Тема: Социально-личностное развитие дошкольников через проектную деятельность.
В связи с объективно изменяющимися условиями жизни, одна из важных задач дошкольного учреждения заключается в подготовке ребенка к осмыслению и реальному восприятию мира. Каждый человек в определенные периоды своей жизни испытывает трудности при переходе к новым условиям жизни, поэтому тема социально-личностного развития ребенка как никогда актуальна в современном мире.
Во-первых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, имеет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, который стимулирует его личностный рост и самореализацию. Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. В-третьих, идея гармоничного разнообразия является перспективной формой социального развития.
В современной науке нет единого понятия личности. За теоретическую основу понятия мною была взята формулировка Леонтьева А.Н. «Личность – это совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях».
Личность всегда предполагает создание чего-то нового, принятие этого нового окружающими. Одним из главных условий личностного развития является поддержка активности личности. Такая поддержка невозможна без положительной социальной оценки деятельности, направленной на создание нового. Как правило, новое является результатом разрешения какой-то проблемы, в которой заинтересован творческий человек. Поэтому можно сказать, что именно творческая деятельность является главной чертой личности. Не менее важным условием, способствующим личностному развитию, является адекватная социальная презентация результатов деятельности человека. Поддержка личности во многом связана с отношением социуму к представленному творению. Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку.
На мой взгляд, формирование личностных качеств наиболее успешным будет в проектной деятельности.
Изучение особенностей развития личности дошкольника (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.) показало, что проектная деятельность как средство социально-личностного развития отражает потребности данного возраста в исследовании окружающего мира, а также во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Уже давно проектный метод зарекомендовал себя как метод, успешно помогающий в развитие личности в социальной среде.
Основоположником метода проекта стал американский педагог У.Х.Кильпатрик. Метод проектов нашел свое отражение уже в начале 20-х годов в работах Б.В. Игнатьевой, В.Н. Шульгина, Е.Г. Качаровой, М.В. Крупениной. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами, совместным творческим созиданием. Выбирая, проектную деятельность как метод социально-личностного развития мною учтены труды многих авторов, посвященные исследовательской и проектной деятельности, раскрывающие сущность и развивающие эффекты проектной деятельности. Это работы А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, Л.А. Казанцева, Н.Е. Вераксы, Л.В. Свирской.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Здесь личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общение, гуманное отношение к миру. Проектная деятельность неразрывна связана с творческой деятельностью. Проектная деятельность один из актуальных методов социально-личностного развития ребенка. Выбирая проект как способ формирования социальной компетентности отмечается, что содержания и формы этого вида деятельности отличаются вариативностью и многообразием, основываются на таких принципах как открытость, диалогичность и рефлексивность.
На этапе посещения ребенком дошкольного учреждения семья уходит на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации и развития педагогам. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации. В этом направлении могут разрабатываться проекты социальной направленности, одним из которых может быть проект «Моя семья».
Цель данного проекта – способствовать благоприятному вхождению ребенка в мир социальных отношений через включение его сначала во взаимодействие с родными, а в последствии через постепенное расширение круга общения с другими людьми.
Задачи данного проекта:
- формировать собственный жизненный опыт в общение с социумом;
- формировать в детях чувство заботы, любви и уважения к близким4
- помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;
- развивать инициативность и самостоятельность;
- расширить знания детей об окружающем мире.
Прежде чем реализовывать проект, проводится целенаправленная просветительская работа с родителями. Родителей знакомят с технологией проекта, раскрывается его преимущества и целесообразность использования детей дошкольного возраста. Отмечается необходимость участия родителей в реализации проекта.
На предварительном этапе большое внимание уделяется понятию «Семья», взаимоотношениям между родителями и детьми. Используются словесные и наглядные методы: беседа «Моя семья», рассказывания из личного опыта. Вопросы задаются как репродуктивного, так и поискового характера.
Используя инсценировку, проводится моделирование проблемной ситуации через игровые приемы: постановка вопроса, игровой персонаж, поощрение активности детей в ответах на вопросы. Выбрав тему проекта, затем из общего обсуждения темы и заполнения модели трех вопросов, определяется план работы над проектом, как по содержанию, так и по видам деятельности. Кроме этого, обращаются и к более подробному составлению плана, используя метод «Паутинка». Далее переход непосредственно к реализации проекта и достижению намеченных целей, распределив виды деятельности, учитывая как способности и желания детей, так и возможности и желания родителей.
В работе с проектом используются словесные методы: рассказы из жизненного опыта и творческое рассказывание «Выходной день в моей семье», «Лето на даче», «Наши любимые питомцы»; чтение художественных произведений и сказок; составление рассказа о своей семье, загадки, пословицы, поговорки, заучивание наизусть стихов, потешек, пальчиковую гимнастику.
В реализации проекта преимущества отдается вопросам и заданиям поискового характера, дидактическим играм. Используется плоскостное моделирование и конструирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
Учитывая специфику мышления в дошкольном возрасте, большая роль отводится наглядным методам: рассматривание картин, фотографий. Фотографии, рисунки и детские рассказы пробудили интерес детей и взрослых друг к другу. В ходе реализации проекта проводятся выставки рисунков, придумываются сюжетные рассказы о проведенном выходном, празднике вместе с семьей, используются и практические методы: инсценировка и игры-драматизации. Вместе с родителями изготавливаются семейные альбомы. Выполняя домашнее задание, родители с детьми узнают, что означают их имена (составление словарика имен членов семьи), создают свое генеалогическое древо; выпускают семейную газету «Самый счастливый день в семье». Организовываются сюжетно-ролевые игры.
Презентация проекта проходит в форме праздника -развлечения, на котором показываются все виды продуктивной деятельности, которые используются при реализации проекта. Во время презентации дети с родителями рассказывают и показывают, что такое семья на примере своей семье. Рассказ проходит одновременно с продуктивной деятельностью, которая чередуется с играми, песнями, чтением стихов, рассказом о своих близких. Данная форма презентации доставляет огромную радость родителям и детям.
Данный проект (проектная деятельность) позволяет индивидуализировать процесс вхождение ребенка в мир социальных отношений, основываясь на семейных традициях, интересах, истории своей семьи. Он помогает успешному самоопределению, самоутверждению и самопознанию детей, повышает их самооценку и познавательный интерес. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Опираясь на личный опыт, можно сделать вывод, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В результате этой работе дети стали более внимательнее относиться друг к другу; узнали много нового и интересного о себе, своей семье, о людях живущих рядом с ними; формируются нравственные ориентиры и умения общаться в коллективе; проявили себя творческими личностями.
Данный опыт работы может представлять интерес для воспитателей, психологов, социальных педагогов и родителей, занимающихся социально-личностным развитием ребенка.