«Социальное общение как основной механизм адаптации учащихся с нарушениями слуха»
Природа одарила их… превосходными качествами, которые дают им право на живейшее содействие с нашей стороны.
В.И. Флери
История не баловала глухих. Наши предки их не любили. В Галлии глухонемых приносили в жертву языческому богу, в Спарте по закону Ликурга их сбрасывали в море с высокой скалы. В Древней Греции, как и в Риме, законы были жестокими... Только в V веке нашей эры в Риме для поздно оглохших были сняты некоторые из этих запретов. Но глухие от рождения по-прежнему оставались бесправными. Причина подобных отношений, очевидно, в том, что ни слепота, ни даже недостаточность умственного развития не влияют на одно из главных человеческих качеств - способность к общению.
Известный советский психолог Л.С. ВЫГОТСКИЙ сказал: «С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой - именно поэтому, что он создаёт трудности, он стимулирует повышенное усиленное движение вперёд».
Так, Людвиг Ван Бетховен пять симфоний из девяти сочинил, будучи глухим. Кто знает, смог бы талант Бетховена проявиться с такой поразительной силой, если бы вечная тишина не оставила его один на один с музыкой. Создал бы великий испанский художник Гойя столько мировых шедевров, если бы не одиночество, связанное с глухотой. Как повлияла тяжёлая тугоухость Циолковского на его разработки космических проблем? Он писал: «Глухота заставляла непрерывно страдать моё самолюбие, была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь».
Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответсвующих социальных ролей и функций. Л.С. ВЫГОТСКИЙ назвал дефект – «социальным вывихом». Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребёнка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган.
В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов.
Государственное образовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат» г.Куйбышева может помочь в этом направлении путём школьного образования, целенаправленной профориентации, повышения качества общего образования и уровня социальной адаптированности неслышащих. Большую роль в этом играет система трудового обучения в школе глухих. На фоне трудового обучения происходит формирование положительных личностных качеств учащихся, их гражданское становление, морально-психологическая подготовка подростков к самостоятельной жизни. Педагогическим коллективом проводится работа по трудовому воспитанию, обучению детей, их профессиональной ориентации. Трудовая подготовка учащихся осуществляется по профилям: (швейное, столярное, слесарное, строительное ). Развитие всей системы обучения и воспитания глухих школьников неразрывно связано с поисками наиболее рациональных путей подготовки этих детей к жизни и труду.
Профориентация ведётся в процессе изучения школьной программы, на факультативных занятиях, в кружках с помощью специальных книг, справочников, наглядных пособий, учебных фильмов. В систему профориентационной деятельности школы входит и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.
Проблемы, стоящие перед педагогами нашей школы чрезвычайно сложны, так как у неслышащих школьников часто отсутствуют мотивы общения, при наличии общения отсутствуют средства общения. Если есть средства, то их сложно реализовать, наконец, очень узок круг участников общения. Поэтому коллектив школы постоянно работает над улучшением речевой среды и условий для самовыражения неслышащих учеников в рамках речевой деятельности.
Формирование речевых навыков и умений в деятельности наиболее надежный, психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении у детей с нарушенным слухом. Потребность в словесном общении воспитывается у учащихся в повседневном учебно-воспитательном процессе на уроках и во внеурочное время. Формируется определенный словесно речевой фонд (словарный запас, конструкции предложений, структуры диалогов и связных высказываний) и создаются условия для широкой речевой практики. Здесь важно сформировать и утвердить в мыслительной деятельности учащихся особый вариант ее оформления - словесно-речевой, обеспечить перестройку мышления на специфической языковой основе. Имеется в виду не только перестройка наглядно-образного мышления на словесно-логическое, но и овладение языковой системой в целом. Решение этой задачи составляет содержание всей системы обучения языку в школе для детей с нарушенным слухом, неотъемлемой частью которой является развитие речи и на индивидуальных занятиях по развитию слуха и формированию произношения.
Изучение орфоэпических норм родного языка является важным разделом работы над произношением, которая осуществляется на уроках РРС и ФП. Степень понятности речи глухого и слабослышащего ученика зависит не только от правильного произношения всех звуков, соблюдения ударения в словах, расстановки речевых пауз, но и от соблюдения орфоэпических норм. Педагоги нашей школы работают над усовершенствованием методов и приемов, которые позволяют нашим ученикам освоить нормы произношения, что значительно облегчит общение с разными людьми.
Над проблемой социализации в школе работают специалисты различных направлений: учителя-дефектологи, медицинские работники, психолог, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели. Главной задачей при этом является формирование личностных и коллективных ценностных ориентаций, что достигается за счёт расширения пространства общения, создания отношений с постоянным кругом людей, повышения объёма получаемой информации.
Задача последующей адаптации воспитанников решается путём определённого построения учебного материала (в учебных программах усилена практическая направленность обучения, особое внимание уделяется развитию навыков устной коммуникации, как средства общения, чётко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому предмету, что является наиболее важным для осознанного восприятия учащимися единства и общности многих явлений и понятий).
Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимозависимых и взаимосвязанных блока:
Начиная каждый новый учебный год, мы прежде всего выявляем склонности, интересы, увлечения, способности детей и затем выстраиваем учебно-воспитательную работу, так как без позитивного отношения ребёнка к себе, без уверенности в своих силах невозможно полностью реализовать способности.
В школе-интернате создана своя система планирования внеурочной деятельности в разных направлениях:
здоровье (навыки здорового образа жизни, санитарно-гигиенические нормы);
социализация (освоение нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни, расширение сферы общения, развитие межличностных отношений);
труд (общественно-полезный труд, экономические знания и др.);
учение (интеллектуальное воспитание и развитие);
культура (нравственная: общечеловеческие ценности, эстетическая, правовая, культура общения, поведения, внешнего вида);
семья (нравственный опыт поведения, уважение к старшим, навыки ведения хозяйства)
Основная задача работы по данным направлениям - включение воспитанников в деятельность, обеспечивающую возможность формирования высших форм сотрудничества, при которых создаются условия для полноценной интеграции в общество слышащих и проявление творческих способностей.
Планируя любое дело, мы стараемся действовать в единстве учебной и внеучебной деятельности, влияя на ребёнка комплексно, привлекая не только, учащихся, но и классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, родителей, педагогов дополнительного образования.
Принятое в школе помесячное планирование обычно заканчивается финальным коллективным творческим делом, в подготовке и проведении которого участвуют буквально все – и дети и взрослые. Очень важным звеном внеклассной работы являются детские праздники, к которым дети готовятся с удовольствием, с гордостью приглашают на них родных и знакомых, очень ждут их приближения.
Надо отметить, что приобщение всех детей к искусству, прежде всего концертно-театральной деятельности, является важным звеном в воспитательной системе нашей школы. Участие в подготовке и проведении праздников важно для полноценного нравственного воспитания детей с нарушениями слуха, приобщения их к культуре, социальной адаптации в целом. Кроме того, концерт является основной и конечной формой творческой самореализации учащихся. В совместной деятельности у детей развивается чувство общности, что способствует формированию активной жизненной позиции.
Воспитанники школы-интерната имеют возможность общаться с представителями различных общественных организаций. Для наших детей очень важен выход за пределы школы-интерната, интеграция в среду сверстников. К числу «сильных» сторон организации воспитательного процесса в школе-интернате следует отнести эффективное использование в воспитательной практике работу объединений по интересам (кружки и секции).
Развитие сферы дополнительного образования в нашей школе очень актуально и специфично. Прежде всего, по причине патологии слуха не все дети могут посещать учреждения дополнительного образования в городе. Исходя из наших условий и возможностей, нам удалось увлечь детей изобразительной деятельностью, вязанием, работой с бисером. Привычка быть занятым должна укрепиться у детей на всю жизнь. И мы должны им в этом помочь. Вся работа по дополнительному образованию проводится во второй половине дня, в определенное время и часы, по заранее утвержденному плану и графику. Каждый руководитель составляет свою программу, учитывая склонности и возможности учащихся.
Таким образом, роль дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе огромна. Во-первых, на занятиях хореографии, жестовой песни, танцев учащиеся раскрывают свой творческий потенциал; в спортивных секциях совершенствуют свои физические возможности, укрепляют здоровье. Во-вторых, дополнительное образование оказывает большое влияние на развитие внеурочной деятельности, у детей воспитывается потребность быть постоянно занятыми.
Наиболее важные достижения воспитанников:
Наблюдается рост удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе – важнейшего показателя улучшения нравственно-психологического климата в школе-интернате.
Радует повышение уровня воспитанности учащихся; их успехи и достижения в различных видах деятельности.
Жизнь коллектива учащихся становится осознанной, интересной, значимой.
Немаловажным в нашей работе являются результаты деятельности, общественное признание. Это выступления и победы на городских, республиканских конкурсах и фестивалях, в соревнованиях. Кроме этого, наши выпускники имеют активную жизненную позицию, поступают в учебные заведения, создают семьи. Все это стимулирует дальнейшее развитие и творческую активность.
Американский ученый Роберт Мак отметил: «Для того, чтобы просто существовать нормально слышащему ребенку требуется четыре объятия в день, для глухого же – двенадцать». А это значит, каждый педагог должен быть более чутким в 3 раза, более добрым, более терпеливым и внимательным, доступным для детского понимания.
Главной задачей школы, на сегодня, чтобы из ее стен выходили социально-адаптированные личности. Поэтому вся деятельность коллектива направлена на выполнение коррекционной программы, а именно: на реализацию потенциальных возможностей детей с нарушениями слуха, воспитание у детей внутренней убежденности в том, что они нужны обществу, что они будут востребованы при условии овладения определенными знаниями, нормами поведения, умениями и навыками. Пробить брешь в стене безмолвия - задача, не доступная только глухим. Лишь при активном и доброжелательном содействии слышащих глухой в состоянии стать полноценным членом общества.
СЛЫШАЩИЕ! Будьте терпеливы при общении с глухими,
от нашего с Вами отношения к глухому, от уважения к нему
и стремления оказать посильную помощь в значительной мере
зависят устранение дефицита информации и трагедия одиночества,
никогда не забывайте это!
Литература:
Богданова Т.Г. «Сурдопсихология»: Учеб. Пособие / Т.Г.Богданова - Москва: «Академия», 2002.
Боскис Р.М. «Учителю о детях с нарушениями слуха» / Р.М. Боскис - Москва, 1988.
Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии: / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1995. - 527 с.
Гилевич И.М., Тигранова Л.И. «Если ребёнок со сниженным слухом учится в массовой школе…»: Дефектология / И.М. Гилевич, Л. И. Тигранова – Москва,1995. № 3. – 39-46 с.
Гозова А.П. «Трудовое обучение учащихся специальных школ»: Дефектология / А.П. Гозова – Москва,1983 № 5 - 7 – 12 с.
Матвеев В. Ф. «Состояние профориентационной работы в школе для глухих детей»: Дефектология / В.Ф. Матвеев - 1982. № 4 – 34-40 с.
Миронова Э.В., Шматко Н.Д. «Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа» : Дефектология / Э.В. Миронова, Н.Д. Шматко - 1995. № 4.
Рау Ф.Ф. «Проблема интеграции глухих»/ Ф.Ф.Рау - Москва, 1981.