СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-значимый проект "Дружба народов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на развитие толерантного отношения к людям. Проект дал положительные результаты.

Просмотр содержимого документа
«Социально-значимый проект "Дружба народов"»

Республика Дагестан

Хасавюртовский район

МКОУ «ст.Карланюртовская СОШ»







Введение

Сегодня, когда так много наций в мире,
И мы плечом стоим сейчас друг к другу,
Нельзя играться жизнями, как в тире,
Не замечая в чьём – то сердце вьюгу.
Мы разные, конечно, все снаружи,
Но в наших жилах кровь одна течет,
И в самые холодные вновь стужи,
Цвет кожи будет уж не в счет.
У нас, у всех одни и те же чувства,
И сердце одинаково стучит,
В душе должно быть все-таки не пусто,
Когда о помощи народ другой кричит.
Да, разные у нас традиции и вера,
Но это ведь на главное для нас.
Должна создаться в мире счастья сфера.
Чтоб на лице улыбка родилась.
Я призываю всех людей планеты,
Объединиться, стать одной семьёй.
И в жизни главные для каждого ответы,
Найдём, покончив с нравственной войной!

Е.Капель

По Конституции у нас в Дагестане восемь главных народностей: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, таты, табасаранцы, ногайцы. Выпускают у нас пять литературных альманахов на пяти языках. Они называются "Дуствал", "Дослукъ", "Гьалмагъдеш", "Гьудуллъи", "Дусшиву". Впрочем, у всех у них одно общее название "Дружба". На девяти языках издаются в Дагестане книги. Но на скольких языках поют песни? У каждого ковра свой узор. На каждой сабле своя надпись. Но как получилось на одной руке столько пальцев? Как возникло в одном Дагестане столько языков? 
Пусть ученые объясняют это по-своему. А старейшины рассказывали так:
«Ехал по земле посланник аллаха на муле и раздавал из огромного хурджуна всем народам их языки. Китайцам дал китайский язык. Побывал у арабов и дал им арабский язык. Грекам дал греческий, русским — русский, французам — французский. Разные были языки: один певучий, другой твердый, третий красочный, четвертый нежный. Народы радовались такому дару и тотчас начинали говорить, каждый на своем языке. Благодаря своим языкам люди лучше узнавали друг друга, а народ лучше узнавал другой, соседний народ.
Вот доехал на своем муле этот человек до нашего Дагестана. Только что он вручил язык грузинам, на котором потом напишет Шота Руставели свою поэму, только что облагодетельствовал осетин их осетинским языком, на котором будет писать Коста Хетагуров. Дошла очередь и до нас.
Но случилось так, что в горах Дагестана в тот день гуляла снежная буря. Снег крутился в ущельях и поднимался до неба, ничего не было видно — ни дорог, ни жилья. Слышно только, как во мгле свистит ветер, обрушиваются временами скалы да еще гремят четыре реки, четыре наших Койсу.
— Нет, — сказал раздаватель языков, у которого уже и усы начали леденеть, — не буду я карабкаться по этим скалам, да еще в такую погоду.
Взял он свой хурджун, в котором на дне лежали еще пригоршни две нерозданных языков, да и высыпал все языки на наши горы.
— Берите кто какой хочет, — сказал он и возвратился к Аллаху.
Высыпанные языки подхватила буря, начала носить и метать по ущельям и скалам. Но тут выскочили из своих домов все дагестанцы. Торопясь и отталкивая друг друга, побежали они навстречу благодатному золотому дождю, которого ждали тысячелетиями. Начали хватать, собирать драгоценные зерна, кому какое досталось. Каждый тогда раздобыл себе свой родной язык. Убежали горцы со своей добычей в сакли дожидаться, пока не кончится буря.
Утром встают: на земле солнышко, снега как не бывало. Глядят — гора! Теперь это уже — «гора». Ее можно назвать по имени. Глядят — море! Теперь это уже — «море». Его можно назвать по имени. Все, что ни попадается на глаза, все можно теперь называть. Радость какая! Вот — хлеб, вот — мама, вот — сакля, вот — очаг, вот — сын, вот — сосед, вот — люди.
Высыпали все люди на улицу, крикнули хором: «Гора!» Слышат — получилось у всех по-разному. Крикнули хором: «Море!» Получилось у всех по-разному. Так и пошли с тех пор аварцы, лезгины, даргинцы, кумыки, таты, лакцы... А все это с тех пор наша республика называется Дагестан.

Актуальность проекта:

Где и когда бы мы не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…».

Российская Федерация – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживает более 190 народов, которые говорят более чем на 239 языках и диалектах. Народы России живут в единстве не одно столетие и от того, как мы воспитаем наших детей, насколько мы сможем привить им уважение к своему народу и к народам его населяющим, будет зависеть сможет ли наша страна и в дальнейшем счастливо жить и развиваться. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

 Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живёт много национальностей.  Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа.

Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер. Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в школе, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте. Уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Меня заинтересовали вопросы:

Как донести особенности многонациональной страны до детей?

Как донести до детей традиции и обычаи других народов?

Можно ли расширить кругозор детей о культуре и истории других народов?

В жизни не всегда возможно показать и рассказать детям о культуре и традициях народов, проживающих в России. Родители не всегда имеют время, возможность и желание на ознакомление детей с традициями народов.

Так как же познакомить детей с национальным разнообразием нашей страны?

Как помочь детям освоить правила толерантного отношения с детьми других национальностей?

В соответствии с ФГОС   образовательный процесс должен основываться на комплексно-тематическом принципе, которому отвечает такая форма организации образовательной деятельности, как проектирование. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность  и эффективность использования проектного метода в образовательной практике. Проект ценен тем, что школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и коммуникативной деятельности. Недаром пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Поэтому и был выбран метод проектов.

 Цель проекта:

- Воспитывать толерантность и дружеское отношение к разным народам мира.

- Воспитание нравственно-патриотических чувств через углубленное изучение традиций и культуры народов Дагестана.

Задачи проекта:

-Формировать знания об особенностях национального быта разных народов. 
- Развивать связную речь школьников, обогащать их словарный запас. 
- Развивать интерес к истории, традициям, жизни людей. 
- собрать материал – исследования серии «Бабушкин сундук»

- провести беседы

- оформить познавательную выставку рисунков

- организовать физкультурный досуг «Народные игры»

- оформить картотеку литературного материала – стихи, пословицы, поговорки о России.

- знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным  творчеством, особенностями национальных костюмов народов Дагестана;

- вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;

- обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;

- воспитание нравственно – патриотических чувств;

- формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;

- взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно –

патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

- Воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ, воспитывать любовь к Родине.
- Воспитывать бережное отношение к культурам народов

- Воспитывать чувство уважения к традициям других народов. Воспитывать  толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.

Гипотеза:

Если изучать историю и культуру другого народа, то поймёшь, что все народы равны. Знакомство с культурами других народов помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре.

Объект исследования:

История и культура народов Дагестана

Предмет исследования: отношение детей к другим национальностям.

Участники проекта: учащиеся 7-х классов

Тип проекта: комбинированный (информационный, проектно-ориентированный).

Групповой

Исследовательский

Социально-значимый

Методы исследования:

1.Аналитический – анализ информации об объекте исследования в различных источниках: книгах, журналах, телевизионных фильмах, электронных ресурсах.

2. Обобщающий - обработка полученной информации.

3. Анкетирование - разработка вопросов для анкеты, связанных с предметом исследования.

4. Интервьюирование - личное общение с человеком, имеющим определенные знания о предмете исследования.

Формы работы над проектом

1. Работа с литературой и Интернет-ресурсами.

2. Исследование.

3. Выставки.

4. Игровая деятельность (викторины, командные игры и т.д.)

5. Агитационная работа (разработка памяток)

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап (сбор информации, анкетирование)

2.Основной этап (проведение агитационных мероприятий по решению проблемы)

3.Заключительный этап (повторное анкетирование, подведение итогов, создание памяток)

Сроки реализации проекта

Проект был реализован с 20.09.2017г. по 20.05.2018г.

Предполагаемые результаты:
- Дети получат качественные знания о культурах различных народов, познакомятся с национальными особенностями. 
- У детей сформируется интерес к жизни и традициям народов разных стран. 
- Словарный запас детей обогатится новыми терминами, понятиями. 
- Дети научатся уважительно относиться к другим народам. 
- Толерантные, дружелюбные, коммуникативные дошкольники, знающие культурные традиции разных народов, разных стран, умеющие адекватно взаимодействовать в условиях межэтнических отношений;

 - заинтересованность  родительской общественности к участию в работе по воспитанию толерантности у дошкольников;

-  расширение и совершенствование информационной базы пропаганды международного общения в детском саду и в других городах нашей страны;

 - обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях города.

Связь с образовательными областями.

Социально-коммуникативное развитие:

Знакомство с историей и культурой разных народов.

Развивать интерес к быту, народным промыслам народов Дагестана.  

Толерантное отношение друг к другу.

Формировать желание  участвовать в совместных играх и праздниках.

Формировать такие качества как, толерантность, коммуникабельность, дружелюбие, сочувствие

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми разных национальностей, умение контактировать и общаться, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.

Познавательное развитие:

Дать элементарные знания о жизни и истории разных народов, символике, играх и традициях; Расширять представление детей о многообразии окружающего мира.

Речевое развитие:

Продолжать совершенствовать  речь как средство общения.

Обогащение и активизация словаря через художественную литературу.

Художественно-эстетическое развитие:

Знакомить с песнями, танцами, играми и музыкой разных народов Дагестана.

Развитие творческого воображения при выполнении  творческих заданий  на занятиях, при оформлении  выставок. 

Формировать интерес к народному искусству.

Физическое развитие:

Развитие физических навыков  и  качеств,  при  разучивании игр разных страх.

1 этап - подготовительный

Цель: изучить проблему, выяснить отношение людей к данной проблеме.

Сроки выполнения: сентябрь - октябрь.

На организационно-подготовительном этапе была проведена диагностика, в ходе которой выяснилось, что дети знают 6 национальностей, проживающих на территории Дагестана. А на территории Дагестана проживает около 36 национальностей. В нашем населённом пункте проживают татары, кумыки, аварцы. Ещё меньше дети знают об обычаях, ремёслах, культуре народов, населяющих Дагестан. В связи с этим были определены основные направления работы: история, культура. В направлении «история» – был собран исторический материал на тему «Дагестан в новое время»- источник «Википедия», «История Дагестана». В направлении «Культура» - были изучены произведения устного народного творчества (Стихи, загадки, рассказы, сказки, пословицы и поговорки), прослушивание песен и произведений разных народов. 
Вывод: каждый народ имеет богатую героями историю, у каждого народа яркая и мудрая литература.

2 этап – основной

Цель: обратить внимание взрослых и детей на существование проблемы; провести агитационную работу по решению данной проблемы.

Сроки выполнения: ноябрь-апрель

Сбор информации предполагал, что ею владеет только тот, кто её собрал. Среди данных поисков были индивидуальные и групповые работы. Но группа – это тоже мало, поэтому решили провести защиту исследовательских работ. Были выбраны различные виды презентаций: это и театральные представления (обычаи), и компьютерные презентации (ремёсла народов Дагестана), и в виде спортивных состязаний (игры прошедших лет), и выставки рисунков (одежда народов Дагестана). Были проведены беседы: «Я горжусь своей страной», «Мы дружбой сильны», «Мы разные, но мы вместе». Была проведена акция «Пойми меня». Суть её состояла в том, что дети учили песни, стихи на языке своего товарища. В течении данного времени была проведена большая исследовательская работа. Дети с радостью делились плодами своего труда на классных часах в своих классах, на уроках здоровья. К исследованиям своих детей активно подключились родители, бабушки и дедушки. Последние с большим наслаждением общались со своими внуками, рассказывая им о своём детстве, о своих играх, обычаях, которые чтились в те времена (интервьюирование). Это способствовало не только изучению данного вопроса, но и укреплению родственных связей, и налаживанию отношений в семье. Дети с интересом делились друг с другом воспоминаниями своих предков.

Вывод: мероприятия данного этапа помогли сформировать у детей правильный взгляд на проблему, создать образец ответственного поведения, а это означает, что полученные знания, установки и отношение к проблеме будут осмыслены и эмоционально пережиты.

3 этап - заключительный

Цель: систематизировать собранный материал для дальнейшего использования на классных часах и для проведения бесед.

На данном этапе было проведено повторное анкетирование. Оно показало, что отношение детей к другим народам изменилось. Дети обогатили свои знания о разных странах, народах и их традициях. В результате проделанной работы по реализации проекта достигнута, поставленная в начале проекта цель, реализованы задачи. Дети усвоили что мир и дружба – самое важное на планете Земля. Люди разных национальностей любят и уважают традиции и культуру своего народа и народов разных стран. Родители, педагоги и дети усвоили, что толерантный путь – путь человека, который знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь с доброжелательным отношением к другим культурам, взглядам и традициям.

Итоговое  мероприятие  -  праздник  «Созвездие языков». Награждение активных  детей, родителей.

Наша гипотеза подтвердилась: дети поняли, что все народы достойны уважения.

Вывод: Такой проект решено организовывать  ежегодно, изучая все больше и больше народностей.

Заключение.

А плохих языков не бывает. В остальном мы как-нибудь разберемся сами. Найдем дорогу друг к другу, сделаем так, чтобы разные языки, в конечном счете, не разъединяли, а объединяли нас.

Литература

Каллагова Ф. Патриотическое и интернациональное воспитание детей. – 
М., 1978.
Орлова А. Детям о разных народах. – М., 1967.
Сухомлинский В. А. Как воспитывать настоящего человека. – Киев, 1975.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

. Асмолов  А. Г. «На пути к толерантному сознанию» М. 2000. с 7.

Риэрдон  Б. Э. «Толерантность – дорога к миру» М. 2001г.

Кутьина  Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» СПб.: Детство-Пресс, 2004

Хронология истории Дагестана А.Магомедов, Р.М.Магомедов.2015




Самоотчёт.



Данный проект предназначен для детей школьного возраста. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в нашу жизнь.

 Его реализация позволит содействовать формированию у школьников знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения. Привьёт детям навыки толерантного отношения к сверстникам другой национальности. Будет способствовать стимулированию детей к изучению национальной культуры, обычаев и традиций разных народов и стран.

Годы жизни ребенка в школе имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития школьника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного края и, наконец, мир отчизны – России. 
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к национальной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. В социальном окружении важно дать детям правильные ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. 
Важным моментом толерантного воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».
Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств. 


Учитель истории _______________Ахмедова П.Ш.


Директор

МКОУ «ст.Караланюртовская СОШ» ________________Жалалудинова С.М.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!