СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-психологический анализ общения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью методической разработки является знакомство студентов с сущностью, основными функциями, видами и формами общения

Просмотр содержимого документа
«Социально-психологический анализ общения»


Трофимюк Алла Константиновна


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ


АННОТАЦИЯ

Целью методической разработки является знакомство студентов с понятием "общение", основными функциями, формами и видами общения.

Данная разработка может быть использована преподавателями психологии, а также студентами ГПОУ при подготовке к практическим занятиям по предмету "Психология общения".

1. Понятие общения.

Общение является одним из важнейших понятий в психоло­гии. Вне общения невозможно понять и проанализировать про­цесс личностного становления отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного развития.

Общение представляет собой совокупность связей и взаимодействий, возникающих и закрепляющихся между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности.

Процесс общения можно охарактеризовать с трех взаимосвязанных сторон: ком­муникативной, персептивной и интерактивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств.

Интерактивная сто­рона общения (от слова «интеракция»—взаимодействие) за­ключается в обмене действиями между общающимися сто­ронами.

Персептивная сторона общения есть процесс восприятия и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличност­ных отношений.

Основными средствам общения являются:

!) язык в виде членораздельной речи;

2) интонация - эмоциональная выразительность, с помощью которой придаётся различный смысл одной и той же фразе или слову;

3) мимика - выражение лица, дополняющее или определяющее смысл информации;

4) жесты - движения рук, головы могут служить для более выразительной речи. отражать эмоциональное состояние собеседника;

2. Основные функции общения.

По своему значению общение многофункционально. Мож­но выделить, по крайней мере, пять важнейших функций об­щения.

1. Прагматическая функция заключается в том, что общение выполняет связующую роль в коллективной деятельности людей. В этой функции общение выступает как важнейшее условие объединения лю­дей в процессе любой совместной деятельности.

2. Формирующая функций заключается в том, что. общение является важнейшим ус­ловием формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях детского развития поведение, деятельность, а так же отношение ребенка к миру и самому себе определяется его общением со взрослым. Как отмечал Д. Б. Эльконин: «Ребенок — это всегда два человека — Он и взрослый». В ходе развития психики ребёнка внешние формы его общения со взрослыми трансформируются во внутренние психические процессы.

Важно также отметить, что на ранних этапах онтогене­за общение играет почти витальную роль в жизни де­тей. Вот как еще в средние века об этом говорил один ис­панский епископ, описывая состояние домов призрения: «... в приюте дети начинают скучать и от скуки они уми­рают».

Жизненно необходимая роль общения ярко проявляется и в следующем примере. В тридцатых годах в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых дети ле­чились от серьезных, плохо излечимых заболеваний. Усло­вия в обеих клиниках были одинаковые: квалифицированный персонал, внимательный уход, но в одном они различались: в одной больнице родственников к малышам не пускали— опасались инфекции, а в другой пошли на нарушение предпи­саний, и в определенные часы пускали в специально отве­денную комнату членов семьи. В этой комнате они могли немного пообщаться или поиграть с ребенком. Через несколь­ко месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первом отделении коэффициент смертности приблизился к одной трети, не смотря на все усилия врачей. Во втором же отделении, где малышей лечили теми же средствами и мето­дами, за это время не умер ни один ребенок! Им в прямом смысле слова помогло выжить общение с близкими и доро­гими людьми.

При анализе формирующей роли общения важно избе­жать «технократического» ее понимания. Нельзя думать, что развивающаяся личность ребенка является объектом пря­мого влияния со стороны родителей и воспитателей, так ска­зать сосудом, открытым всем воздействиям, всем мнениям и предписаниям взрослых. Общение ребенка и взрослого — это не процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный про­цесс взаимного влияния, взаимного обогащения и изменения. Ребенок активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, непротиворечиво вплетая его 'в свой собст­венный внутренний мир.

3. Подтверж­дающая функция общения заключается в том, что в процессе обще­ния с другими людьми человек получает возможность по­знать, утвердить и как бы подтвердить себя. Желая утвер­диться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Еще У. Джеймс (Американский психолог и философ XIX в.) отме­чал, что для человека «не существует более чудовищного на­казания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно не замеченным». Во многих психотерапевтических системах это состояние человека фик­сируется в понятии «неподтверждение». "Неподтверж­дение" означает, что «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь». Отличие отрицания от "неподтверждения" состоит в том, что, отрицательная оценка человека может быть выражена словами «Ты не прав» или «Ты плохой». однако предполагает , что ты есть, так как выражает отношение к тебе, пусть и с негативной оценкой.

Известный  шотландский психиатр Р. Д. Лейнг видел в не­подтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего — шизофрении. Согласно его на­блюдениям, подкрепленным многими другими исследовате­лями, эндогенным психозом чаще всего заболевают дети, чье «Я» подвергается со стороны родителей едва заметному отвержению, но неотвратимо преследующему ребенка.

Не случайно повседневный опыт человеческого обще­ния изобилует процедурами «подтверждающей терапии»: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности».

4. Эмоционально-оценочная функция. Восприятие людьми друг друга и поддержание между ними различных отношений сопряжено с эмоциональным оцениванием которое выражается в «симпатии — антипатии», «нравится—не нравится». Эмоциональные межличностные отношения пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

5. Внутриличностная функция обще­ния заключается в общении челове­ка с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога) Л. С. Выготский отмечал в связи с этим, что «...человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».

3. Основные формы и виды общения

Основные формы общения:

1. Не­посредственное и опосредованное общение.

Непосредст­венное общение - естественный контакт между людьми «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика). Непосредственное общение является исторически первой формой общения лю­дей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредо­ванного общения.

Опосредованное общение - неполный психологический контакт между людьми при помо­щи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи меж­ду участниками общения. Очевидно, что появление письмен­ности, книгопечатания, а затем и различных технических коммуникативных устройств значительно увеличило число источников усвоения человеческого опыта, многократно ус­ложнило систему человеческого общения.

2. Межличностное и массовое общение.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участни­ков. Оно подразумевает известную психологическую бли­зость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

Массовое общение это множественные, непосредствен­ные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

К видам массового общения следует отнести так же искусство в том числе и музыкальное искусство.

Классификация видов общения:

1."Контакт масок" - формальное общение при котором отсутствует стремление понять и учитывать в процессе общения особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции по отношению к собеседнику.

2. . Светское общение - общение при котором люди говорят не то, что думают

а то, о чём положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, т.к. мнения людей по обсуждаемым вопросам не имеют значения и не определяют характер беседы. "Беседа не о чём".

3. Деловое общение - общение, при котором на первом плане интересы дела, при этом могут учитываться особенности личности и возраста собеседника.  Оно осуществляется, как правило, в ходе делового взаимодействия, в официальной, рабочей обстановке как в форме непосредственного личного контакта, так и через технические средства.

Это может быть деловая беседа, совещание, заседание, собрание, переговоры, презентация, конференция и телеконференции, деловая переписка по электронной почте. Консультация эксперта (врача, юриста) по конкретному вопросу, консилиум, интервью журналисту, задания подчиненным, их отчеты перед руководством, выступление студента на семинаре, сдача экзамена, зачета.

4. Ролевое общение - общение при котором, не вникая в личностные особенности собеседника, обходятся знанием его социальной роли.

Участники ролевой коммуникации рассматриваются как носители опреде­ленных социальных ролей (учитель—ученик, покупатель— продавец).

Выполняемая в данный момент роль фиксирует то место, которое занимает человек в системе общественных, социальных отношений. В ролевом обще­нии действия человека диктуют­ся исполняемой ролью.

5. Духовное межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему, собеседники способны понимать друг друга без слов.


4. Виды межличностного общения

Понятие "общение" можно определить как взаимодействие между людьми, в процессе которого между ними возникают субъективные межличностные отношения.

В соответствии с установившейся традицией, в отечествен­ной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации вида межличностного общения: импера­тив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью дости­жения контроля над его поведением и внутренними установ­ками, принуждения к определенным действиям или реше­ниям. В данном случае партнер по общению рассматривает­ся как объект воздействия, выступает пассивной, «страдатель­ной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирова­на. В качестве средств оказания влияния используются при­каз, указания, предписания и требования.

Можно назвать целую группу социальных деятельностей, в которых использование императивного вида общения впол­не оправдано и с целевой и с этической точек зрения. К ним, несомненно, относятся военные уставные отношения, отно­шения «начальник-подчиненный» в сложных и экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Вместе с тем, можно точно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже не этично. Прежде всего, речь идет о интимно-личностных от­ношениях, супружеских и детско-родительских контактах, а также всей системе воспитательных, педагогических отноше­ний.

Возможности применения императивного общения в пе­дагогической практике крайне ограничены, причем не только по этическим мотивам, но и по причине его крайней не эффективности. Известно, что с помощью команд, прика­заний и безусловных запретов можно добиться внешнего по­слушания и выполнения каких-либо требований со стороны учителя. Однако, нормы и ценности, правил, передаваемые ребенку или подростку в такой форме, не становятся частью его внутренних личностных убеждений.

Манипулятивное общение это распространенная форма межличност­ного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению для достижения своих целей. При манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мысля­ми другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются дру­гими.

Есть области человеческого взаимодействия, где манипуляция впол­не уместн., Это бизнес и деловые отношения. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги (Дейл Бре́кенридж Карнеги — американский педагог, лектор, писатель,) и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.

Вместе с тем известно, что владение средствами манипуляционного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, перено­сится человеком на другие области взаимоотно­шений. Сильнее всего «страдают» от манипуляции отноше­ния, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанно­сти. При использовании манипуляционных средств общения неизбежно разрушение таких связей и подмена их другими.

В манипуляционном процессе партнер по общению вос­принимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако, человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стерео­типные формы поведения, руководствуется ложными моти­вами и целями, теряя нить собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, один из крупнейших критиков школы общения Д. Карнеги, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия и скука к жизни, контроль за собой и своей жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим.

К наиболее подверженной манипуляции можно отнести профессию педагога. В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интересней, замотивировать детей, привлечь их внимание и так далее). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки объяснить, научить, дока­зать. Однако, уместная в области предметного обучения, такая установ­ка может пагубно сказаться в сфере воспитания и на меж­личностных отношениях учителя с другими людьми.

3. Диалогическое общение позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксиро­ванной на себе установки к установке на собеседника, реаль­ного партнера по общению.

Диалог — это равноправное субъект—субъектное общение, имеющее целью взаимное по­знание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соб­людения следующих правил взаимоотношений:

1. Общение по принципу «здесь и сейчас», с учетом чувств, желаний и физическо­го состояния, которые партнеры испытывают в данный мо­мент.

2. Безоценочное восприятие личности партнера, доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы.

5. Персонификация общенияразговор от своего име­ни, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Диалогическое или как его еще называют, гуманистиче­ское общение, позволяет достичь большой глубины взаимо­понимания, самораскрытия партнеров, создает условия для глубокого взаимного обогащения. Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров. Невозможно представить себе общение такого типа в деловой, профессио­нально заданной ситуации. Вместе с тем, способность к та­кому общению — величайшее благо для человека. По определению известного американского психотерапевта Карла Рэ́нсома  Роджерса, диалогическое общение об­ладает психотерапевтическими свойствами, приближает че­ловека к большему психическому здоровью, уравновешенно­сти и целостности.

Общаясь с другими людьми, че­ловек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сло­жившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется как личность и индивидуальность. С другой стороны, в общении люди проявляют и раскрывают для себя и других свои психологические качества.

Таким образом, общение выступает важнейшим фактором психиче­ского развития человека. В самом общем виде понятие общение можно опре­делить как универсальную реальность, в которой зарождаются и осуществляются в течение всей жизни психиче­ские процессы и поведение человека.




3