теме «Социальная сфера». Вариант 1
Задание 1. В приведённом списке указаны элементы этнической структуры и элементы социальной структуре общества. Распределите цифры по колонкам.
1)нация 2) пролетариат 3) народность 4) буржуазия 5) племя 6) интеллигенция
Этническая структура | Социальная структура |
| |
Задание 2. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения
Социальные общности | Критерии |
А) башкиры Б) петербуржцы В) удмурты Г) мусульмане Д) буддисты | 1) этнический 2) религиозный 3) территориальный |
Задание 3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
«Социальная роль – это __________(А), ожидаемое от того, кто имеет определённый социальный статус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду __________(Б), а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, пожилого человека, мужчины, женщины автоматически определяются __________(В) и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий, например: роль студента, научного сотрудника, профессора. Это практически все роли, связанные с __________(Г) и любыми достижениями человека. Влияние социальной роли на развитие __________(Д) достаточно велико. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс __________(Е) личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей».
Слова: 1) профессия 2) поведение 3) страта 4) народ 5) общество 6) социализация 7) возраст 8) личность 9) норма
Задание 4. Прочитать текст и ответить на вопросы.
Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали.
Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы – это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором. (Н.И. Матузов)
Вопросы: 1) Приведите любые две функции социальных норм, названные автором. 2) Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.
Задание 5. Прочитайте внимательно текст и выполните задание.
Прочитайте отрывок из повести Г.Блых и Л.Пантелеева «Республика ШКИД».
«…Путь, но которому двигался Громоносцев к Шкиде, был длинный путь беспризорного. Пяти лет он потерял отца, а позже и мать. Без присмотра, живя у дальних родственников, исхулиганился, и родственники решили сплавить юнца поскорее с рук, сдав его в Николо-Гатчинский институт. Родственники получили облегчение, но институт не обрадовался такому приобретению. Маленький шкетик Колька развернулся вовсю: дрался, ругался, воровал и неизвестно чем закончил бы свои подвиги, если б в это время институт не расформировался.
Но Колька – сирота, и его переводят в другое заведение, потом в третье. Колька так много сменил казенных крыш, что и сам не мог их перечислить, пока наконец воровство не привело его в Александро-Невскую лавру.
Когда-то лавра кишела черными монашескими скуфьями и клобуками, но к прибытию Кольки святая обитель значительно изменила свою физиономию. Исчезли монахи, а в бывших кельях поселились новые люди. Тихие кельи превратились в общие и одиночные камеры, в которых теперь сидели несовершеннолетние преступники.
Лавра была последней ступенью исправительной системы. Отсюда было только две дороги: либо в тюрьму, либо назад в нормальный детдом. Попасть в лавру считалось в те годы самым большим несчастьем, самым страшным, что могло ожидать молодого правонарушителя. Провинившихся школьников и детдомовцев пугали Шкидой, но если уж речь заходила о лавре – значит, дело было швах, значит, парень считался конченным.
И вот Колька Громоносцев докатился-таки до лавры. Три месяца скитался он по камерам, наблюдая, как его товарищи по заключению дуются самодельными картами в "буру", слушал рассказы бывалых, перестукивался с соседями, даже пытался бежать. В темную зимнюю ночь он с двумя товарищами проломили решетку камеры и спустились на полотенцах во двор. Поймали их на ограде, через которую они пытались перелезть. Отсидев тридцать суток в карцере, Колька неожиданно образумился. Однажды, явившись к заведующему, твердо заявил: – Люблю математику. Хочу быть профессором. Категорическое заявление Кольки подействовало. Громоносцева перевели в Шкиду…»
Вопросы: 1) Найдите в тексте не менее двух названий исправительных учреждений для детей и молодёжи. 2) Используя текст, напишите три проявления отклоняющегося поведения у Громоносцева.
Проверочная работа по теме «Социальная сфера». Вариант 2
Задание 1. В приведённом списке указаны элементы этнической структуры общества и элементы социальной структуре общества. Распределите цифры по колонкам.
1)род 2) мещане 3) народность 4) буржуазия 5) племя 6) крестьяне
Этническая структура | Социальная структура |
| |
Задание 2. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения
Социальные общности | Критерии |
А) молодежь Б) петербуржцы В) татары Г) рязанцы Д) пенсионеры | 1) демографический 2) этнический 3) территориальный |
Задание 3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
«Социальный контроль – механизм регуляции отношений индивида
и общества в целях укрепления стабильности и __________(А) в обществе. Социальный контроль включает в себя два главных элемента: __________(Б) и социальные санкции. Санкции – это __________(В) со стороны остальных на поведение человека или группы. Они бывают формальными и неформальными, __________(Г). Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами, называется __________ (Д). Внешний контроль представляет собой совокупность __________(Е) и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов».
Слова: 1) порядок 2) социальные статусы 3) социальная роль4) самоконтроль 5) горизонтальные и вертикальные 6) социальные нормы 7) негативные и позитивные 8) институт 9) реакция
Задание 4. Прочитать текст и ответить на вопросы.
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус.
Социализация – двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. (По Н. Смелзеру)
Вопросы: 1) Что автор называет социальными нормами? Какой вид социальных норм представлен в законах? 2) Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации?
Задание 5. Прочитайте внимательно текст и выполните задание.
Прочитайте отрывок из повести Г.Блых и Л.Пантелеева «Республика ШКИД».
«…Путь, но которому двигался Громоносцев к Шкиде, был длинный путь беспризорного. Пяти лет он потерял отца, а позже и мать. Без присмотра, живя у дальних родственников, исхулиганился, и родственники решили сплавить юнца поскорее с рук, сдав его в Николо-Гатчинский институт. Родственники получили облегчение, но институт не обрадовался такому приобретению. Маленький шкетик Колька развернулся вовсю: дрался, ругался, воровал и неизвестно чем закончил бы свои подвиги, если б в это время институт не расформировался.
Но Колька – сирота, и его переводят в другое заведение, потом в третье. Колька так много сменил казенных крыш, что и сам не мог их перечислить, пока наконец воровство не привело его в Александро-Невскую лавру.
Когда-то лавра кишела черными монашескими скуфьями и клобуками, но к прибытию Кольки святая обитель значительно изменила свою физиономию. Исчезли монахи, а в бывших кельях поселились новые люди. Тихие кельи превратились в общие и одиночные камеры, в которых теперь сидели несовершеннолетние преступники.
Лавра была последней ступенью исправительной системы. Отсюда было только две дороги: либо в тюрьму, либо назад в нормальный детдом. Попасть в лавру считалось в те годы самым большим несчастьем, самым страшным, что могло ожидать молодого правонарушителя. Провинившихся школьников и детдомовцев пугали Шкидой, но если уж речь заходила о лавре – значит, дело было швах, значит, парень считался конченным.
И вот Колька Громоносцев докатился-таки до лавры. Три месяца скитался он по камерам, наблюдая, как его товарищи по заключению дуются самодельными картами в "буру", слушал рассказы бывалых, перестукивался с соседями, даже пытался бежать. В темную зимнюю ночь он с двумя товарищами проломили решетку камеры и спустились на полотенцах во двор. Поймали их на ограде, через которую они пытались перелезть. Отсидев тридцать суток в карцере, Колька неожиданно образумился. Однажды, явившись к заведующему, твердо заявил: – Люблю математику. Хочу быть профессором. Категорическое заявление Кольки подействовало. Громоносцева перевели в Шкиду…»
Вопросы: 1) Найдите в тексте не менее двух названий исправительных учреждений для детей и молодёжи. 2) Используя текст, напишите три проявления отклоняющегося поведения у Громоносцева.