СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-просветительский проект «Мой друг, Светофор» для детей подготовительной к школе группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью социально-просветительского проекта «Мой друг, Светофор» для детей подготовительной к школе группы стало создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей в области "Основ безопасности жизнедеятельности" (формирование у детей основ безопасности на дороге, навыков осознанного, безопасного поведения).

Просмотр содержимого документа
«Социально-просветительский проект «Мой друг, Светофор» для детей подготовительной к школе группы»


Паспорт проекта «Мой друг, Светофор»


Название проекта: «Мой друг, Светофор»

Вид проекта: социально-просветительский.

Участники проекта: педагоги ДОО, дети подготовительной группы, родители.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 01.09.2020-01.12.2020 г.

Условия реализации: детский сад - “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.

Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда ДОО и социума, развивающие виды деятельности.

Социальные партнеры:

-МБУ ДО «Центр дополнительного образования» города Смоленска;

-ОКБУК «Смоленский государственный музей – заповедник»; -МБУ ДО»

Эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк» города Смоленска;

-Смоленской областной библиотекой для детей и молодежи имени И.С. Соколова-Микитова;

-Смоленское городское отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (СГО «ВДПО»);

-МБУК «Центр культуры»

-группа пропаганды безопасности дорожного движения Управление МВД России по Смоленской области

Направления деятельности:

1. Социально-просветительское;

2. Практически-действенное.

Проблема: творческое взаимодействие социума, родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей в области "Основ безопасности жизнедеятельности" (дорожной безопасности)

Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей в области "Основ безопасности жизнедеятельности" (формирование у детей основ безопасности на дороге, навыков осознанного, безопасного поведения).

Задачи проекта:

Образовательные.

1 Формировать у детей безопасное поведение в дорожной среде;

2 закрепить знания детей о правилах и знаках дорожного движения в форме игровой деятельности; правилах поведения в транспорте;

3 закрепить умение понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

4 расширить знания детей о профессиях дорожных служб (тема: «Профессии»), о транспорте (тема: «Транспорт»), о животных-помощниках (тема: «Домашние животные»), о дорожных знаках (тема: «Дорожные знаки – помощники и друзья»).

Развивающие.

1.Развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;

2. развивать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;

3. расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

Воспитательные.

1.Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;

2. воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;

3. воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;

4. воспитывать умение слушать и слышать педагога;

5. воспитывать чувство самосохранения.

Гипотеза проекта: решение задач будет эффективнее, если реализуются следующие условия:

- активное участие ДОО, различных учреждений и организаций города, родителей в планировании совместной деятельности;

- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к участию в сотрудничестве с ДОУ;

- создание оптимально комфортной среды развития ребенка.

Принципы реализации проекта:

• добровольности;

• значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);

• вариативности форм и методов;

• научности;

• непрерывности и целостности;

• комплексности;

• сотрудничества;

• постоянства обратной связи;

• открытости.

Формы и методы проекта:

• консультации, беседы;

• развлечения, викторины;

• открытые занятия;

• экскурсии;

• папки-передвижки, выставки детских работ;

• обобщение опыта.

Предполагаемый результат реализации проекта:

- положительная динамика уровня развития детей в области "Основ безопасности жизнедеятельности" (дорожная безопасность);

- расширение кругозора детей в области дорожной безопасности; - пополнение словарного запаса детей, развитие связной речи;

- участие в конкурсах по дорожной безопасности;

- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми;

- проведение викторины.

Пояснительная записка

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольного учреждения пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. 

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в МБДОУ «Детский сад №48 «Совушка» осуществляется во взаимодействии с различными учреждениями и организациями города:

-МБУ ДО «Центр дополнительного образования» города Смоленска;

-группа пропаганды безопасности дорожного движения Управление МВД России по Смоленской области;

-ОКБУК «Смоленский государственный музей –заповедник»;

-МБУ ДО» Эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк» города Смоленска;

-Смоленской областной библиотекой для детей и молодежи имени И.С. Соколова-Микитова;

-МБУК «Центр культуры».

Главными путями реализации задач являются занятия в рамках коррекционно-развивающей программы педагогов с использованием бесед, экскурсий, чтения художественной литературы, познавательных и развивающих игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые с детьми.

Одним из направлений по социализации личности ребенка стало взаимодействие с группой пропаганды безопасности дорожного движения Управление МВД России по Смоленской области.

Актуальность создания проекта обусловлена тревожной статистикой: детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов.

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Ведь, для того чтобы выпустить ребенка в мир, задача взрослых частично подготовить к трудностям, с которыми он столкнется. Одним из таких важных моментов станет правильное поведение на улицах и дорогах нашего поселка. Ответственная роль, отведенная ДОУ, заключается в профилактике детского травматизма на дороге. Ведь дети, во-первых, не умеют осознанно действовать в той или иной обстановке, во-вторых, не владеют элементарными навыками безопасного поведения на улице, в транспорте и, в-третьих, у дошкольников не развита самостоятельность и ответственность за свои поступки. 

Основное содержание и направление работы определяются образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 48 «Совушка» на примере комплексной программы «Мир открытий» Л.Г.Петерсон., а также методическими пособиями «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной; «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э.Я.Степаненковой, М.Ф.Филенко. При этом были составлены следующие задачи: 

-Освоение детьми теоретических знаний о транспорте, светофоре, о правилах безопасного поведения на улицах города. 

-Формирование практических навыков на прогулах, экскурсиях, в играх, в повседневной жизни.

Актуальность проекта вызвана еще тем, что в процессе реализации проекта у детей дошкольного возраста формируется такие личностные качества как самостоятельность, ответственность, активность, дисциплинированность

 Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать, как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае транспорта, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения в различных ситуациях, которые помогут сохранить ему жизнь.   

Миссия взаимодействия с группой пропаганды безопасности дорожного движения Управление МВД России по Смоленской области состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через создание условий, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

С сотрудниками группы пропаганды безопасности дорожного движения Управление МВД России по Смоленской области планировали и уточняли особенности проведения совместной непосредственно образовательной деятельности по ПДД.

Основное содержание

Этапы проведения и реализации проекта.

1 этап. Информационно-накопительный

Задачи:

1. анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

2. установление контактов с организацией, определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;

3.разработка проекта и составление плана на 2020-2021 учебный год.

План мероприятий проектной деятельности на 2020-2021 уч.год.


Месяц

Мероприятие

Цель

Ответственный

Сентябрь

1.Экскурсия «Знакомство с центром дорожной безопасности в ДОО»


- Ознакомление детей с понятием «Центр дорожной безопасности»;

- ознакомление с информацией об обозначениях пешеходного перехода, остановок общественного транспорта;

- углубление знаний о средствах предупреждения правонарушений.

Учитель-логопед, воспитатели

2.Занятие: «Профессии дорожной службы»


- Расширение кругозора детей в области дорожной безопасности;

- пополнение словарного запаса детей;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи.

Учитель-логопед

3.Выставка книг «Дорожные службы на страже!»


- Знакомство детей с художественными произведениями о ПДД.

Педагог-психолог, воспитатели

4.Настольно-печатные игры: «Опасные ситуации на дороге», лото «Профессии», «Найди хозяина».

- Развитие аналитических способностей детей;

- обучение играть коллективно.

Воспитатели

Октябрь

1.Беседа с работниками ГБДД

- Знакомство детей с постовой службой ГБДД;

- расширение знаний о деятельности сотрудников ГБДД;

- уточнение знаний о правилах дорожного движения


Ст. воспитатель, учитель-логопед, сотрудники ГБДД

1. НОД «Знаки на дороге».

- Знакомство детей со знаками дорожного движения;

- расширение знания детей о ситуациях на дороге (дети в ролях водителей, пешеходов и работников ГБДД);

- воспитание стремления и интереса к профессиям дорожных служб.

Учитель-логопед

3. Беседа «Транспорт».

- Знакомство с разными видами транспорта;

- уточнение знаний о частях транспортных средств;

Учитель-логопед

4.Папка-передвижка на тему: «Домашние животные. Помощники дорожных служб».


Расширение кругозора детей в области дорожной безопасности;

- пополнение словарного запаса детей;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи.


Учитель-логопед

Ноябрь

1 Интеллектуальная игра «Действия пассажиров в общественном транспорте».

- Расширение знаний детей о правилах поведения в общественном транспорте взрослых и детей;

- уточнение поведения всех участников дорожного движения в аварийной ситуации.


Учитель-логопед, воспитатели

2. Дидактическая игра «Что необходимо водителю (пассажиру, регулировщику, пешеходу)»

- Вовлечение родителей в проектную деятельность (совместное изготовление пособий).

Учитель-логопед

3. Сюжетно-ролевая игра «Движение на дороге».


- Закрепление представления об основных правилах ПДД;

- упражнение в использовании основных правил перехода улиц, поведения в общественном транспорте.


Учитель-логопед, воспитатели

4. Итоговая викторина на тему: «Спасибо, Светофор»



- Закрепление знаний детей о правилах и знаках дорожного движения в форме игровой деятельности; правилах поведения в транспорте;

- уточнение навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.


Учитель-логопед, воспитатели

2 этап. Организационно-практический. Реализация плана мероприятий проектной деятельности на 2020-2021учебный год.

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОО проводятся различные мероприятия в соответствии с планом.

3 этапПрезентационно-завершающий.

Подведение итогов социального партнерства.

Задачи этапа:

1. определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества

2. Защита проекта на педсовете.

4 этап. Контрольно-рефлексивный

Задачи этапа:

1. Проведение анализа, мониторинга проектной работы.

Мониторинг социально-коммуникативного развития детей раздел «Ребенок в окружающем мире»

В результате работы расширилось творческое взаимодействие Детского сада с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы, которое повлияло на социально-коммуникативное развитие детей.

Показатели

1. Развита уверенность в себе и в своих возможностях; развита активность, инициативность, самостоятельность.

2. Сформированы доброжелательные и равноправные отношения к сверстникам.

3. Сформировано осознание необходимости соблюдать правила.

4. Сформированы представления о положительных и отрицательных поступках и их носителях.

5. Сформировано соответствующее отношение к носителям бытующих в детском обществе одобряемых и осуждаемых поступков.

6. Сформированы представления и отношение к себе; представление о наличии у него положительных моральных качеств.

 Инструментарий

Педагог оценивает ребенка, наблюдая за ним в процессе деятельности.

Критерии оценки:

3 балла – Поведение ребенка и его общение с окружающими устойчиво положительно направлено. Охотно вступает в общение. Ребенок хорошо ориентируется в правилах культуры поведения, владеет разными формами и способами культурного поведения. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность.

2 балла – Поведение ребенка и его общение с окружающими положительно направлены. В общении стремится к согласованным действиям. Имеет представление культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослого. Понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь

1 балл – Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, ситуативно. Испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Хотя имеет представление об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих.

Результаты:

Высокий уровень – 20 – 24 баллов

Средний уровень - 12 – 19 баллов

Низкий уровень - 8 –11 баллов

Результаты мониторинга

Критерии 2020-2021 уч. Год



Начало проекта

Завершение проекта

В

Н

В

Н

1.Развитие уверенности в себе и в своих возможностях; развита активность, инициативность, самостоятельность.

29

14

64

0

2.Формирование доброжела-тельного и равноправного отношения к сверстникам.

10

46

45

0

3.Формирование представлений о положительных и отрица-тельных поступках и их носителях.

26

16

63

0

4.Формирование соответствую-щего отношения к носителям бытующих в детском обществе одобряемых и осуждаемых поступков.

40

34

67

0

5.Формирование представления и отношение к себе; представ-ление о наличии у него положи-тельных моральных качеств.

46

32

56

0

6.Формирование осознания необходимости соблюдать правила.

30

3

90

0


Мониторинг показал данные социокультурных педагогических критериев на начало года и конец года. Положительная динамика показателей социально-коммуникативного развития детей подтвердила результативность проекта.


Литература:

1. Белая К.Ю., Зиина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице. Для средн. и ст. дошк. возраста. 4-ое изд. М: Просвещение, 2006. -47 с. Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО - спб.: Детство-пресс, 2014.

2. Бочко А. Правила дорожного движения: для детей. М.:Издательство «Питер», 2014. – 16 с

Парциальная программа Авдеева Н.Н.,Князева Н. Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста"- спб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002.

3.И.А.Лыкова, В.А.Шипунова Азбука безопасного общения и поведения. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - Москва Издательский дом «Цветной мир», 2013.

4.И.А.Лыкова.,В.А.Шипунова «Огонь–друг, огонь-враг.Детская безопасность:учебно-методиче-ское пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – Москва Издательский дом «Цветной мир»2013.

5. Спасибо, светофор! Значения сигналов светофора. Учебное пособие для детей дошкольного возраста. Маркин Н.И., Денисов М.Н./М.: «ЭНАС-КЛАСС»2006

6. .Шалаева Г.П. Правила дорожного движения для воспитанных детей. М.: Издательство АСТ, 2009.

7. Парциальная программа Тимофеева Л. Л. «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет».- спб.: Детство-пресс, 2015.