Социально-психологические методы коррекции девиантного поведения школьников
Под девиантным понимается отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих нравственные и моральные принципы, установленные в данном обществе. К числу таковых относятся: периодические прогулы школьных занятий, уходы из дома, периодическое бродяжничество, выраженная агрессия, ранние суициды, подростковая алкоголизация.
Причины асоциального поведения детей
Среди важных причин, провоцирующих появление «трудных» детей, психологи отмечают серьезные травмы в пределах семьи: произошедший разлад родителей, нехватка родительской любви, кончина одного родителя, проявление родительской жестокости либо непоследовательности в воспитании, длительное пребывание в детском доме.
Определяющая роль в процессе социализации и предотвращении девиантного поведения отведена образовательной школе. Это связано с тем, что ребенок в основном находится в школе, где он осваивает нормы морального поведения в обществе. Школа признана тем официальным институтом, где активно транслируются общепринятые принципы и моральные ценности.

Девиантное поведение — определение
Основы коррекции отклоняющегося поведения
Коррекция девиантного поведения подростков представляет собой комплекс социально-педагогических и психологических процедур, нацеленных на регуляцию мотивации, моральных ориентаций, важных установок и общего поведения отдельно взятой личности. Девиантное поведение и социальный контроль должны идти во взаимодействии, иначе такие дети могут серьезно навредить своему будущему.

Различие между типами асоциального поведения: девиантного и деликвентного
Педагоги выделяют следующие доступные для понимания методы коррекции:
Педагогическая коррекция – это распространенные методы общественного воздействия, когда исправляются активно-волевые дефекты, устраняются страхи, используется методика игнорирования, метод культуры здорового смеха и т. д.
Особая педагогическая коррекция – исправление видимых недостатков отклоняющегося поведения, нервного характера, воспитание трудом, дальнейшее исправление простым методом рационально организованного коллектива.
Психологическая технология коррекции девиантного поведения базируется на практическом исправлении этих погрешностей, например, при помощи самовнушения, гипноза, метода убеждения и психоанализа.

Факторы возникновения ДП — социальные и физиологические
Коррекция девиантного поведения подростков напрямую зависит от степени взаимодействия индивида в процессе межличностного общения, проявления волевых качеств личности.
Благодаря включению волевых качеств постепенно коррекция аморального поведения переходит в самокоррекцию.
Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков состоит из следующих последовательных этапов:
точно формулируется социальная и педагогическая проблема;
выдвигаются предположения о возможных причинах аморального поведения;
диагностический период;
подбор нужных методов коррекционной работы;
применение передовых методик коррекционной работы;
создание программы психокоррекционной деятельности со школьниками;
ведется практическая педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения;
осуществление контроля за результатами внедренной программы.
Основная работа психолога и школьного социального педагога в это время должна быть направлена на выявление и устранение глубинных причин для нестандартного поведения восприимчивого подростка. В данном случае это анализ всего, с чем связана социология девиантного поведения, — это изучение особенностей окружения агрессивного подростка, его семьи, дворовых компаний, различных неформальных криминальных групп. Также нужно выяснить мотивацию подростка, состоящего в неформальной группе, то есть им движет желание самоутвердиться среди сверстников, получение социальной защищенности в группе, реализация дружеского общения или удовлетворение потребности в употребление алкоголя.

Основные формы девиантного поведения
Важную роль при этом играет личное отношение подростка к себе, своему отклоняющемуся поведению и ближайшему социальному окружению. На этом подробном анализе выстраивается дальнейшая социальная деятельность педагога.
Методы коррекции отклоняющегося поведения
Педагогика выделяет следующие группы эффективных методов, нацеленных на исправление девиантной личности:
Способ разрушения некоторых черт отрицательного характера, то есть это радикальный метод реконструкции сложившегося характера.
Метод быстрой перестройки мотивационной сферы и основных принципов самосознания, когда подростком переосмысливаются его важные достоинства и недостатки, происходит переориентация его сознания, проговариваются примерные негативные итоги девиантного поведения.
Методика практической перестройки жизненного опыта заключается в ограничении, предписании, переучивании, регламентированном образе жизни.
Метод, когда порицается негативное поведение и поощряется положительное.

Методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения
Результативность социального контроля девиантного поведения зависит от сочетания личного и коллективного психологического воздействия, применения различных методов и разновидностей внеурочной деятельности во время коррекционной работы с подростками.
Роль семьи в психокоррекции отклоняющегося поведения
Особую роль в работе с «трудными» отводят семье, ведь именно в ней кроются все причины столь странного поведения ребенка. педагоги выделяют следующие виды семей с неблагоприятной атмосферой:
Семьи, где царит неблагоприятная атмосфера равнодушия и грубости родителей к своим детям.
Семьи, где отсутствует эмоциональный контакт между ее членами.
Семьи, где ощущается нездоровая нравственная атмосфера.

Роль семьи в возникновении отклоняющегося поведения
Психологи выделяют 4 неблагоприятные для ребенка ситуации в семье:
Родительская гиперопека различной степени.
Гипоопека, зачастую перетекающая в безнадзорность.
Ситуации, где имеется «кумир» семьи.
Моменты, когда создается «золушка» в семье.
Педагоги выделяют 4 типа неблагоприятных семей, оказывающих негативное влияние на растущего ребенка:
Неполные семьи, где ощущается недостаток воспитательных ресурсов.
Конфликтные семьи.
Морально неблагополучные семьи.
Педагогически некомпетентные семьи.

Причины бродяжничества детей
При анализе отклоняющегося поведения школьников педагоги выделили следующие неблагоприятные воспитательные ситуации, провоцирующие аморальное поведение подростка:
Отсутствие родительской осознанности в процессе воспитательного воздействия на ребенка.
Подавление личности ребенка либо проявление насилия в воспитании, которые прекращаются к подростковому периоду.
Родительское преувеличение детской самостоятельности по причине личных эгоистических побуждений.
Хаотичность в воспитании из-за возникающий разногласий родителей в применении тех или иных методов.
Эффективность коррекции общения в семье школьников с девиантным поведением напрямую зависит от органичного сочетания прямого и косвенного воздействия на семью.
Советы родителям по отношению к собственному ребенку
Желательно по возможности сдерживать разрушительные гневные порывы ребенка перед их проявлением, остановить собственную руку, занесенную для удара.

Направление работы — коррекция враждебности
Необходимо показать ребенку, насколько неприемлемо его враждебное поведение, направленное на неживые предметы, а также на людей. Открытое осуждение такого поведения, активная демонстрация невыгодности его поведения в отдельных случаях дают наивысший результат.
Необходимо установить табу на драчливое поведение, при нарушении правила желательно напоминать ребенку об этом.
Дать детям возможность выбора альтернативы поведения на основе развития у них чувства сопереживания, эмпатии.
Детей нужно обучать консультативным методам выражения гнева как эмоции, присущей каждому человеку.
Необходимо проводить следующую работу с родителями «трудных» детей:
Подробно информировать родителей об уникальных особенностях ребенка с аморальным поведением.
Обучать родителей распознавать появление собственных пагубных состояний, возникающих при общении агрессивными детьми, а также доступным приемам восстановления психологического равновесия.
Обучать родителей навыкам свободного, «ненасильственного» общения, активного слушания, использованию вместо приказных «Ты-сообщений», демократичных «Я-сообщений», непринужденному общению без угроз и приказов.
Отрабатывать навыки продуктивного сотрудничества с агрессивными детьми при помощи специальных ролевых игр и моделирования ситуаций.
Вырабатывать единые правила и требования воспитания.
Отказ от традиционных методов наказания, переход к способам убеждения и активного поощрения.
Включать ребенка в секционные кружки по интересам, студии.

Способы индивидуальной коррекции ДП
Методы индивидуальной коррекции драчливого поведения подростка направлены на практическое усвоение им иных форм поведения, когда ребенок во время активной игровой деятельности осознает степень собственной агрессии и неадекватного поведения, обучается ее контролировать, а затем осваивать иные варианты реакции на происходящее.
Методы групповой коррекции враждебного поведения помогает с выражением агрессивных импульсов. Выход гнева посредством активных действий либо в процессе игры эффективен при коррекции поведения детей в группах.

Этапы воспитательной стратегии с трудными детьми
Приёмы коррекции поведения
Вот несколько эффективных приемов коррекции отклоняющегося поведения детей, которые может взять на вооружение каждый родитель и педагог.
Простой прием «Наши чувства»
Задача: при помощи ознакомления детей с позитивными эмоциями, вербальным и невербальным общением, реакцией собственного отрицательного опыта педагог обучает детей эффективно справлять с собственной агрессией.
Подготовительные материалы. Нужно подготовить небольшие карточки с названиями человеческих чувств, таких как: восторг, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, яростный гнев, стыд, отвращение, неприятное смущение, горькая печаль.

Результаты анкетирования подростков с трудным поведением
Активный процесс: предлагаем ребенку разделить карточки на 2 группы, в одной будут позитивные, а в другой пагубные чувства. Затем ребенок может придумать ситуации, когда эти чувства проявляются. Потом можно дать ребенку нарисовать те состояния, которые ему импонируют больше всего, он может рассказать, по какой причине он выбрал именно их.
Прием «Маленький секрет»
Цель: быстрое восстановление былого благотворного состояния помогает ребенку легко избавляться от гневных импульсов и выраженного агрессивного поведения.
Используемые материалы: лист бумаги и карандаши.
Процедура: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза на пару секунд, представить то место, где ему комфортно бывать. Если такого нет, то его можно выдумать. Какие звуки и краски в окружающем месте, какие неживые предметы там находятся? Нужно еще раз оглянуться мысленно, запомнить все зрительно, открыть глаза и попытаться запечатлеть все это на листе бумаги.

Метод «Шляпы» позволяет поделить проблемы по сложности
Способ «Мои эмоции»
Задача: ролевое проигрывание многих реальных ситуаций, активное вживание в новую роль. Возникающие в процессе такой миниатюрной инсценировки чувства учат детей иным положительным вариантам поведения, чем выраженная форма агрессии.