Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________ С.А. Краснова
приказ № 235-Д от 30.08.2018 г.
Рабочая программа
по курсу коррекционно-развивающих занятий
«Социально-бытовая ориентировка»
для учащихся 1г АООП класса (вариант 8.2)
на 2018-2019 учебный год
Парменова Н.Н.,
учитель начальных классов, I КК
Рабочая программа рассмотрена на заседании ШУМО учителей начальных классов и рекомендована к утверждению
Протокол № 1 от 29.08.2018г.
Руководитель ШМО ___________ Г.Н.Дражникова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Социально бытовая ориентировка» (далее СБО) для 1 АООП класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010, от 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598 с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями аутистического спектра (вариант 8.2), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) и учебным планом школы
Цель:
- помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка.
Задачи:
- восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
- дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
- выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
- сформировать навыки культуры поведения в быту;
- познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
- научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;
- выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа расчитана на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч)
Знакомство с кабинетом социально-бытовой ориентировки (оснащение и оборудование кабинета, его назначение, знакомство с правилами повеления в нем и техникой безопасности).
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (5 ч) Режим дня, его выполнение. Соблюдение правил гигиены. Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Последовательность утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов и ушей, правила расчесывания волос, выбор прически, периодичность мытья головы, подбор мыла и шампуня в зависимости от состояния волос, средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования. Практические занятия. Посещение парикмахерской, где детям оказываются различные услуги.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ (5 ч) Виды одежды и головных уборов. Повседневный уход за одеждой (использование по назначе нию, предупреждение загрязнений, чистка). Подбор одежды, головных уборов по сезону, Повседневная, праздничная, спортивная одежда. Значение чистоты и опрятности одежды Сушка мокрой одежды. Чистка верхнего и легкого платья, повседневное хранение. Виды обуви и назначение, уход и хранение. Практические занятия. Чистка одежды и обуви, стирка, глажение.
ПИТАНИЕ (5 ч) Основные продукты питания (хлеб, масло, мясо, овощи, фрук ты и т.д.). Разнообразие продуктов, их назначение и значение в жизни человека. Витамины. Приготовление пиши. Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривание чая, отваривание яиц. Сервировка стола к завтраку. Практические занятия. Чистка овощей на кухне, переборка сухофруктов, оказание помощи повару в приготовлении простейшей пищи (компотов гарниров, салатов и др.).
СЕМЬЯ (3 ч) Понятия о семье, знание состава своей семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст. Знание правил поведения в семье (тактичное и уважительное отношение к старшим, оказание им помощи), распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Практические занятия. Игры-драматизации по выполнению различных обязанностей, традиций, праздников в семье (дни рождения, юбилеи бабушки, дедушки и др.).
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (5 ч) Правильная осанка (сдержанная поза сидя. стоя, красота по ходки, умеренность жестикуляций. Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми (знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях, формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку). Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками. Практические занятия. Игры: посещение кабинета директора. врача, медсестры и отработка норм поведения.
ЖИЛИЩЕ (4 ч) Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, квартира, комната, общежитие, гостиница, интернат. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления, освещения, обстановки в них. Практические занятия. Посещение различных помещении школы, знакомство с их назначением, интерьером.
ТРАНСПОРТ (3 ч) Виды транспорта. Поведение в транспорте, на улице. Правила уличного движения. Наиболее рациональный маршрут до школы. Варианты проезда разными видами транспорта, время, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут. Правила посадки в транспорт, покупки билета, поведения В салоне, при выходе на у л и ц у , правила перехода улицы при наличии светофора и без него. Практические занятия. Экскурсии по улицам вокруг УВК, поездки в городском транспорте.
ТОРГОВЛЯ (2 ч) Магазины: продовольственные, промтоварные, универмаги, специализированные. Их называние. Порядок приобретения товаров в магазинах самообслуживания.
РЕЗУЛЬТАЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Предметные:
-соблюдать распорядок дня, владеть навыками гигиены тела, волос, одежды, обуви;
-знать основные продукты, владеть сервировкой стола к завтрак у, обеду, ужину;
-знать состав семьи, уметь выполнять простейшие бытовые поручения, участвовать в семейных торжествах, традиционных праздниках;
-владеть правилами поведения при встрече и расставании, поддерживать тактичный
Метапредметные:
- овладение навыками культуры поведения;
- формирование личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости;
- формирование элементов трудовой культуры;
Личностные:
- развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности;
- готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела).
Содержание учебного курса.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч)
Знакомство с кабинетом социально-бытовой ориентировки (оснащение и оборудование кабинета, его назначение, знакомство с правилами повеления в нем и техникой безопасности).
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (5 ч) Режим дня, его выполнение. Соблюдение правил гигиены. Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Последовательность утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов и ушей, правила расчесывания волос, выбор прически, периодичность мытья головы, подбор мыла и шампуня в зависимости от состояния волос, средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования. Практические занятия. Посещение парикмахерской, где детям оказываются различные услуги.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ (5 ч) Виды одежды и головных уборов. Повседневный уход за одеждой (использование по назначе нию, предупреждение загрязнений, чистка). Подбор одежды, головных уборов по сезону, Повседневная, праздничная, спортивная одежда. Значение чистоты и опрятности одежды Сушка мокрой одежды. Чистка верхнего и легкого платья, повседневное хранение. Виды обуви и назначение, уход и хранение. Практические занятия. Чистка одежды и обуви, стирка, глажение.
ПИТАНИЕ (5 ч) Основные продукты питания (хлеб, масло, мясо, овощи, фрук ты и т.д.). Разнообразие продуктов, их назначение и значение в жизни человека. Витамины. Приготовление пиши. Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривание чая, отваривание яиц. Сервировка стола к завтраку. Практические занятия. Чистка овощей на кухне, переборка сухофруктов, оказание помощи повару в приготовлении простейшей пищи (компотов гарниров, салатов и др.).
СЕМЬЯ (3 ч) Понятия о семье, знание состава своей семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст. Знание правил поведения в семье (тактичное и уважительное отношение к старшим, оказание им помощи), распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Практические занятия. Игры-драматизации по выполнению различных обязанностей, традиций, праздников в семье (дни рождения, юбилеи бабушки, дедушки и др.).
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (5 ч) Правильная осанка (сдержанная поза сидя. стоя, красота по ходки, умеренность жестикуляций. Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми (знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях, формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку). Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками. Практические занятия. Игры: посещение кабинета директора. врача, медсестры и отработка норм поведения.
ЖИЛИЩЕ (4 ч) Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, квартира, комната, общежитие, гостиница, интернат. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления, освещения, обстановки в них. Практические занятия. Посещение различных помещении школы, знакомство с их назначением, интерьером.
ТРАНСПОРТ (3 ч) Виды транспорта. Поведение в транспорте, на улице. Правила уличного движения. Наиболее рациональный маршрут до школы. Варианты проезда разными видами транспорта, время, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут. Правила посадки в транспорт, покупки билета, поведения В салоне, при выходе на у л и ц у , правила перехода улицы при наличии светофора и без него. Практические занятия. Экскурсии по улицам вокруг УВК, поездки в городском транспорте.
ТОРГОВЛЯ (2 ч) Магазины: продовольственные, промтоварные, универмаги, специализированные. Их называние. Порядок приобретения товаров в магазинах самообслуживания.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № урока по теме | Название раздела, темы урока. | Кол. часов | Дата-план | Корректировка |
| | I ЧЕТВЕРТЬ, 8Ч. | | | |
| | Вводный урок (1ч) | | | |
1 | 1 | Вводное занятие. | 1 | 05.09 | |
| | Личная гигиена(5ч) | | | |
2 | 1 | Режим дня, его выполнение. | 1 | 12.09 | |
3 | 2 | Соблюдение правил гигиены. | 1 | 19.09 | |
4 | 3 | Последовательность утреннего и вечернего туалета. Правила ухода за зубами. | 1 | 26.09 | |
5 | 4 | Уход за волосами. | 1 | 03.10 | |
6 | 5 | Экскурсия в парикмахерскую. | 1 | 10.10 | |
| | Одежда и обувь (5ч) | | 17.10 | |
7 | 1 | Виды одежды и головных уборов | 1 | 24.10 | |
| | II ЧЕТВЕРТЬ, 8Ч. | | | |
8 | 2 | Повседневный уход за одеждой | 1 | 07.11 | |
9 | 3 | Подбор одежды, головных уборов по сезону | 1 | 14.11 | |
10 | 4 | Повседневная , праздничная, спортивная одежда. | 1 | 21.11 | |
11 | 5 | Уход за верхней одеждой. Виды обуви и назначение | 1 | 28.11 | |
| | Питание (5ч) | | | |
12 | 1 | Основные продукты питания (хлеб, Масло, мясо) | 1 | 05.12 | |
13 | 2 | Приготовление пищи (бутерброды) | 1 | 12.12 | |
14 | 3 | Заваривание чая | 1 | 19.12 | |
15 | 4 | Сервировка стола к завтраку | 1 | 26.12 | |
| | III ЧЕТВЕРТЬ, 9Ч. | | | |
16 | 5 | Практическое занятие. Чистка овощей на кухне. | 1 | 09.01 | |
| | Семья(3ч) | | | |
17 | 1 | Понятие о семье, знание состава своей семьи. | 1 | 16.01 | |
18 | 2 | Отношения с родителями. Правила поведения в семье. Оказание помощи старшим | 1 | 23.01 | |
19 | 3 | Практическое занятие «Праздник в семье» | 1 | 30.01 | |
| | Культура поведения(5ч) | | | |
20 | 1 | Правильная осанка | 1 | 06.02 | |
21 | 2 | Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми. Формы обращения с просьбой к сверстнику или взрослому человеку | 1 | 20.02 | |
22 | 3 | Правила поведения в разговоре с другими людьми | 1 | 27.02 | |
23 | 4 | Игра «Мы идем…» | 1 | 06.03 | |
24 | 5 | Посещение кабинета врача, завуча. | 1 | 13.03 | |
| | Жилище(4ч). | | | |
25 | 1 | Виды жилищных помещений в городе, селе. Жилой дом. Квартира, общежитие, интернат. | 1 | 03.04 | |
| | IV ЧЕТВЕРТЬ, 8Ч. | | | |
26 | 2 | Обстановка комнаты. | 1 | 10.04 | |
27 | 3 | Правила общежития | 1 | 17.04 | |
28 | 4 | Виды отопления, освещения. | 1 | 24.04 | |
| | Транспорт(3ч) | | | |
29 | 1 | Виды транспорта. | 1 | 02.05 | |
30 | 2 | Поведение в транспорте. | 1 | 08.05 | |
31 | 3 | Дорога домой. | 1 | 15.05 | |
| | Торговля (2ч) | | | |
32 | 1 | Магазины. Их называние. | 1 | 22.05 | |
33 | 2 | Экскурсия в магазин. | 1 | 29.05 | |
Итого - 33 ч | | | | 29.05 |