Трофимюк Алла Константиновна
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
АННОТАЦИЯ
Цель методической разработки раскрыть индивидуальные психические свойства и качества личности, а также особенности различных типов характера для того, чтобы в процессе общения на занятиях с детьми, учитывать их индивидуальные особенности и правильно строить коммуникацию.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями психологии и педагогики, студентами СПОУ при подготовке к семинарским занятиям по данной теме, а также учителями общеобразовательных школ.
1. Понятие личности в социальной психологии
С момента появления человека на свет прослеживаются две взаимосвязанные линии его развития - биологическая и социальная. В процессе роста у человека развивается скелет, мускулатура, внутренние органы и системы, а также его психика. Процесс биологического созревания и психологические изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения, и находит свое выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, юности, возмужалости и старости. Например, в шесть-семь месяцев ребёнок может самостоятельно сидеть, в годовалом возрасте начинает самостоятельно ходить, держать ложку.
С другой стороны, развиваются определённые социальные свойства и качества. Так, с полуторамесячного возраста ребенок начинает улыбаться при виде близких людей, затем овладевает членораздельной речью. В процессе воспитания усваивает навыки обращения с вещами и предметами быта, усваивает нормы и правила поведения.
Биологическое и психическое развитие человека тесно связаны с приобретением социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо.
Понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно выработанных у него свойств и качеств. Однако, данное определение имеет обобщенный характер и не отражает главные качества личности.
Подумаем, какие качества определяют человека как личность?
Это те качества, которые отличают взрослого человека от ребёнка, но проявляться могут уже в детском возрасте.
Современный русский философ А.С.Арсеньев понятие "личность" определил следующим образом: "Личность – это человек, обладающий бесконечной внутренней свободой, самостоятельностью суждений, собственных действий и столь же бесконечной, нравственной ответственностью за результаты использования этой свободы". Личностное начало заложено в каждом человеке. Но не всем удается его реализовать. Мы на столько личности, на сколько чувствуем себя в праве решать самостоятельно и отвечать за результаты своих действий. Но не во всех случаях мы готовы полностью самостоятельно решать и брать на себя ответственность.
Для сравнения пример. Представьте себе, что вы обращаетесь к своему воспитаннику, совершившему нехороший поступок. И говорите ему: «Зачем ты это сделал?». Он вам отвечает: «Вот этот делает то же самое, и тот поступил так же. И вообще все так делают. А что вы с меня спрашиваете? Вот и спрашивайте со всех». Он отказывается быть личностью. Почему? Потому что решение личности о собственном поступке и об ответственности за него абсолютно не зависит от того, все так делают, или не все. Личность принимает решение сама и, следовательно, сама отвечает. Поэтому нравственная ответственность личности - ни с кем не разделенная. Если человек поступает определённым образом по причине того, что так все поступают, то он не личность. Его лучше всего тогда назвать социальный функционер. Социальный функционер – это представитель определенной социальной группы, выполняющий какие-то социальные функции. Он поступает как все и думает тоже как все.
Уровень развития личности определяется:
1) содержанием и широтой мировоззрения (Мировоззрение человека - это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу и общество; эстетические и этические взгляды и оценки, которые стали его внутренним достоянием и отложились в виде определенных жизненных целей и интересов) ;
2) способностью обдумывать свои поступки и отвечать за них;
3) способностью к самостоятельной деятельности (С.Л.Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью);
4) степенью осознанности своего места в обществе и мире;
5) общественной активностью;
6) содержанием и характером потребностей, интересов и ценностей;
7) наличием личного достоинства и способностью взять на себя
ответственность за свою жизнь, здоровье, свои мысли и побуждения.
2. Индивидуальные психические свойства и качества личности
Социально-психологические особенности личности зависят от его личностных качеств, которые определяют темперамент и характер человека.
Вспомним, что мы понимаем под темпераментом и характером, от каких факторов зависит его становление и развитие. Какие вам известны качества характера?
Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.
Для описания и исследования типа высшей нервной деятельности Павлов использовал три основные характеристики:
1.Сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
2. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
3. Подвижность процессов возбуждения и торможения, которое определяется скоростью
смены одного процесса другим.
Характер - это система индивидуальных качеств личности и психических свойств, развивающихся на основе темперамента под влиянием среды.
Характер складывается в процессе обучения и воспитания. Проявляется характер в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Важную роль в формировании характера играют образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства. На формирование характера оказывают влияние социальные группы в которых живёт и с которыми соприкасается человек (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.).
В зависимости от того, какая группа является для личности, определяющей и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.
Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.
В психологии выделяют следующие качества характера:
1) волевые - решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность;
2) эмоциональные - впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость;
3) интеллектуальные - сообразительность, находчивость, любознательность;
4) определяющие отношение к другим людям: честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость.;
5) определяющие отношение человека к самому себе - эгоизм и альтруизм (эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей, альтруист наоборот - интересы других людей ставит выше своих собственных).
Личность тем более значительна, чем больше она отражает в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, чем более деятельность его носит творческий характер. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.
Под развитием личности понимается процесс совершенствования её психики, познавательной и творческой деятельности, обогащение её мировоззрения, общественно-политических взглядов и убеждений. Развитие личности предполагает так же обогащение её духовными и нравственными качествами.
Подумаем, какие качества характера можно отнести к духовно-нравственным.
Кротость, смирение, искренность, сострадание, терпение, умение любить, умение прощать.
К качествам личности можно отнести также аккуратность.
Аккуратность - качество личности, включающая любовь к чистоте и порядку, тщательность, точность в делах, внешнюю опрятность, исполнительность и организованность. Аккуратность чаще прививается с детства: когда родители сами следят за порядком, то и дети чаще к порядку привыкают. Это работает, если отношения у родителей и детей нормальные. Если же контакта нет, то их любовь к порядку вызывает у детей раздражение и внутренний протест. Впрочем, чаще всего через пару десятков лет внутренний протест уйдет, и у повзрослевших детей начинает просыпаться любовь к порядку и прочая аккуратность. Бывает, что дети с детства аккуратнее родителей. Иногда аккуратно разложить вещи для ребенка - просто любимая игра, иногда способ привлечь к себе внимание и получить восхищение от окружающих, иногда способ противопоставить себя окружающим.
Аккуратность можно осваивать в любом возрасте. Можно начать с того, чтобы навести порядок на своем рабочем столе: это отличная привычка. Вместе с тем, одних людей большое количество лишних вещей на столе отвлекает и портит настроение, другим при этом комфортно работать.
Второй полезный шаг: приучить себя вещи вешать в шкаф, а не бросать на стул.
Ананкаст (от др.-греческого "принужденный") – патологический педант: человек, страдающий навязчивыми состояниями, чрезмерной склонностью к сомнениям и аккуратности. Слово "ананкаст" является производным от имени богини
неизбежности-судьбы Ананке. Ананкаст, проживая свою судьбу, оберегает себя от неприятностей. Аккуратность - достойная черта характера, но в данном случае
она приобретает болезненный характер.
Ананкасты не в состоянии принять какое-либо решение так как стремятся, прежде чем начать действовать, взвесить всё до последней мелочи и не могут исключить из сознания ни одну мельчайшую возможность, способную привести к более удачным решениям. Скрупулезно занимаясь одним делом, они совершенно забывают про другие дела. Отсюда неприятности и повышение тревожности.
Перфекционизм — неоправданное стремление к идеальному результату, стремление к безупречности и совершенству, доведенное до крайности. Для человека -перфекциониста не вполне качественный результат равен отсутствию результата вовсе.
Перфекционизм часто свойственен бывшим отличникам, которые привыкли все делать только на отлично. Часто за перфекционизмом стоит страх негативной оценки, иногда - это напряженное чувство вины, проявляющееся в неспособности прощать себе свое несовершенство.
Оценочная зависимость - зависимость человека от положительных или отрицательных оценок окружающих.
Глухота к оценкам окружающим - такая же ошибка, как и полное им подчинение. Интерес и внимательность к тому, как нас воспринимают и оценивают окружающие - замечательное качество, обязательная часть воспитанности. Для воспитательного процесса некоторый уровень оценочной зависимости ребенка от родителей и других старших есть благо. В руках разумного воспитателя оценочную зависимость можно использовать, чтобы сформировать у ребенка полезные для жизни установки, взгляды и привычки.
Однако, если взрослый человек старается угодить всем окружающим без разбора, его жизнь теряет разумную направленность, а сам человек легко может вестись на манипуляции или превратиться в невротика.
3. Социально психологические типы характеров личности.
Общаясь с конкретным человеком, мы испытываем определённые эмоции. С одним человеком нам общаться легко, комфортно, мы испытываем к нему симпатию. С другим, наоборот, сложно. Мы чувствуем себя скованно, ощущаем неприязнь. От чего это зависит? Много зависит от воспитания и социальных условий, от темперамента, каждого из нас. Кроме того, от типа нервной системы личности, от его характера человека. В психологии общения выделяют несколько типов характеров (радикалов) личности. Понятие «Радикал» означает шаблон поведения человека. Рассмотрим основные из них.
1. Истероидный (демонстративный) радикал характеризуется неспособностью нервной системы выдерживать возбуждение относительно долго. Это определяет прерывистость его работоспособности, повышенную истощаемость энергетического потенциала. Этот человек вынужден свою энергетику экономить. Отсюда поиск лёгких путей. Поверхностность.
Главные черты —эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, почитания, сочувствия.
В поведении характерна театральность. манерность, наигранность, неискренность, фальшивость
Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Стремятся привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.
Особенности воспитания. Воспитание по типу "кумира семьи". Ему всё разрешается и малейшее его действие положительно оценивается и раздувается до вселенских масштабов.
Самооценка имеет две составляющие:
1) считает себя гениальным во всем.
2) внешне выражает уверенность в своих силах, результативности того, что он делает. На самом же деле он понимает, что успех невелик, хвалиться особо нечем.
Истероид всегда ищет доброжелательное окружение, которое будет его хвалить и поддерживать его завышенную самооценку.
Коммуникация. Склонность к самопрезентации, умение подать себя. Любит комплименты, чтобы подчёркивали важность его личности его превосходство, легко приспосабливается к изменяющимся условиям.
Умеет пустить пыль в глаза, показать свою значимость. Лживость. Склонность к вранью. Врёт артистично и при этом сам начинает верить в то, о чём говорит.
Он может завестись на любую тему в при условии наличия публики, людей которые его подогревают. Ему обязательно нужен этот успех.
Оформление пространства. Всё зациклено на нём (эгоцентризм).
Внешний вид. Яркость, претензия на оригинальность. С детских лет - это красивые украшения. У девочек какие - то бантики, у мальчиков - пряжки, что выделяет их из толпы. Постоянно меняют свой облик, легко подстраиваются под среду, в которой в данный момент находятся.
Такому типу характера лучше выбирать профессии связанные с презентацией товаров, сфера пиара, шоубизнеса. Это артисты, которые могут вжиться в роль, могут привлечь к себе внимание.
2. Эпилептоидный тип. Нервная система ослаблена, характеризуется застоем возбуждения, которое создаёт раздражительность и приводит к эффективным вспышкам. Причём, эти вспышки не предсказуемы и не поддаются контролю со стороны личности. Человек может взорваться по пустяку, абсолютно по незначительному поводу. Возбуждение увеличивается, когда нарастает информационный поток, потому что человеку тяжело с этим справляться и, как следствие, происходит агрессия, которая выливается на окружающих.
Для этого типа личности характерно желание взять под контроль ситуацию. Чтобы как-то справиться с информационным потоком, он всё держит под контролем.
Любит порядок. В квартире всё систематизирует, раскладывает по полочкам. Очень любят чистоту. Органически не выносит грязь, это выводит его из равновесия. В речи склонность к уменьшительным частицам: "ручечка", "сахарочек". Про таких говорят: "С Библией в руке и с камнем за пазухой".
Весь мир делит на сильных и слабых.
В общении с эпилептоидом нужно сразу устанавливать жёсткие рамки, попытаться отстоять право на собственное видение мира. Главное не даватть Э. почувствовать вашу слабость Если вы этот момент упустите, затем вам будет тяжело, потому что он попытается взять контроль над ситуацией и над вами. И будет проявлять власть. Не из любви к ближнему, а для того чтобы упорядочить хаос. Потому что хаос вызывает у него чувство тревоги, страх и раздражение.
Поведение. Такие дети любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие.
В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.
Им подходят профессии: охранника, хирурга, медсёстры. Он сделает всё чётко, в короткие сроки, примет решение и проведёт блестящую операцию. Начальники жёсткие, деспотичные.
3. Шизоидный тип. Мало энергетики, сил. Способность к творчеству.
Нет порядка, потому что он постоянно в своём виртуальном воображаемом мире. Не может выделять главное, "вязнет" на мелочах. С другой стороны - это способность к творчеству, к креативности, способность увидеть новое.
В отличие от эпилептоида у них нет порядка ни в квартире, ни в оформлении внешности.
Внешность характеризуется неопрятностью, обилие пятен, он весь в своих мыслях .
Плохая координация движений, поведенческие причуды.
Коммуникация. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Эмоционально холодны. . Необходимо соблюдать доброжелательную дистанцию, потому что он в своём внутреннем мире и не нужно стремиться быстро вторгнуться в его личное пространство. Прислушивается к советам совершенного чужих людей и поступает согласно их совету. В беседе скатывается на вторичные признаки
Их внутренний мир нередко наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.
Профессии: компьютерщики, философы, писатели, психологи.
4. Эмотивный тип характеризуется повышенной эмоциональностью и впечатлительностью, чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций.
Люди, которые способны к глубоким переживаниям, тонко чувствуют красоту с детских лет, Их волнуют чувства, связанные с душой, гуманностью и отзывчивостью, обладают музыкальными способностями, художественной одарённостью. Эти люди не будут специально привлекать к себе внимание, как это делают истероиды. Они спокойны, гармоничны, их отличает задумчивый взгляд, склонность к лирическому настроению, к размышлению.
Коммуникация. Эти люди не способны противостоять хамству, оказывать сопротивление давлению. Вежливые, деликатные люди. Тонко чувствуют фальшь, не терпят наигранность и неискренность. С ними комфортно.
Профессии: социальные работники, психологи, представители творческих профессий..
5. Тревожный тип характеризуется низким порогом для возникновения тревожных реакций. (Причина тревожности - воспитание по типу чрезмерной моральной ответственности)
Страх возникает при реальной угрозе, а тревога при ожидании неблагоприятного раз0вития ситуаций. Для возникновения такого радикала, кроме типа нервной системы, большое значение имеет воспитание. Как правило, это воспитание по типу моральной ответственности, когда от ребёнка с детских лет многое требуют, завышают планку и он боится разочаровать родителей, он боится, что его не будут любить. У него создаётся мнение, что любить его будут, если у него будет успех. Поэтому он боится что-то сделать не так. Он постоянно переспрашивает: "правильно ли я сделал"? Такой человек, как правило, работает на одном месте. Он не склонен менять устоявшийся ритм жизни. Он стремиться быть незамеченными, защититься от своей тревоги. Таким людям нужно давать конкретные поручения и избегать давать ответственные поручения, так как они физически не переносят ответственность. Задание они, конечно выполнят, но при этом ночь спать не будут. Они очень ответственны, однако за счёт колоссальной нервной перегрузки, стресса, срыва. Поэтому с такими людьми надо быть осторожными, ограничивать рамки данного задания.
В общении эти люди никогда не будут навязываться. Они долго привыкают, присматриваются, взвешивают все "за" и "против". Если они поймут, что вы не несёте для них какой-либо угрозы, они спокойно будут с вами общаться. Друзей у них не много, как правило, одноклассники. Вместе с тем, они чувствительны, стремятся помочь другим людям.
Это ответственные исполнители, аккуратные в поручении. Предпочитают не выделяться
6. Паранойяльный радикал сильный тип нервной системы, способный длительное время выдерживать нагрузки. Это люди, которые творят перевороты, революции. Для них характерна реализация сверхважных ценных идей. Это целеустремлённые активные люди, которые открывают новые концепции, что-то новое. Они лидеры, руководители, но упрямы, поэтому увидев и ухватившись за одну идею, они абсолютно не способны рассмотреть другие возможности. Говорить им о других возможностях бесполезно. (Хрущёв хотел засадить всё кукурузой. Идея сама по себе не плохая, однако абсолютизация этого - проявление паранойяльного радикала). Кроме того, ради своей сверхценной идеи они абсолютно не воспринимают других людей: надежды, стремления других людей им не ведомы, они их мало волнуют, они их не интересуют. Для них человек как винтик, который должен обеспечить самый главный процесс. Поэтому такие люди тяжелы в общении - они заставляют всех подстраиваться под его ценную идею. Не умеют быть гибкими.
Особенности жестикуляции: к собеседнику они подходят на довольно близкое расстояние, постоянно жестикулируют, пытаются продвинуть свою идею подвигаясь на близкое расстояние к человеку. Эти люди двигатели прогресса, но в общении с ними нужно придерживаться определённой дистанции и попытаться сразу и аргументировано отстоять свою точку зрения. Если вы сразу этого не сделали, то потом будет тяжело, потому что человек будет пытаться собеседника прогнуть под свою идею.
7. Гипертимный (циклотимический) радикал характеризуется быстротой нервных процессов. Этот человек быстрый, энергичный. Он в центре событий, он активен, позитивен. Вокруг него всегда большое количество людей. Однако этот человек поверхностный. Если вы дадите ему какое - либо поручение и не ограничите его сроками, то скорее всего это поручение он не выполнит. Потому что у него подобных поручений масса. Он начинает дело, но довести его до конца ему довольно сложно. Поэтому с таким человеком комфортно общаться потому что он очень коммуникабельный, но в общении бывает навязчивым, однако он не обидчивый. Он быстро может собрать большое количество людей, организовать компанию. Способен организовывать культурно-массовые мероприятия. У него много знакомых, связей.
Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа часто переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление
Среди выделенных радикалов нельзя выделить лучших и худших, они все нужны, Все несут "цивилизационную" нагрузку.
Знание и различение их даёт возможность правильно строить с ними коммуникацию, чтобы общение с ними было бесконфликтным, чтобы общение с этим человеком было комфортным.
Социально-психологические особенности личности зависят от его личностных качеств, которые определяют темперамент и характер человека. Важную роль в формировании характера играют образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, социальные группы в которых живёт и с которыми соприкасается человек (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.).
Личность тем более значительна, чем больше она отражает в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, чем более деятельность его носит творческий характер. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.
В процессе общения с одними людьми нам легко, комфортно, мы испытываем к нему симпатию. С другими, наоборот, сложно. Часто это зависит от типа характера нашего собеседника. Поэтому знание особенностей различных типов характера личности, даёт нам возможность в процессе общения на занятиях с детьми, учитывать их индивидуальные особенности.
Список использованных источников
Андреева Г. М. «Социальная психология». - М.: Аспект – пресс, 2009. – 208 с.
Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. Цикл популярных лекций-очерков с приложениями. Учебное пособие. Для студ. высш. учений. зав-й. - М.: «Академия», 2001. - 592 с.
Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, переработанное и дополненное [Электронный ресурс] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на- Дону: «Феникс», 2000. – 672 с. – Режим доступа: http://www.libros.am/book/read/id/296996/slug/osnovy-psikhologii
Видео лекции
"Психология в жизни" Психотипы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://youtu.be/B7s2nMSZD6U
https://youtu.be/cuBpCaK6Mxs
https://youtu.be/B8BBbym9pp4
5