СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА (программа для учащихся с РАС вариант 8.2.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельноси по социально-бытовой ориентировке детей с расстройством аутистического спектра

Просмотр содержимого документа
«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА (программа для учащихся с РАС вариант 8.2.)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________ С.А. Краснова

приказ № 235-Д от 30.08.2018 г.



Рабочая программа

по курсу коррекционно-развивающих занятий

«Социально-бытовая ориентировка»

для учащихся 1г АООП класса (вариант 8.2)

на 2018-2019 учебный год

Парменова Н.Н.,

учитель начальных классов, I КК



Рабочая программа рассмотрена на заседании ШУМО учителей начальных классов и рекомендована к утверждению

Протокол № 1 от 29.08.2018г.

Руководитель ШМО ___________ Г.Н.Дражникова


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Социально бытовая ориентировка» (далее СБО) для 1 АООП класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010, от 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598 с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями аутистического спектра (вариант 8.2), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) и учебным планом школы

Цель:

- помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка.

Задачи:

- восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;

- дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;

- выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;

- сформировать навыки культуры поведения в быту;

- познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;

- научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;

- выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа расчитана на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели)


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч)

Знакомство с кабинетом социально-бытовой ориентировки (оснащение и оборудование кабинета, его назначение, знакомство с правилами повеления в нем и техникой безопасности).

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (5 ч) Режим дня, его выполнение. Соблюдение правил гигиены. Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Последовательность утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов и ушей, правила расчесывания волос, выбор прически, периодичность мытья головы, подбор мыла и шампуня в зависимости от состояния волос, средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования. Практические занятия. Посещение парикмахерской, где детям оказываются различные услуги.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ (5 ч) Виды одежды и головных уборов. Повседневный уход за одеждой (использование по назначе нию, предупреждение загрязнений, чистка). Подбор одежды, головных уборов по сезону, Повседневная, праздничная, спортивная одежда. Значение чистоты и опрятности одежды Сушка мокрой одежды. Чистка верхнего и легкого платья, повседневное хранение. Виды обуви и назначение, уход и хранение. Практические занятия. Чистка одежды и обуви, стирка, глажение.

ПИТАНИЕ (5 ч) Основные продукты питания (хлеб, масло, мясо, овощи, фрук ты и т.д.). Разнообразие продуктов, их назначение и значение в жизни человека. Витамины. Приготовление пиши. Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривание чая, отваривание яиц. Сервировка стола к завтраку. Практические занятия. Чистка овощей на кухне, переборка сухофруктов, оказание помощи повару в приготовлении простейшей пищи (компотов гарниров, салатов и др.).

СЕМЬЯ (3 ч) Понятия о семье, знание состава своей семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст. Знание правил поведения в семье (тактичное и уважительное отношение к старшим, оказание им помощи), распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Практические занятия. Игры-драматизации по выполнению различных обязанностей, традиций, праздников в семье (дни рождения, юбилеи бабушки, дедушки и др.).

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (5 ч) Правильная осанка (сдержанная поза сидя. стоя, красота по ходки, умеренность жестикуляций. Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми (знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях, формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку). Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками. Практические занятия. Игры: посещение кабинета директора. врача, медсестры и отработка норм поведения.

ЖИЛИЩЕ (4 ч) Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, квартира, комната, общежитие, гостиница, интернат. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления, освещения, обстановки в них. Практические занятия. Посещение различных помещении школы, знакомство с их назначением, интерьером.

ТРАНСПОРТ (3 ч) Виды транспорта. Поведение в транспорте, на улице. Правила уличного движения. Наиболее рациональный маршрут до школы. Варианты проезда разными видами транспорта, время, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут. Правила посадки в транспорт, покупки билета, поведения В салоне, при выходе на у л и ц у , правила перехода улицы при наличии светофора и без него. Практические занятия. Экскурсии по улицам вокруг УВК, поездки в городском транспорте.

ТОРГОВЛЯ (2 ч) Магазины: продовольственные, промтоварные, универмаги, специализированные. Их называние. Порядок приобретения товаров в магазинах самообслуживания.


     


РЕЗУЛЬТАЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


Предметные:


-соблюдать распорядок дня, владеть навыками гигиены тела, волос, одежды, обуви;

-знать основные продукты, владеть сервировкой стола к завтрак у, обеду, ужину;

-знать состав семьи, уметь выполнять простейшие бытовые поручения, участвовать в семейных торжествах, традиционных праздниках;

-владеть правилами поведения при встрече и расставании, поддерживать тактичный


Метапредметные: 


- овладение навыками культуры поведения;

- формирование личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости;

- формирование элементов трудовой культуры;


Личностные:

- развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

- развитие мотивации к обучению;

- развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- развитие положительных свойств и качеств личности;

- готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела).


Содержание учебного курса.

 ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч)

Знакомство с кабинетом социально-бытовой ориентировки (оснащение и оборудование кабинета, его назначение, знакомство с правилами повеления в нем и техникой безопасности).

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (5 ч) Режим дня, его выполнение. Соблюдение правил гигиены. Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Последовательность утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов и ушей, правила расчесывания волос, выбор прически, периодичность мытья головы, подбор мыла и шампуня в зависимости от состояния волос, средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования. Практические занятия. Посещение парикмахерской, где детям оказываются различные услуги.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ (5 ч) Виды одежды и головных уборов. Повседневный уход за одеждой (использование по назначе нию, предупреждение загрязнений, чистка). Подбор одежды, головных уборов по сезону, Повседневная, праздничная, спортивная одежда. Значение чистоты и опрятности одежды Сушка мокрой одежды. Чистка верхнего и легкого платья, повседневное хранение. Виды обуви и назначение, уход и хранение. Практические занятия. Чистка одежды и обуви, стирка, глажение.

ПИТАНИЕ (5 ч) Основные продукты питания (хлеб, масло, мясо, овощи, фрук ты и т.д.). Разнообразие продуктов, их назначение и значение в жизни человека. Витамины. Приготовление пиши. Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривание чая, отваривание яиц. Сервировка стола к завтраку. Практические занятия. Чистка овощей на кухне, переборка сухофруктов, оказание помощи повару в приготовлении простейшей пищи (компотов гарниров, салатов и др.).

СЕМЬЯ (3 ч) Понятия о семье, знание состава своей семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст. Знание правил поведения в семье (тактичное и уважительное отношение к старшим, оказание им помощи), распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Практические занятия. Игры-драматизации по выполнению различных обязанностей, традиций, праздников в семье (дни рождения, юбилеи бабушки, дедушки и др.).

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (5 ч) Правильная осанка (сдержанная поза сидя. стоя, красота по ходки, умеренность жестикуляций. Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми (знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях, формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку). Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками. Практические занятия. Игры: посещение кабинета директора. врача, медсестры и отработка норм поведения.

ЖИЛИЩЕ (4 ч) Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, квартира, комната, общежитие, гостиница, интернат. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления, освещения, обстановки в них. Практические занятия. Посещение различных помещении школы, знакомство с их назначением, интерьером.

ТРАНСПОРТ (3 ч) Виды транспорта. Поведение в транспорте, на улице. Правила уличного движения. Наиболее рациональный маршрут до школы. Варианты проезда разными видами транспорта, время, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут. Правила посадки в транспорт, покупки билета, поведения В салоне, при выходе на у л и ц у , правила перехода улицы при наличии светофора и без него. Практические занятия. Экскурсии по улицам вокруг УВК, поездки в городском транспорте.

ТОРГОВЛЯ (2 ч) Магазины: продовольственные, промтоварные, универмаги, специализированные. Их называние. Порядок приобретения товаров в магазинах самообслуживания.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

№ урока

по теме

Название раздела, темы урока.

Кол.

часов

Дата-план

Корректировка



I ЧЕТВЕРТЬ, 8Ч.






Вводный урок (1ч)




1

1

Вводное занятие.

1

05.09




  1. Личная гигиена(5ч)




2

1

Режим дня, его выполнение.

1

12.09


3

2

Соблюдение правил гигиены.

1

19.09


4

3

Последовательность утреннего и вечернего туалета. Правила ухода за зубами.

1

26.09


5

4

Уход за волосами.

1

03.10


6

5

Экскурсия в парикмахерскую.

1

10.10




  1. Одежда и обувь (5ч)


17.10


7

1

Виды одежды и головных уборов

1

24.10




II ЧЕТВЕРТЬ, 8Ч.




8

2

Повседневный уход за одеждой

1

07.11


9

3

Подбор одежды, головных уборов по сезону

1

14.11


10

4

Повседневная , праздничная, спортивная одежда.

1

21.11


11

5

Уход за верхней одеждой. Виды обуви и назначение

1

28.11




  1. Питание (5ч)




12

1

Основные продукты питания (хлеб, Масло, мясо)

1

05.12


13

2

Приготовление пищи (бутерброды)

1

12.12


14

3

Заваривание чая

1

19.12


15

4

Сервировка стола к завтраку

1

26.12




III ЧЕТВЕРТЬ, 9Ч.




16

5

Практическое занятие. Чистка овощей на кухне.

1

09.01




  1. Семья(3ч)




17

1

Понятие о семье, знание состава своей семьи.

1

16.01


18

2

Отношения с родителями. Правила поведения в семье. Оказание помощи старшим

1

23.01


19

3

Практическое занятие «Праздник в семье»

1

30.01




  1. Культура поведения(5ч)




20

1

Правильная осанка

1

06.02


21

       2

Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми. Формы обращения с просьбой к сверстнику или взрослому человеку

1

20.02


22

3

Правила поведения в разговоре с другими людьми

1

27.02


23

4

Игра «Мы идем…»

1

06.03


24

5

Посещение кабинета врача, завуча.

1

13.03




  1. Жилище(4ч).




25

1

Виды жилищных помещений в городе, селе. Жилой дом. Квартира, общежитие, интернат.

1

03.04




IV ЧЕТВЕРТЬ, 8Ч.




26

2

Обстановка комнаты.

1

10.04


27

3

Правила общежития

1

17.04


28

4

Виды отопления, освещения.

1

24.04




  1. Транспорт(3ч)




29

1

Виды транспорта.

1

02.05


30

2

Поведение в транспорте.

1

08.05


31

3

Дорога домой.

1

15.05




  1. Торговля (2ч)




32

1

Магазины. Их называние.

1

22.05


33

2

Экскурсия в магазин.

1

29.05


Итого - 33 ч




29.05