Проблемы на решение которых направлен проект: Социальный проект «От сердца к сердцу» направлен, в первую очередь, на развитие адаптивных качеств детей-инвалидов через создание оптимальной среды для их личностного развития и общения. Одним из вариантов решения проблемы недостатка коммуникативного пространства детей с ОВЗ можно считать организацию добровольческого движения волонтеров, привлечение здоровых подростков к регулярной совместной деятельности с детьми-инвалидами. Таким образом будет решена еще одна из задач проекта- формирование и развитие эмпатии и толерантности молодежного общества к семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность проекта: Современные экологические, социальные, экономические условия жизни привели к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Проблема социальной адаптации ребенка-инвалида очень важна, так как общество в настоящий момент не готово принять таких детей, а сами они не знаю, как это сделать, как приобщиться к нормальной жизни. Такие дети нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем индивидуализированную. Однако, если необходимость реабилитации, средствами медицины осознается всеми, то роль и место реабилитации средствами общения понимается не столь единодушно. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, нарушается связь с социумом, культурой как источником развития.
Данная ситуация диктует потребность в организации социальной реабилитации через общение, развитие коммуникативных навыков, повышение социально-психологической компетентности детей-инвалидов и развитие их способности взаимодействовать с окружающими (взрослыми и сверстниками). Также, крайне необходимо формирование у детей-инвалидов адекватных способов реагирования в ситуациях общения с другими людьми, познание ими своих сильных и слабых сторон, расширение представлений о собственной значимости, ценности.
Положительные результаты могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы условия, обеспечивающие возможность постепенного расширения пространства общения детей с ограниченными возможностями.
Цель проекта: развитие в молодежном обществе эмпатии и толерантности через интеграцию в творческообразовательный процесс детей с ОВЗ, что позволит сформировать у последних осознание самих себя как полноправных членов общества.
Задачи проекта:
- способствовать социальной адаптации детей с ОВЗ;
- организация психолого-педагогической подготовки волонтеров для работы с детьми-инвалидами;
- организация мероприятий, способствующих обмену социальным опытом здоровых детей и детей с ОВЗ (мастер-классы, КД мероприятия и т. п)
Результаты:
- дети с ограниченными возможностями почувствуют востребованность и заботу сверстников;
- развитие в молодежном обществе эмпатии и толерантности через формирование позитивного отношения к сверстникам, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Целевая аудитория:
-волонтеры
-обучающиеся СКОШИ№2
Сроки реализации проекта: 1 год
План совместных мероприятий детей с ограниченными возможностями СКОШИ№2 и волонтеров в рамках проекта «От сердца к сердцу»
№ | Наименование мероприятия | Дата проведения | Ответственные лица |
1 | Семинар-практикум «Особенности взаимоотношения с детьми с ОВЗ» | Октябрь 2019 | Педагог-психолог СКОШИ №2 Цыбикова Римма Юрьевна, социальный педагог ЦДО «Тимуровец» Мункуева Сэсэгма Владимировна, классный руководитель Замоголова Ольга Владимировна, воспитатель СКОШИ №2 Сундупова Дарья Юрьевна |
2 | Мастер-класс «Сделано с заботой» | Ноябрь 2019 | классный руководитель Замаголова О.В., социальный педагог ЦДО «Тимуровец» Мункуева С.В. |
3 | Мастер-класс Арт-студии «Радуга» - «Веселый снеговик» | Декабрь 2019 | Педагог ЦДО «Тимуровец» Щербакова Т.В. классный руководитель Замоголова О.В., социальный педагог ЦДО «Тимуровец» Мункуева С.В. |
4 | Мастер-класс по вокалу | Декабрь 2019 | Педагог ЦДО «Тимуровец» Филиппова О.К, классный руководитель Замоголова О.В., социальный педагог ЦДО «Тимуровец» Мункуева С.В. |
5 | Новогоднее представление | Январь 2020 | Педагог ЦДО «Тимуровец» Очирова Д.Ц. классный руководитель Замоголова О.В., социальный педагог ЦДО «Тимуровец» Мункуева С.В. |
6 | Японский мини-волейбол | Март 2020 | Дворовый инструктор ЦДО «Тимуровец» Гребенщикова М.П. классный руководитель Замоголова О.В., социальный педагог ЦДО «Тимуровец» Мункуева С.В. |
7 | Мероприятие, разработанное волонтерами | Апрель 2020 | классный руководитель Замоголова О.В., социальный педагог ЦДО «Тимуровец» Мункуева С.В. |
8 | Весенний мастер-класс | Май 2020 | Социальный педагог ЦДО «Тимуровец» Редикальцева Л.Н . классный руководитель Замоголова О.В., социальный педагог ЦДО «Тимуровец» Мункуева С.В. |
9 | Мастер-класс по лепке из соленого теста | Ноябрь 2020 | Педагог ЦДО «Тимуровец» Павлова Светлана Михайловна, классный руководитель Замоголова О.В., социальный педагог ЦДО «Тимуровец» Мункуева С.В. |
10 | Арт-встреча | Март 2020 | классный руководитель Замоголова О.В., социальный педагог ЦДО «Тимуровец» Мункуева С.В. |
11 | Сеанс «Леготерапия» | Март 2020 | классный руководитель Замоголова О.В., социальный педагог ЦДО «Тимуровец» Мункуева С.В. |
12 | Сеанс «Иппотерапия» | Апрель 2020 | Организация конного спорта РБ «Роксис». Волонтеры ЦДО «Тимуровец», классный руководитель Замоголова О.В., социальный педагог ЦДО «Тимуровец» Мункуева С.В |
13 | Флэшмоб «Вместе мы сила» | июнь | Волонтеры ЦДО «Тимуровец», педагог ЦДО «Тимуровец» Новикова Е.В . классный руководитель Замоголова О.В., социальный педагог ЦДО «Тимуровец» Мункуева С.В. |
Заключение:
Дети с инвалидностью – часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов – люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Дети с ограниченными возможностями могут всё или почти всё. Они принимают участие в Параолимпийских играх и занимают призовые места, стремятся к тому, чтобы быть замеченными. С каждым годом число детей с инвалидностью увеличивается( 24 480 детей инвалидов рождается каждый день в мире).
Осуществляемый проект станет традицией для волонтеров и, мы надеемся, что данный проект в последующем не оставит без внимания ни одного ребёнка с ограниченными возможностями. Позволит им почувствовать себя нужными, полноценными членами общества. Предоставит возможность общения со сверстниками. В то же время здоровые дети, в частности волонтеры больше узнают о том, с какими проблемами приходится сталкиваться их сверстникам – детям – инвалидам.
Все дети – дети одного солнца, поэтому должны жить, учиться и общаться вместе, не делясь на больных и здоровых.
3