Трофимюк Алла Константиновна
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ
АННОТАЦИЯ
Целью методической разработки является знакомство студентов с понятием "общение", основными функциями, формами и видами общения.
Данная разработка может быть использована преподавателями психологии, а также студентами ГПОУ при подготовке к практическим занятиям по предмету "Психология общения".
1. Понятие общения.
Общение является одним из важнейших понятий в психологии. Вне общения невозможно понять и проанализировать процесс личностного становления отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного развития.
Общение представляет собой совокупность связей и взаимодействий, возникающих и закрепляющихся между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности.
Процесс общения можно охарактеризовать с трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, персептивной и интерактивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств.
Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция»—взаимодействие) заключается в обмене действиями между общающимися сторонами.
Персептивная сторона общения есть процесс восприятия и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.
Основными средствам общения являются:
!) язык в виде членораздельной речи;
2) интонация - эмоциональная выразительность, с помощью которой придаётся различный смысл одной и той же фразе или слову;
3) мимика - выражение лица, дополняющее или определяющее смысл информации;
4) жесты - движения рук, головы могут служить для более выразительной речи. отражать эмоциональное состояние собеседника;
2. Основные функции общения.
По своему значению общение многофункционально. Можно выделить, по крайней мере, пять важнейших функций общения.
1. Прагматическая функция заключается в том, что общение выполняет связующую роль в коллективной деятельности людей. В этой функции общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности.
2. Формирующая функций заключается в том, что. общение является важнейшим условием формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях детского развития поведение, деятельность, а так же отношение ребенка к миру и самому себе определяется его общением со взрослым. Как отмечал Д. Б. Эльконин: «Ребенок — это всегда два человека — Он и взрослый». В ходе развития психики ребёнка внешние формы его общения со взрослыми трансформируются во внутренние психические процессы.
Важно также отметить, что на ранних этапах онтогенеза общение играет почти витальную роль в жизни детей. Вот как еще в средние века об этом говорил один испанский епископ, описывая состояние домов призрения: «... в приюте дети начинают скучать и от скуки они умирают».
Жизненно необходимая роль общения ярко проявляется и в следующем примере. В тридцатых годах в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых дети лечились от серьезных, плохо излечимых заболеваний. Условия в обеих клиниках были одинаковые: квалифицированный персонал, внимательный уход, но в одном они различались: в одной больнице родственников к малышам не пускали— опасались инфекции, а в другой пошли на нарушение предписаний, и в определенные часы пускали в специально отведенную комнату членов семьи. В этой комнате они могли немного пообщаться или поиграть с ребенком. Через несколько месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первом отделении коэффициент смертности приблизился к одной трети, не смотря на все усилия врачей. Во втором же отделении, где малышей лечили теми же средствами и методами, за это время не умер ни один ребенок! Им в прямом смысле слова помогло выжить общение с близкими и дорогими людьми.
При анализе формирующей роли общения важно избежать «технократического» ее понимания. Нельзя думать, что развивающаяся личность ребенка является объектом прямого влияния со стороны родителей и воспитателей, так сказать сосудом, открытым всем воздействиям, всем мнениям и предписаниям взрослых. Общение ребенка и взрослого — это не процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, взаимного обогащения и изменения. Ребенок активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, непротиворечиво вплетая его 'в свой собственный внутренний мир.
3. Подтверждающая функция общения заключается в том, что в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и как бы подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Еще У. Джеймс (Американский психолог и философ XIX в.) отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно не замеченным». Во многих психотерапевтических системах это состояние человека фиксируется в понятии «неподтверждение». "Неподтверждение" означает, что «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь». Отличие отрицания от "неподтверждения" состоит в том, что, отрицательная оценка человека может быть выражена словами «Ты не прав» или «Ты плохой». однако предполагает , что ты есть, так как выражает отношение к тебе, пусть и с негативной оценкой.
Известный шотландский психиатр Р. Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего — шизофрении. Согласно его наблюдениям, подкрепленным многими другими исследователями, эндогенным психозом чаще всего заболевают дети, чье «Я» подвергается со стороны родителей едва заметному отвержению, но неотвратимо преследующему ребенка.
Не случайно повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами «подтверждающей терапии»: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности».
4. Эмоционально-оценочная функция. Восприятие людьми друг друга и поддержание между ними различных отношений сопряжено с эмоциональным оцениванием которое выражается в «симпатии — антипатии», «нравится—не нравится». Эмоциональные межличностные отношения пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.
5. Внутриличностная функция общения заключается в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога) Л. С. Выготский отмечал в связи с этим, что «...человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».
3. Основные формы и виды общения
Основные формы общения:
1. Непосредственное и опосредованное общение.
Непосредственное общение - естественный контакт между людьми «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика). Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.
Опосредованное общение - неполный психологический контакт между людьми при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Очевидно, что появление письменности, книгопечатания, а затем и различных технических коммуникативных устройств значительно увеличило число источников усвоения человеческого опыта, многократно усложнило систему человеческого общения.
2. Межличностное и массовое общение.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.
Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
К видам массового общения следует отнести так же искусство в том числе и музыкальное искусство.
Классификация видов общения:
1."Контакт масок" - формальное общение при котором отсутствует стремление понять и учитывать в процессе общения особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции по отношению к собеседнику.
2. . Светское общение - общение при котором люди говорят не то, что думают
а то, о чём положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, т.к. мнения людей по обсуждаемым вопросам не имеют значения и не определяют характер беседы. "Беседа не о чём".
3. Деловое общение - общение, при котором на первом плане интересы дела, при этом могут учитываться особенности личности и возраста собеседника. Оно осуществляется, как правило, в ходе делового взаимодействия, в официальной, рабочей обстановке как в форме непосредственного личного контакта, так и через технические средства.
Это может быть деловая беседа, совещание, заседание, собрание, переговоры, презентация, конференция и телеконференции, деловая переписка по электронной почте. Консультация эксперта (врача, юриста) по конкретному вопросу, консилиум, интервью журналисту, задания подчиненным, их отчеты перед руководством, выступление студента на семинаре, сдача экзамена, зачета.
4. Ролевое общение - общение при котором, не вникая в личностные особенности собеседника, обходятся знанием его социальной роли.
Участники ролевой коммуникации рассматриваются как носители определенных социальных ролей (учитель—ученик, покупатель— продавец).
Выполняемая в данный момент роль фиксирует то место, которое занимает человек в системе общественных, социальных отношений. В ролевом общении действия человека диктуются исполняемой ролью.
5. Духовное межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему, собеседники способны понимать друг друга без слов.
4. Виды межличностного общения
Понятие "общение" можно определить как взаимодействие между людьми, в процессе которого между ними возникают субъективные межличностные отношения.
В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Можно назвать целую группу социальных деятельностей, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с целевой и с этической точек зрения. К ним, несомненно, относятся военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный» в сложных и экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Вместе с тем, можно точно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже не этично. Прежде всего, речь идет о интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских контактах, а также всей системе воспитательных, педагогических отношений.
Возможности применения императивного общения в педагогической практике крайне ограничены, причем не только по этическим мотивам, но и по причине его крайней не эффективности. Известно, что с помощью команд, приказаний и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований со стороны учителя. Однако, нормы и ценности, правил, передаваемые ребенку или подростку в такой форме, не становятся частью его внутренних личностных убеждений.
Манипулятивное общение — это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению для достижения своих целей. При манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
Есть области человеческого взаимодействия, где манипуляция вполне уместн., Это бизнес и деловые отношения. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги (Дейл Бре́кенридж Карнеги — американский педагог, лектор, писатель,) и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.
Вместе с тем известно, что владение средствами манипуляционного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, переносится человеком на другие области взаимоотношений. Сильнее всего «страдают» от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. При использовании манипуляционных средств общения неизбежно разрушение таких связей и подмена их другими.
В манипуляционном процессе партнер по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако, человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, один из крупнейших критиков школы общения Д. Карнеги, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия и скука к жизни, контроль за собой и своей жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим.
К наиболее подверженной манипуляции можно отнести профессию педагога. В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интересней, замотивировать детей, привлечь их внимание и так далее). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки объяснить, научить, доказать. Однако, уместная в области предметного обучения, такая установка может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя с другими людьми.
3. Диалогическое общение позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
Диалог — это равноправное субъект—субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих правил взаимоотношений:
1. Общение по принципу «здесь и сейчас», с учетом чувств, желаний и физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент.
2. Безоценочное восприятие личности партнера, доверие к его намерениям.
3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы.
5. Персонификация общения — разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.
Диалогическое или как его еще называют, гуманистическое общение, позволяет достичь большой глубины взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для глубокого взаимного обогащения. Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров. Невозможно представить себе общение такого типа в деловой, профессионально заданной ситуации. Вместе с тем, способность к такому общению — величайшее благо для человека. По определению известного американского психотерапевта Карла Рэ́нсома Роджерса, диалогическое общение обладает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целостности.
Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется как личность и индивидуальность. С другой стороны, в общении люди проявляют и раскрывают для себя и других свои психологические качества.
Таким образом, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. В самом общем виде понятие общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются и осуществляются в течение всей жизни психические процессы и поведение человека.
3