СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-психологические условия успешной адаптации студентов-первокурсников к процессу обучения в ВУЗе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены результаты исследования выборки из 54 студентов первых курсов Карачаево-Черкесского государственного университета. Выделены и структурированы основные проблемы адаптационного периода, создающие трудности в учебно-воспитательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Социально-психологические условия успешной адаптации студентов-первокурсников к процессу обучения в ВУЗе»

Социально-психологические условия успешной адаптации студентов-первокурсников к процессу обучения в ВУЗе

Байбанова Ф.А.

Карачаево-Черкесский государственный университет, г.Карачаевск, Россия (ул.Ленина,29) e-mail fatimabaibanova@mail.ru

Данная статья является результатом теоретического и экспериментального изучения проблемы психологической адаптации первокурсников к системе вузовского обучения и содержит анализ основных этапов, динамики протекания и социально-психологических условия, необходимых для полноценной адаптации. В статье представлены результаты исследования выборки из 54 студентов первых курсов, проведенного на базе Карачаево-Черкесского государственного университета. Выделены и структурированы основные проблемы адаптационного периода, создающие трудности в учебно-воспитательном процессе. На основе анализа полученных данных определены основные направления психологического сопровождения студентов первого курса в образовательном пространстве.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, психологическое сопровождение, конструктивные взаимоотношения, оптимизация учебной деятельности.

Проблема адаптации студентов на первом курсе в вузе является сегодня одной из актуальных проблем психологии и представляет интерес для многих исследователей и практиков, работающих в системе высшей школы.

В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [1].

Исходя из вышесказанного, понятию «адаптация» можно дать однозначное определение: это процесс приспособления студентов первого курса к новым условиям жизни и деятельности, новой социальной ситуации. [2]. 

Состоявшаяся психологическая адаптация включает три этапа:

‒ знакомство с новым учебным заведением, с правами и обязанностями студента и собственно начало учебы;

‒ ознакомление и соблюдение правил и норм университета;

‒ осмысленный и креативный подход к совершенствованию учения.

Адаптация студентов-первокурсников к обучению в университете происходит по-разному. Некоторые студенты практически без особых проблем проходят этот этап, они быстро и легко достигают хороших результатов, но при этом настроение у них существенно не изменяется. Другие, после перемены психики и поведения, осваивают программу обучения. Но имеются и такие студенты, которые этот период переживают долго и тяжело, это сопровождается переменой самочувствия, ухудшением физических и психологических показателей. Нарушения психического характера не способствуют формированию личности и могут стать причиной отчисления из ВУЗа в связи с нежеланием учиться. Процесс привыкания протекает быстрее, если со вчерашними школьниками заранее проведена работа по моделированию всевозможных учебных ситуаций.

Дальнейший результат зависит от общительности и коммуникабельности юношей и девушек, умения справляться с возникающими трудностями, управлять своим поведением. С другой стороны, процесс учебы в институте считается новым этапом в жизни молодого человека, меняются формы и способы обучения, предъявляются повышенные требования к объему и качеству деятельности.

Значимым аспектом этого этапа выступает необходимость адаптации к изменившейся социально-культурной и информационно-образовательной среде учебного заведения. В период адаптации приобретаются студент-первокурсник должен приобрести те компетенции и алгоритмы действий, которые в дальнейшем потребуются ему для успешного решения насущных социальных задач, то есть формируется социально-адаптивная компетентность студентов.

Однако выпускник школы, в особенности сельской, не всегда может быстро и без затруднений влиться во взрослую жизнь, приспособиться к этим социально-экономическим условиям, в которых он вынужден будет существовать, так как ему не достаточно жизненно важных знаний, умений, способностей (правовых, юридических, экономических, эмоциональных, общественных, фактических). У него часто не до конца сформированы ценностные ориентиры, гибкость поведения, которые остро необходимы ему для удачного жизненного самоопределения и самореализации.

Качество студенческой жизни определяется на первом курсе и, следовательно, успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе считается задатком последующего формирования каждого студента как человека, будущего специалиста. Попав в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет определенные сложившиеся установки, стандарты, которые при начале обучения начинают меняться, разрушаться.

Проблемы, ожидающие студента любой специальности, можно подразделить на несколько групп, в зависимости от содержания причин, их порождающих:

1. Дидактические трудности:

- качественно новая разновидность содержания и объёма материала. Одна лекция включает информацию в размере пяти школьных уроков;

- многообразие новых форм и способов преподавания (лекции, семинары, зачеты и т. д.);

- сложный язык академических текстов и лекций. Вчерашний школьник с трудом воспринимает информацию в подобной форме;

- недостаток умений независимой деятельности.

2. Социально-психологические трудности:

- перестройка сформировавшихся привычек и навыков: у многих меняются место жительства, прежний уклад жизни, общественное окружение. Рушатся прежние привычки, понятия, связи, а новые ещё не окрепли;

- стремительный переход к самостоятельной взрослой жизни: имеют место материальные трудности, приходится осваивать навыки самообслуживания;

- сомнения в собственных возможностях, неуверенность в силах, паника пред сессией, боязнь быть отчисленным).

3. Профессиональные трудности:

- появляются сомнения в правильности выбора вуза, специальности.

В связи с этим целью психологического сопровождения практически любого университета является психологическая адаптация студентов к вузовскому обучению [4].

К главным задачам можно отнести:

- формирование благоприятного микроклимата для студентов-первокурсников;

- профессиональная ориентация студентов, помогающая полностью и сознательно определяться с выбором профессии;

- оказание поддержки студентам в процессе социализации.

С целью исследования особенностей социально-психологической адаптации студентов-первокурсников К-ЧГУ к условиям вузовского обучения мы использовали многоуровневый личностный опросник “Адаптивность-02” (МЛО-АМ) разработан А.Г.Маклаковым и С.В.Чермяниным[5].

По результатам проведенного опроса можно следующим образом охарактеризовать основные трудности адаптационного периода первокурсников:

- недостаточно четкая сформированность профессионального выбора, отсутствие подготовки к профессии;

- несформированность навыков самостоятельной работы;

- отсутствие умения психологические самоконтроля в поведения и учебной деятельности;

- низкая социальная активность - выполнять общественные поручения готовы только 35 % опрошенных студентов;

- совпадение в желаемом выборе профессии и реальном - у 40% студентов;

- 36% - отличаются низкой адаптивностью, сниженным уровнем нервно-психической устойчивости, склонны к конфликтам и асоциальным поступкам;

- у 13% - низкий уровень способностей к общению, с трудом идут на контакт, проявляют агрессивность;

- 10% - не обладают способностью к рефлексии, не могут правильно оценить свой статус в коллективе; нарушают общепринятый кодекс поведения.

Анализ полученных данных и теоретический анализ социально-психологической литературы позволяют определить направления в работе социально-психологической службы ВУЗа, основными из которых являются:

1. Организация занятий в форме тренинга, призванных сплотить студенческую группу и развить у ее членов чувство доверия;

2. Обучение студентов способам снятия психологического напряжения, методам саморегуляции;

3. Профилактическая деятельность с возможными участниками конфликтов;

4. Увеличение психологической грамотности молодых преподавателей, психологическое сопровождение кураторской работы;

5. Работа в режиме индивидуальных консультаций.

Нет сомнений, что главным объектом психологического сопровождения в период адаптации является личность студента, его адаптивные способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям, но, как показывает опыт, проведенные социально-психологической службой ВУЗа мероприятия позволяют установить комфортный микроклимат в группах, увеличить желание учиться хорошо и позитивное отношение к овладению профессией.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что социально-психологическая адаптация первокурсников в образовательном пространстве высшего учебного заведения носит характер системного, двустороннего, поэтапного процесса активного приспособления обучающегося к условиям вузовского обучения и выражается в формировании и развитии когнитивных, мотивационно –волевых и социально-коммуникативных связей. Следует отметить, что адаптационный процесс носит интерактивный характер: образовательная среда вуза воздействует на обучающегося, а обучающийся, в свою очередь, активно воздействует на среду и определенным образом преобразует ее.

К первостепенным и необходимым условиям эффективной социокультурной адаптации студентов к условиям образовательной среды относятся: психолого-педагогическое сопровождение; методическое обеспечение (разнообразие форм, средств и методов, применяемых в образовательном процессе) и подготовку преподавателей, которые будут обучать иностранных студентов с учетом дифференцированного подхода.

Подводя итоги, можно сказать, что изучение условий и закономерностей процесса адаптации первокурсников к вузовскому обучению должно помочь сформировать подходы к оказанию психологической помощи студентам в оптимизации учебной деятельности.

Список литературы:

  1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973.

  2. Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– (Серия "Мир психологии").

  3. Границкая А.С. Научить думать и действовать./ Адаптивная система обучения. – М.: Просвещение, 1991.

  4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал.–1997.– № 6.

  5. Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И. Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.

  6. Куршакова Т.Ю., Томилова В.М. Пути совершенствования и развития воспитательной системы Вуза. – Пермь, 2003. Материалы областной конференции.

  7. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии).– Ереван: АН Арм. ССР, 1988.

  8. Sobre-Denton M. The emergence of cosmopolitan group cultures and its implications for cultural transition: A case study of an international student support group // Elsevier. International Journal of Intercultural Relation. 2010.

  9.  Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. — 2004. — №1

  10. Тромпенаарс Ф., Хэмпден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса / пер. с англ. Е.П. Самсонов. Минск

3