Основная цель единой методики социально-психологического тестирования – выявление обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение. Задачи: - выявление факторов, провоцирующих вовлечение в зависимое поведение; - психолого-педагогическая помощь и сопровождение; - коррекционная работа на индивидуальном и групповых уровнях; - информационно-просветительская (профилактическая) работа; - мотивирование обучающихся на самоисследование и саморазвитие.
Социально-психологическое тестирование
Задачи образовательной организации в профилактике различного рода зависимого поведения включают в себя:
формирование единого профилактического пространства; мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности; исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в формы зависимого поведения обучающихся в образовательной организации; развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска вовлечения в зависимое поведение среди обучающихся, воспитанников.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РЕЗУЛТЬТАТАМ СПТ
ШКАЛА «ФАКТОРЫ РИСКА» (социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение)
СУБШКАЛА «Потребность в одобрении» (По)
Уровень
Рекомендации специалисту
Повышенный
-индивидуальная коррекционная работа, направленная на повышение уверенности в себе;
Пониженный
-групповая работа по формированию позитивных межличностных отношений и повышению самооценки (тренинги общения и личностного роста);
-беседа с родителями на предмет получения дополнительной информации о социальном окружении обучающегося с целью разработки дальнейшей индивидуальной программы корректировки или профилактики;
-групповые занятия на развитие жизнестойкости;
-групповые занятия, направленные на принятие традиционных социальных норм и правил через переосмысление жизненных ценностей;
-ценностно-ориентированные игры;
-участие в работе творческой студии по созданию видеороликов социальной направленности;
-разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в образовательном процессе индивидуальных психологических особенностей подростка;
-участие в волонтерских проектах;
-разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в образовательном процессе индивидуальных психологических особенностей подростка;
СУБШКАЛА «Подверженность влиянию группы» (ПВГ)
Уровень
Рекомендации специалисту
Повышенный
- индивидуальная коррекционная работа, направленная на повышение уверенности в себе;
Пониженный
- групповая работа по формированию позитивных межличностных отношений и повышению самооценки (тренинги общения и личностного роста);
- групповая работа по формированию и развитию адекватной самооценки (тренинги общения и личностного роста);
- участие в деятельности игровых площадок с использованием настольных и ценностно-ориентированных игр;
- участие в работе творческой студии по созданию видеороликов социальной направленности;
- участие в волонтерских проектах (уход за животными, помощь пожилым людям, участие в кружковой работе с младшими школьниками);
- участие в волонтерских проектах;
- разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в образовательном процессе индивидуальных психологических особенностей подростка;
- участие в конкурсе социальных проектов;
- разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в образовательном процессе индивидуальных психологических особенностей подростка;
СУБШКАЛА «Принятие асоциальных установок социума» (ПАУ)
Уровень
Рекомендации специалисту
Повышенный
- беседа с родителями на предмет получения дополнительной информации о социальном окружении обучающегося с целью разработки дальнейшей индивидуальной программы корректировки или профилактики;
Пониженный
- групповые занятия, направленные на принятие традиционных социальных норм и правил через переосмысление жизненных ценностей (с использованием ценностно-ориентированных игр), тренинги жизнестойкости;
- групповая работа по формированию и развитию адекватной самооценки (тренинги общения, личностного роста, повышения самооценки);
- просмотр и обсуждение с подростками видеофильмов по проблеме «асоциального поведения»;
- групповые дискуссии по теме «Что такое хорошо, и что такое плохо?»;
- групповые дискуссии по теме «Что такое хорошо, и что такое плохо?»;
-- участие в работе творческой студии по созданию видеороликов социальной направленности;
- разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в образовательном процессе индивидуальных психологических
- разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в образовательном процессе индивидуальных психологических особенностей подростка;
особенностей подростка;
СУБШКАЛА «Склонность к риску» (СР)
Уровень
Рекомендации специалисту
Повышенный
- индивидуальная коррекционная работа, направленная на развитие критичности к уровню опасности;
Пониженный
- групповые занятия на развитие жизнестойкости;
- диагностика ДРО с последующей коррекционной работой с родителями и ребенком;
- групповые занятия в форме квеста с элементами арт-терапии;
- индивидуальная работа с родителями по коррекции стиля семейного воспитания;
- включение в спортивные игры, состязания, связанные с факторами риска, организация туристических походов (с привлечением родителей);
- групповые занятия на развитие жизнестойкости;
- разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в образовательном процессе индивидуальных психологических особенностей подростка;
- работа в группе по формированию и развитию адекватной самооценки (тренинги общения и личностного роста);
- разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в образовательном процессе индивидуальных психологических особенностей подростка;
СУБШКАЛА «Импульсивность» (И)
Уровень
Рекомендации специалисту
Повышенный
- групповая работа по формированию конструктивных способов совладающего поведения;
- проведение занятий с родителями по формированию способов бесконфликтного общения в семье;
- участие в ценностно-ориентированных играх;
- групповые занятия в форме квеста с элементами арт-терапии;
- включение в спортивные игры, состязания, связанные с факторами риска, организация туристических походов (с привлечением родителей);
- разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в
образовательном процессе индивидуальных психологических особенностей подростка;
СУБШКАЛА «Тревожность» (Т)
Уровень
Рекомендации специалисту
Повышенный
- групповая работа по формированию и развитию адекватной самооценки (тренинги общения и личностного роста);
Пониженный
- участие в работе творческой студии по созданию видеороликов социальной направленности;
- групповые занятия на развитие жизнестойкости;
- участие в волонтерских проектах;
- участие в работе киноклуба;
- участие в конкурсе социальных проектов;
- разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в образовательном процессе индивидуальных психологических особенностей подростка;
- разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в образовательном процессе индивидуальных психологических особенностей подростка;
СУБШКАЛА «Фрустрация» (Ф)
Уровень
Рекомендации специалисту
Повышенный
- диагностика ДРО с последующей коррекционной работой с родителями и ребенком;
- индивидуальная работа с родителями по коррекции стиля семейного воспитания;
- групповые занятия на развитие жизнестойкости;
- проведение занятий с родителями по формированию способов бесконфликтного общения в семье;
- групповая работа по формированию конструктивных способов совладающего поведения;
- участие в работе творческой студии по созданию видеороликов социальной направленности;
- разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в образовательном процессе индивидуальных психологических особенностей подростка;
СУБШКАЛА «Наркопотребление в социальном окружении» (НСО)
Уровень
Рекомендации специалисту
Повышенный
- беседа с родителями с целью получения дополнительной информации о социальном окружении обучающегося для дальнейшей разработки индивидуальной коррекционной программы;
Средний (норма)
- привлечение врача-нарколога для участия в родительском собрании;
- групповые занятия на развитие жизнестойкости;
- участие в тренинге «Эффективные способы отказа»;
- разработка рекомендаций для педагогов с целью выявления референтной группы несовершеннолетних, имеющих некритичное отношение к наркопотреблению;
- беседа с родителями с целью получения дополнительной информации о социальном окружении обучающегося для дальнейшей разработки индивидуальной коррекционной программы;
- привлечение врача-нарколога для участия в родительском собрании;
- групповые занятия на развитие жизнестойкости;
- участие в тренинге «Эффективные способы отказа»;
- разработка рекомендаций для педагогов с целью выявления референтной группы несовершеннолетних, имеющих некритичное отношение к наркопотреблению;
Пониженный
- привлечение врача-нарколога для участия в родительском собрании;
- групповые занятия на развитие жизнестойкости;
- участие в тренинге «Эффективные способы отказа»;
- разработка рекомендаций для педагогов с целью выявления референтной группы несовершеннолетних, имеющих некритичное отношение к наркопотреблению;
ШКАЛА ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ (обстоятельства, снижающие шансы индивида стать потребителем психоактивных веществ)
СУБШКАЛА «Принятие родителями» (ПР)
Уровень
Рекомендации специалисту
Средний (норма)
- лекция для родителей «Безусловное принятие ребенка» с использованием книги Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
Пониженный
- организация совместной деятельности родителей и детей: туристические походы, посещение театров, кино;
- лекции для родителей на темы:
- участие в работе киноклуба;
«Безусловное принятие ребенка» по материалам книги Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»;
- разработка рекомендаций для педагогов по работе с детьми, лишенными эмоциональной поддержки со стороны родителей;
«Кризис подросткового возраста» и другие.
- организация совместной деятельности родителей и детей: туристические походы, посещение театров и прочее;
- участие в работе киноклуба;
- разработка рекомендаций для педагогов по работе с детьми, лишенными эмоциональной поддержки со стороны родителей;
СУБШКАЛА «Принятие одноклассниками» (ПО)
Уровень
Рекомендации специалисту
Средний (норма)
- участие в тренинге бесконфликтного общения;
Пониженный
- групповые занятия по развитию жизнестойкости;
- индивидуальная коррекционная работа, направленная на поиск внутренних ресурсов подростка;
- участие в волонтерских проектах;
- участие в тренинге командообразования;
- разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в образовательном процессе индивидуальных психологических
- групповые занятия по развитию жизнестойкости;
- участие в волонтерских проектах;
особенностей подростка;
- участие в ценностно-ориентированных играх;
- разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в образовательном процессе индивидуальных психологических особенностей подростка и его социального статуса;
СУБШКАЛА «Социальная активность» (СА)
Уровень
Рекомендации специалисту
Средний (норма)
- участие в волонтерских проектах;
Пониженный
- участие в работе творческой студии по созданию видеороликов социальной направленности;
- групповые занятия на развитие жизнестойкости;
- участие в тренинге общения;
-индивидуальная коррекционная работа по формированию активной жизненной позиции;
- участие в волонтерских проектах;
- участие в работе творческой студии по созданию видеороликов социальной направленности;
СУБШКАЛА «Самоконтроль поведения» (СП)
Уровень
Рекомендации специалисту
Пониженный
- групповые занятия по формированию ценностных ориентиров с использованием психологических игр и упражнений;
- групповые занятия на развитие жизнестойкости, повышения самооценки;
- индивидуальная коррекционная работа, направленная на поиск внутренних ресурсов подростка;
- разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в образовательном процессе индивидуальных психологических особенностей подростка;
СУБШКАЛА «Самоэффективность» (С)
Уровень
Рекомендации специалисту
Средний (норма)
- групповые занятия на развитие жизнестойкости, коррекции самооценки;
Пониженный
- групповые занятия на развитие жизнестойкости;
- тренинг уверенности в себе;
- тренинг коммуникативных навыков;
- групповые занятия на тему «Как стать здоровым и счастливым»;
- индивидуальная коррекционная работа по поиску внутренних ресурсов подростка;
- лекции для родителей на темы:
СУБШКАЛА «Самоэффективность» (С)
Уровень
Рекомендации специалисту
Средний (норма)
- групповые занятия на развитие жизнестойкости, коррекции самооценки;
Пониженный
- групповые занятия на развитие жизнестойкости;
- тренинг уверенности в себе;
- тренинг коммуникативных навыков;
- групповые занятия на тему «Как стать здоровым и счастливым»;
- индивидуальная коррекционная работа по поиску внутренних ресурсов подростка;
- лекции для родителей на темы:
- «Безусловное принятие ребенка» по материалам книги Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»;
- «Кризис подросткового возраста» и другие.
- разработка рекомендаций педагогам школы с целью учета в образовательном процессе индивидуальных психологических особенностей подростка;
ПРОГРАММА групповых профилактических занятий по результатам проведения социально-психологического тестирования на 2024-2025 учебный год
- обмен информацией, необходимой для совместных действий людей;
- объединение людей;
- передача эмоций, переживаний;
- инструмент передачи опыта от поколения к поколению.
Функции общения:
- искренний интерес к партнеру;
- умение внимательно слушать партнера, при необходимости задавать уточняющие вопросы;
- восприятие не только того, что партнер говорит, но и того, что он при этом чувствует, умение понимать значение не только слов, но и жестов, выражений лица и т. п.;
- учет ситуации, в которой происходит общение;
- разборчивая и грамотная речь.
Факторы, определяющие успешность общения:
- Быть доброжелательным.
- Стараться говорить просто, ясно, логично и последовательно.
- Уважать собеседника; проявляя к нему интерес, слушая его с желанием и не перебивая. - Смотреть в глаза собеседнику, сопереживая ему.
- Быть честным, искренним и привлекательным.
- Не спорить мысленно, а стараться понять и принять мнение собеседника.
- Не игнорировать и не отрицать чувства и мысли говорящего.
- Быть ответственным: не отвлекаться, давать понять собеседнику, что вы внимательны, уточнять и задавать вопросы.
- Следить за своей речью, тоном и жестами. Проявлять чувство юмора.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ: