СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-психологическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация содержит информацию о введении статуса "ребёнок с ОВЗ". Основную характеристику данной категории детей.

Просмотр содержимого документа
«Социально-психологическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.»

В современной России происходят существенные изменения в отношении к людям с проблемами в развитии, что проявляется в активном поиске наиболее адекватной терминологии. В государствах Западной Европы и Северной Америки приняты два равноправных термина: «disabled person» и «handicapped person», обозначающий человека, которому для равного социального старта необходимо небольшое преимущество (гандикап). Несмотря на то, что термин «дети (лица) с особыми образовательными потребностями» появляется в России позже, чем в Америке и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs») [26]. Содержание термина «дети с особыми образовательными потребностями» отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребенка с нарушениями в развитии как нуждающегося в «обходных путях», что предполагает достижение задач культурного развития, которые в условиях нормы решаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья».

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья, употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии", заменены термином «с ОВЗ» [122].

Так было введено в действие понятие «лицо с ОВЗ». Однако законодатель при этом не дал четкого нормативного определения этого понятия. Это привело к тому, что этот термин воспринимался как равнозначный или близкий термину «инвалиды». Необходимо специально отметить тот факт, что эти понятия не равнозначны. Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [121]. Наличие у человека правового статуса инвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантий реализации права на образование. А лицо с ОВЗ, не будучи признанным в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Они подразумевают, в том числе и возможность обучения в школе, вузе по адаптированной образовательной программе.

Кроме этого статус «ребенок с ОВЗ» в системе образования дает детям данной категории определенные льготы:

1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.

2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.

3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).

4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.

5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения (выговор, замечание, отчисление) [120].

Понятие «лица с ОВЗ» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Лица с ОВЗ - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания [38]. Таким образом, к группе людей с ограниченными возможностями здоровья относятся лица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения.

Понятие «ограничения» рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии.

В соответствии с этим, понятие «лицо с ОВЗ» позволяет рассматривать данную категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями» в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, «кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным» [84]. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья не может происходить так же как у нормально развивающихся сверстников. Имеющиеся психические и физические отклонения приводят к нарушению связей с социумом, культурой, затруднениями в общении, обучении, самообслуживании, овладении в дальнейшем профессиональными навыками, поэтому они не в состоянии воспринять социальные нормы и требования.

Причинами появления на свет нездорового ребенка могут быть факторы экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего) характера. К внешним факторам относятся ухудшение экологии, различные инфекционные заболевания матери в период беременности, родовые травмы (асфиксии), заражение плода паразитами, попавшими в организм матери (токсоплазмоз). К внутренним факторам относятся патологическая наследственность, нарушение хромосомного набора, эндокринной системы, несовместимость состава крови матери и ребенка по резус-фактору и др. Также причинами могут быть алкоголизм и наркомания родителей.

Социально-психологические особенности детей с нарушениями слуха рассматривали Э.И. Леонгард, Т.В. Николаева, Т.В. Пелымская и др.; с нарушениями зрения - М.Э. Бернадская, Л.И. Плаксина, Л.И. Фильчикова и др.; с нарушениями опорно-двигательного аппарата - Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова; с отставанием в развитии - Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Р.Д.Тригер и др. Проблемами инклюзивного (включенного) образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов на сегодняшний день занимаются такие исследователи как: С.В. Алехина, О.Г. Демичева, Р.Н. Жаворонков, Н.Н. Малофеев, М.С. Староверова. Технологии и методы применения дистанционной формы обучения для детей с ОВЗ в зарубежных странах изучали (В.Н Андреев, Д.А. Быков, С.А. Валуева).

К термину «дети с нарушениями в развитии» относятся дети, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии и их проблемы:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие). Основная проблема таких детей - отсутствие или резкое недоразвитие речи, и как следствие, нарушение социальных контактов ребенка с окружающим миром.

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); они отстают от сверстников в освоении навыков подвижности, у них замедленно развивается мышление, возникают затруднения в попытках овладения предметными действиями. Кроме того, снижение зрительных функций отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, тенденции к замкнутости, «погружении в себя» и, как следствие, приводит к игнорированию контактов с другими детьми.

3) дети с нарушениями речи, особенно в тяжелой форме, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. В этом случае у них ограничено общение с окружающими. Несмотря на то, что большинство детей с речевыми нарушениями способны понимать обращенную к ним речь, сами они не могут полноценно общаться с другими людьми. Дети с нарушениями речи неуютно чувствуют себя в коллективе, они редко принимают участие в общих играх со сверстниками.

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети) - у них имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка, некоторые не могут освоить даже простейшие навыки самообслуживания.

5) дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР) отличаются от других детей тем, что испытывают трудности в обучении по общеобразовательным программам.

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности, суженый круг интересов, ограниченность в общении, трудности в самообслуживании.

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, к ним относятся реактивные состояния (синдром гиперактивности), конфликтные переживания, психастения и психопатия (психопатические формы поведения), ранний детский аутизм, проявляют агрессивность, испытывают тревожность, быстро устают. У таких детей низкая мотивация к успеху и учебе, они не готовы преодолевать трудности.

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений). Среди них выделяются основные категории: дети с сохранными потенциальными возможностями развития и умственно отсталые дети, дети, способные к самостоятельной активной осмысленной деятельности, и дети, нуждающиеся в постоянной заботе и полном обслуживании со стороны окружающих, испытывают трудности социального приспособления и принятие их семьей [4].

В зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка) у ребенка с ограниченными возможностями определяется степень нарушения здоровья. Особенности психики и физиологии детей с особенностями развития могут привести к снижению способности к адаптации, таким образом, усложняя возможности социализации и жизни в обществе. Личностное развитие индивида изначально не соответствует эталонам, установленным в обществе. По этим причинам многие дети с ограниченными возможностями здоровья адаптируются к особой среде, что препятствует их социальной интеграции в сфере образования, общественной жизни в целом. У детей с ограниченными возможностями можно увидеть такие черты, как постоянно меняющиеся желания и отсутствие мотивации к долгосрочным целям. Причину такого поведения можно объяснить тем, что у такого ребенка снижена активность функций головного мозга и слабый тонус всей когнитивной сферы. У таких детей нет оптимального уровня импульсивных реакций для осуществления волевого акта: они могут начать дело, но не довести его до конца, а потом совсем о нем забыть.

Физиологической базой эмоций и чувств является сочетание связей, образующихся в коре больших полушарий и в подкорке. Снижение деятельности всей высшей нервной системы и снижение уровня и скорости психического развития ребенка с проблемами развития соответствует его эмоциональным процессам и имеет ряд специфических особенностей. У определенных детей выделяется пониженная и слабая самооценка; эти дети очень зависят от оценки со стороны окружающего мира. У других, детей с более глубокой степенью проблем в развитии, самооценка чуть завышена; такие дети почти не реагируют на оценку со стороны. Следует понимать этот феномен как «определенную независимость от внешней оценки». Это явление может возникнуть даже у низко оценивающих себя детей, но привыкших к собственным ошибкам и создавшим себе определенную защиту от внешнего мира.

Из-за низкого уровня самосознания, ограниченности мотивационной основы деятельности и трудностях формирования характера, а также недоразвитием общественной направленности, у детей с ОВЗ можно наблюдать часто ошибочную мотивацию выбора приятеля, индифферентное отношение к своему положению в группе, лабильность во взаимоотношениях. В межличностных отношениях они испытывают большие трудности, легко вступают в контакт с близкими и давно знакомыми, но большие проблемы вызывает знакомство с новыми людьми. У них почти не развито такое понятие как инициатива в общении. Школьная среда для таких детей является частым фактором прекращения общения. Специфика состава учащихся является важным фактором формирования межличностных отношений у ребенка с особенностями здоровья. Суженный круг интересов, отношений, ограниченность связей определяются особенностями психики и свойств личности такого ребенка. Отношения, которые он строит, находятся на уровне чувств и переживания, они носят субъективный, неосознанный характер, чаще всего являются ситуационными и практически не устойчивыми.

Представления об окружающем мире у таких детей неточны и фрагментарны, они не отражают существующих взаимоотношений, что сказывается на незрелости и недостаточной осознанности профессиональных интересов. Подростки с ограниченными возможностями здоровья часто не понимают смысл той или иной профессиональной сферы деятельности, они отталкиваются от того, насколько она им привлекательна.

Вопрос о подготовке этих детей к самостоятельной жизни, учебе и будущей работе вызывает дискуссии. Большинство детей с ОВЗ считают себя полностью подготовленными к самостоятельной жизни, у них нет переживаний за свое будущее, что обусловлено малым числом контактов с окружающими людьми и завышенным уровнем притязаний. Связь таких ребят с окружающим социумом может достигаться лишь специальными мероприятиями, направленными на психолого-педагогическое сопровождение таких детей в ходе обучения и воспитания. Интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум можно понять, как «самосовершенствование данного социума, его воздействие на формирующуюся личность ребенка и участие в данном процессе интеграции непосредственно самого ребенка» [21].

В силу ряда объективных и субъективных причин ребенку с ограниченными возможностями изначально гораздо сложнее стать субъектом социализации.

Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека в деятельности, в общении и самосознании и представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

В результате анализа литературы можно отметить, что, несмотря на наличие специфических особенностей детей с ограниченными возможностями, все исследователи отмечают имеющиеся возможности личностного развития изучаемых детей, которые напрямую зависят от целенаправленной психокоррекционной, педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Таким образом, наличие рисков, трудностей, обусловленных социальными и психологическими, физическими особенностями у детей с ограниченными возможностями здоровья, вызывает необходимость организации их социально-педагогического сопровождения.