Просмотр содержимого документа
«"Социально-эмоциональное развитие одаренного ребенка"»
«Социально-эмоциональное развитие одаренного ребенка»
Не секрет, что одаренным детям приходится крайне сложно в обычной среде, рассчитанной на "кнут и пряник". Ведь правила им не понятны, а рамки на столько велики, что не вписываются в общепринятое. Из-за этого эти дети сильно отличаются поведением. Чаще всего они становятся бунтарями, изгоями, троечниками, часто подвергаются осмеиванию. И в конце-концов всё это приводит к их неврозу, они становятся либо злыми и отчужденными, либо никчемными алкоголиками. Такое довольно часто случается в наше время в общественных школах, в дошкольных учереждениях, где учителя, педагоги не делая скидок на разность и индивидуальность детей ведут программу рассчитанную для всех и не признают иных решений, кроме тех, что "должны быть". А фраза "так должно быть" одаренному ребенку вообще не понятна. "Почему так должно быть? Почему так, а не иначе? Ну ведь можно же и по-другому..." - такая форма мышления свойственна одаренным детям. И именно для того, чтобы дети не страдали из-за непонимания родителей, из-за осуждения и репрессий со стороны взрослых и не превращались в аутичных и невротичных детей я пишу эти статьи, которые, возможно, дадут шанс одаренным детям быть понятыми хотя бы родителями - самой важной для них ячейкой общества.
Особенности эмоционального развития
В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Источником ее является также отмечаемая сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального развития. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его "нормальные" сверстники относятся к ним равнодушно.
Повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских способностей. Но с точки зрения совершенствования значительно более важной является другая особенность творческих людей - способность наслаждаться творчеством. Именно это, по утверждению Стендаля, отличает гения от всех остальных людей. Действительно, звание гения присваивается лишь тому, кто испытывает особое наслаждение от процесса творчества и продолжает работать, несмотря на преграды.