СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-психологическая характеристика современных дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социально-психологическая характеристика современных дошкольников»

Социально-психологическая характеристика современных дошкольников


Рожденный ребенок, согласно воззрениям, Выготского Л.С. не является личностью, однако у него для этого есть все необходимые задатки. Таким образом, человеком не рождаются, а становятся. Такой процесс начинается с момента с овладевания человеком собой, с контроля собственного поведения. Дошкольный возраст играет тут важнейшую роль.

Данный возраст играет важную роль в личностном развитии детей, поскольку его характеризует формирование новых психологических механизмов поведения и деятельности. В старшем дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей личности: начинает формироваться стабильная структура мотивов, возникают новые социальные потребности (интерес к коллективной форме деятельности, потребность в уважении со стороны сверстников и взрослого), возникает опосредованный тип мотивации, который является основой произвольного поведения; ребенком усваивается определенная система социальных ценностей: правила общественного поведения, моральные нормы и пр.

Огромный вклад в изучение психологической специфики старшего дошкольного возраста был внесен такими учеными, как Венгер Л.А., Запорожец А.В., Истомина З.П., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Поддъяков Н.Н., Усова А.П., Эльконин Д.Б., и др.

В работах перечисленных авторов акцент делается на особенностях развития мотивационной, умственной сфер и отдельных когнитивных процессах детей, на способах взаимодействия и специфике общения, на развитии их самосознания и т.д.

Ребенок старшего дошкольного возраста проходит активные этапы своего развития. В рамках данного возрастного периода осуществляются серьезные сдвиги в самых разных направлениях, происходит совершенствование основных форм деятельности. Память в данном возрастном периоде подвергается количественным и качественным изменениям, что выражается в росте ее объема, при котором ребенок может запоминать более 10 названий разных предметов. Для качественных изменений характерно появление произвольности и опосредованности, которое выражается в запоминании ребенком важной для него задачи, для чего он уже может использовать специальные методы.

Кроме того, в данном возрасте наблюдается и интенсивное становление внимания. Прежде всего, для данного возраста характерно произвольность внимания, т.е. ребенок уже более сосредоточен. Если младший дошкольник удерживает внимание на ярком и новом, то ребенок старшего дошкольного возраста в состоянии удерживать внимание на разрешении различных задач. Он может сосредотачиваться на той или иной деятельности в течение 15 минут.

Важнейшим новообразованием старшего дошкольного возраста является воображение, которое получает произвольность и оригинальность. Дети в этом возрасте придумывают сказку, которая имеет логичный сюжет на ту или иную тему. Кроме того, они уже подчиняют воображение конкретному замыслу.

Воображение в старшем дошкольном возрасте обладает характером продуктивности. Это уже не отрывочное фантазирование, которое встречается у более младшего ребенка, а решение соответствующей задачи. Задача, как правило, связана с созданием игрового сюжета, замыслом рисунка либо конструкции.

В старшем дошкольном возрасте происходит совершенствование восприятия величины, формы и строения предмета, осуществляется систематизации представлений старшего дошкольника.

Ребенок старшего дошкольного возраста уже в состоянии осуществлять выделение простых форм в сложных объектах и из таких форм создавать сложнейший объекты.

Также, в данном возрастном периоде ребенок хорошо ориентируется в пространстве. Параллельно с этим, он может испытывать проблемы в процессе изучения пространственного положения объектов.

Становление воображения представляет собой основу творчества ребенка, находящего собственное отображение в продуктивной деятельности. В настоящее время известно, что анализируемый период характеризуется наиболее активным рисованием – в течение года ребенок может нарисовать более 6 тысячи рисунков, для которых характерна схематичность различных объектов, при этом они обладают композиционным характером.

Отмечается также и развитие конструктивной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Он использует метод обследования образца. Конструктивная деятельность осуществляется в соответствии с условиями, замыслом.

В анализируемый возрастной период ребенок может не только разрешать задачу в наглядном плане, но и реализовывать трансформацию объекта, отметить последовательность вступления объектов во взаимодействие. Кроме того, можно обнаружить и так называемое «предвосхищение», когда ребенок, основываясь на анализе расположения объектов в пространстве, может сказать, что будет после их взаимодействия.

В дошкольном возрасте дети начинают активно самоутверждаться. Они стремятся делать всё самостоятельно и по-своему, расхваливают свои действия, себя, требуют того же самого от взрослых. Достаточно часто своё выражение получают такие реакции, как негативизм, упрямство, непослушание.

Психологическое становление детей данного возрастного периода представлено переходом от наглядно-действенной формы мышления к наглядно-образной, окончанием периода активного развития речи. Память и внимание обладают непроизвольным характером.

У детей происходит формирование устойчивой привязанности к взрослым. Соответственно, для полноценного психологического развития ребенку необходимо родительское внимание. Происходит активизация творческих способностей, возникает произвольность памяти и внимания, эмоциональные реакции приобретают оттенок стабильности, развитие морально-нравственного и волевого компонентов личности. Происходит формирование чувства долга и совести, твердое усвоение норм и правил поведения в обществе, понятий любви, дружбы, добра и зла. Дошкольники любят принимать участие в веселых играх.

Психологическая специфика дошкольника выражается тем, что на данной стадии развития широкие когнитивные интересы выходят на первый план. Характерной особенностью является любознательность, сильное желание понять то, как устроена окружающая действительность.

Становление психических процессов у ребенка дошкольного возраста. Дети активно познают мир и задают множество разных вопросов. Происходит развитие когнитивных процессов: речи, мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.

Дошкольник делает попытки отделяться от взрослых, формирует свою ситуацию, где он выступает в качестве хозяина положения. Однако в действительности он не в состоянии принимать полноценное участие во взрослой жизни по причине ряда психических и физических ограничений.

Символической формой, которая помогает самоутерждаться, является сюжетно-ролевая игра, в рамках которой соблюдается ряд условий:

  1. Дошкольник подражает действиям взрослых.

  2. Придумывает ситуации, где замещение реальных вещей осуществляется при помощи игрушек.

  3. Процесс включает в себя ряд различных ограничений и правил.

  4. Символический характер происходящего.

Всё это позволяет обеспечить психологическое здоровье ребенка, его эмоциональное и умственное развитие. Через игру он учится взаимодействовать с окружающими его людьми, познает мир.

Психологическая специфика дошкольного возрастапредставлена рядом новообразований, которые характерны для данной стадии развития:

  1. Развитие наглядно-образного мышления.

  2. Формирование произвольности когнитивных процессов (внимания, памяти).

  3. Активная функция речи.

  4. Развитие и становление самосознания и самооценки.

  5. Расширение спектра мотивов.

  6. Сознательное принятие поведенческих норм.

  7. Психологическая готовность к школе (личностная и интеллектуальная).

В настоящее время выделяют такие виды внимания у детей дошкольного возраста, как:

1. Моторное.

2. Сенсорное.

3. Интеллектуальное.

Внимание осуществляет следующие функции:

1. Торможение ненужных процессов.

2. Целенаправленный отбор поступающей информации.

3. Сохранение и удержание образов предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель.

Психологическое развитие дошкольника является особой формой предметных действий.

В дошкольном возрасте ориентировочная часть развивается достаточно интенсивно через следующие уровни:

1. Материальный.

2. Умственный.

3. Перцептивный.

Личностное развитие, память и мышление ребенка дошкольного возраста с течением времени подвергается мощным трансформациям.

Ребёнок дошкольного возраста еще мало осознает свои переживания и не всегда способен понять причины, которые их вызывают. Гнев, страх, непонимание, обида, растерянность чаще всего проявляются детьми в ответ на трудности в школе. Соответственно, его реакции на ту или иную ситуацию поверхностны и больше привязаны к инстинктам, чем к чему-либо сознательному.

Заметное формирование личности происходит в дошкольном возрасте. То есть в процессе взросления формируются новые отношения с взрослыми и сверстниками, ребенок включается в целую систему коллективов. Ребенок значительно включается в новую для себя сферу именно тогда, когда появляется преподаватель, который, по сути, заменяет ему родителей в стенах школы.

Теперь ребенку нужно учиться слушать и выполнять просьбы, поручения не только родителей, но и учителя. Это нововведение значительно усложняет жизнь ребенка и вносит коррективы в его повседневную жизнь.