«Социально-диагностическая работа социального педагога с многодетными семьями»
Исследование проводилось на базе МБОУ-Шатиловский лицей, социальный педагог Пряжникова Валентина Романовна.
В ходе данного исследования решались следующие задачи:
1) Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения;
2) Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетной семьей.
Введение
Актуальность этой темы обусловлена тем, что многодетная семья представляет собой социальную группу, в которой возможны различные ценностные ориентиры, различные критерии оценок жизненных явлений, идеалы, точки зрения, убеждения, влияющие на формирование семейных традиций. Очень важно осмыслить нынешнее положение этой категории семей, а также пути улучшения помощи, поддержки.
Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. Можно выделить следующие виды многодетных семей.
1. Семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок — одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше.
2. Семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей. Третий и последующие дети могли появиться в них главным образом из-за отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут сформироваться, например, в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений.
3. Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети.
4. Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот и благ. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях само появление детей на свет является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и типичной психологической установкой родителей выступает убеждение в том, что их основная задача — произвести ребенка на свет, а дальнейшая его судьба должна стать заботой государства.
Отнесение семьи к тому или иному типу позволяет четко определить оптимальный стиль взаимоотношений с ней, объем и характер необходимой социальной и иной помощи.
ПРОБЛЕМЫ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ
Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д.
Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.
Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.
Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.
Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10— 15 %. Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.
Многодетные семьи имеют общую специфическую социальную проблему: дети из таких семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, для них характерны слабое здоровье, снижение социального возраста старших сиблингов, что может негативно сказаться на их дальнейшей судьбе.
Роли социального педагога:
Социальный педагог при работе с многодетной семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Формы работы социального педагога с многодетной семьей:
1. Родительские собрания;
2. Конференции;
3.Тренинги;
4. Индивидуальные и тематические консультации;
5. Беседы;
6. Посещение семей;
7. Выпуск информационных листов и т.д.
Социальный педагог при работе с многодетной семьей реализует следующие функции:
Диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);
Прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);
Организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);
Правозащитная (поддержка семьи в защите своих прав, свобод, социальных гарантий);
Предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения);
Социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);
Социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи);
Организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества для семьи).
Организуя работу с семьей, социальный педагог должен учитывать следующее:
- любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях, поэтому необходимо научиться не только жаловаться, но и хвалить ребенка, видеть хорошее;
- не стоит ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными;
- не рекомендуется относиться к трудным подросткам с позиции силы или страха; необходимо научиться самому и учить трудных детей видеть радостные перспективы будущей жизни;
- не стоит злоупотреблять доверием подростка и его родителей;
- никогда не следует ставить окончательный и безнадежный диагноз, так как ни один из методов диагностики не дает бесспорной и окончательно верной информации.
И так работа социального педагога с многодетной семьей начинается с ее изучения. Для социального педагога исследование семьи - это, с одной стороны, обязательный процесс, необходимый для дальнейшей работы, с другой -- процесс профессиональных открытий. Работа социального педагога с семьей осуществляется по определенному алгоритму. Первоначально, с чего начинает социальный педагог, - это диагностика семьи.
К основным направлениям работы социального педагога с многодетными семьями относятся следующие:
- работа по выявлению и учету многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи (ориентировочные вопросы: количество членов семьи, в том числе детей, наличие других родственников, проживающих совместно с многодетной семьей; пол и возраст детей, родителей; материальное положение семьи; место работы родителей и их доход; сведения о том, работают ли подростки из состава семьи, о месте их работы и доходе; возможные пути повышения доходов родителей и детей; жилищные условия; отношения между родителями и детьми, отношения с другими родственниками, если они проживают совместно; состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства; уровень образования родителей и других членов семьи, если они проживают совместно; сведения о том, учатся ли дети и в каких образовательных учреждениях; успеваемость детей в образовательном учреждении; наличие детей, которые не учатся и не работают, выяснение причин этого; наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы; круг интересов семьи);
- определение с помощью различных источников основных проблем и потребностей семьи;
- установление основных нормативов в оказании помощи при строго дифференцированном подходе в зависимости от нужд и потребностей семьи в целом и каждого ее члена;
- решение эмоционально-психологических проблем;
- консультирование, педагогическая помощь;
- социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;
- наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи, помощь семье в устройстве детей-инвалидов в специализированные учреждения, направление детей и родителей из конфликтных семей на консультацию к различным специалистам для урегулирования семейных отношений, предупреждения новых конфликтов и т.п.;
- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;
- периодическая проверка предоставления различных установленных видов помощи (своевременного получения пособий, выделенных продовольственных и вещевых посылок и т.п.);
- объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама многодетная семья, в целом, как коллектив, деятельность социального педагога с многодетной семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.
Социальная диагностика является одной из важнейших технологий работы социального педагога с многодетной семьей. Мной был составлен социальный паспорт школы, банк данных по категориям семей. Анализ документации позволил получить следующие данные: из 17 многодетных семей только 1 является благополучной, 2 семьи – неблагополучные 3 категории, 1 семья - неблагополучная 2 категории. Исходя из классификации неблагополучных семей: 4 категория – педагогически несостоятельные; 3 категория – злоупотребляющие алкоголем; 2 категория – злоупотребляющие алкоголем, воспитанием детей не занимающиеся; 1 категория – родители могут быть лишены родительских прав. Из 17 семей – 8 семей являются неполными и 9 полными семьями . Анализ материальной обеспеченности полных многодетных семей показал, что из 9 семей в 6-ти семьях один из родителей не работает (чаще мать), в 2-х семьях – не работают оба родителя (см. диаграмму 3), только в одной семье работают оба родителя.
Анализ причин, которые привели к появлению статуса неполной многодетной семьи, показал, что 3 семьи остались неполными после развода, 2 – после смерти супруга и 3 семьи состоят из детей и матери-одиночки. Из 8 неполных семей мать работает – 3 семьи, мать находится в декретном отпуске – 2 семьи, мать не работает и не состоит на учете в ЦЗН – 3 семьи.
Большинство многодетных семей имеют в среднем 3-4 ребенка, только в одной семье неработающая одинокая мать воспитывает 7 детей. Из 9 полных семей 8 являются малообеспеченными, 1 семья – с доходом выше прожиточного минимума; из 8 малообеспеченных – 1 семья является неблагополучной 3 категории. Из 8 неполных семей все являются малообеспеченными, 1 является неблагополучной 3 категории, 1 – неблагополучной 2 категории, остальные относятся к категории проблемных семей.
Таким образом, анализ социального статуса и состава семьи показал, что практически все семьи (95%) являются малообеспеченными, наиболее социально уязвимыми являются неполные многодетные семьи одиноких матерей.
Работа социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения Шатиловский лицей включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика.
Социальная диагностика многодетных семей включает в себя следующие этапы работы: предварительное ознакомление с объектом работы, выявление его сильных и слабых сторон (исследование социального статуса), выбор направлений комплексной помощи семье. Важную роль имеет промежуточная диагностика и контроль для закрепления результатов проведенной работы. Социальная адаптация, социальное консультирование, социальная профилактика реализуются в следующих направлениях работы социального педагога:
- проведение педагогического консультирования родителей;
- проведение профилактических бесед;
- организация педагогических семинаров;
- диагностика причин девиантного поведения детей;
- привлечение учащихся к работе в культурно-массовых мероприятиях, вовлечение в работу кружков, секций во внеурочное время с целью профилактики безнадзорности;
- организация летнего отдыха учащихся в пришкольных лагерях;
- содействие в профориентации учащихся, индивидуальное трудоустройство подростков.
На основе анализа работы социального педагога нами были разработаны практические рекомендации для повышения эффективности работы социального педагога с данной категорией семей. Разработка практических рекомендаций для социального педагога проводилась в двух направлениях:
1. Оптимизация работы с семьей.
2. Повышение эффективности социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей.
Был разработан комплекс мер и формы работы, способствующие эффективности реализации технологий работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения. Основное внимание уделялось комплексу превентивных и профилактических мер, предупреждающих появление проблем у многодетных семей. Применение этих рекомендаций обеспечит повышение эффективности технологий работы социального педагога с многодетной семьей.
4