Социальное воспитание и развитие речи дошкольников.
Одной из главных составляющих развития дошкольников является социальное воспитание. Этот возраст благоприятен для развития коммуникативных и нравственно моральных качеств ребенка в 6-7 лет. В этот период жизни возрастает общение с окружающими сверстниками, взрослыми и родителями, особенно, в процессе совместной работы или любого другого вида деятельности.
Социальное воспитание дошкольника неразрывно связано с основами развития речи и грамоты. Именно через развитие речи в студии «Дошкольник» дети включаются в различные виды социальных отношений, например, общение на улице и переменах, на занятиях по развитию речи, на утренниках и праздниках, в социальных проектах «Моя родословная», «Правила дорожные знать каждому положено» (социальные проекты - один из путей продуктивного социально-коммуникативного развития дошкольников в самостоятельной партнерской деятельности с родителями). В результате происходит постепенное осознание значимых для дошкольника ценностей, привычек поведения и развитие социальных качеств личности. Правильная и хорошо развитая речь — залог формирования полноценной личности, инструмент познания и мышления.
Речь является основой общения, и от того, насколько она развита, зависит уровень общения. Речевое общение - это важная потребность человека и условие его индивидуального развития. На занятиях по развитию речи происходит постоянное общения дошкольников, как с преподавателем, так и со сверстниками. Ребенок начинает себя чувствовать частью коллектива, социализироваться, понимать свои ошибки, добиваться успехов, познает себя и дает себе оценку посредством одноклассников. Наоборот, слабое речевое развитие приведет к снижению речевого общения с окружающими людьми, помешает ребенку понимать учебный материал, поэтому необходима систематическая непрерывная работа на занятиях, чтобы речь дошкольника была правильной, осознанной и логически завершенной.
Для повышения речевого общения в методику проведения занятий обязательно включены игровые ситуации, дидактические и творческие игры, беседы, речевые тренинги и скороговорки, кроссворды, пересказы по сюжетным картинкам.
Используя принципы социального воспитания в своей деятельности, педагог на занятиях по развитию речи при объяснении любого материала должен раскрывать творческие способности дошкольника, который является частичкой социума. Игра на основе сотрудничества и взаимопонимания формирует у ребят умение общаться, постигать нормы и правила поведения в обществе. Педагог на занятиях создает необходимые условия для развития личности ребенка, его социальной ориентации в дальнейшем процессе обучения.
Средства, формы и методы социального воспитания детей на занятиях по развитию речи должны быть тесно переплетены и взаимосвязаны, а не стоять обособлено, например, игра — это игра, а чтение — это чтение. Во время проведения занятия в игровой форме по любой из тем необходимо поддерживать постоянную беседу и общение с детьми, корректно обсуждая их ошибки и поступки, дополняя упражнениями по развитию кругозора.
В предшкольный период в возрасте шести-семи лет дети проявляют большую коммуникативность, нуждаются в новом, в объяснении неизвестного материала. В этот период детства особо необходимы советы и поддержка родителей, взрослых, друзей. Педагог для них образец поведения и общения и вне Дворца пионеров, и дома, и на улице, они копируют его речь и мимику, стиль общения на занятиях и поведение, поэтому во время занятий по развитию речи оценивайте свою речь и поведение со стороны, они должны быть правильны и безупречны.
В занятия по развитию речи включены факторы, которые определяют социальное воспитание дошкольника и составляют его социальную среду:
детское объединение — студия «Дошкольник»;
окружение ребенка — группа сверстников, в которой он занимается; педагоги, с которыми он контактирует;
семья - родители, с которыми он приходит на занятия и общается с ними на переменах;
детская литература, музыка и природные объекты — неотъемлемые компоненты методики проведения занятий по развитию речи.
Занятия по программе «Развитие речи» организованы в активной игровой форме. Данная форма проведения способствует не только развитию речи, интереса и внимания к родному слову, но и социальному воспитанию. Для ребят дошкольного возраста в соответствии с темой подобран и систематизирован наглядный и дидактический материал для игр и игровых упражнений по развитию речи, повышающий уровень речевого развития ребенка и коммуникативности, активизирующий познавательные способности, поддерживающий интерес и внимание на протяжении всех занятий. Игра способствует социальной адаптации к окружающему, помогает решать ситуации, которые будут возникать в дальнейшей жизни.
Занятия по развитию речи направлены и на социализацию ребенка, так как игровая деятельности осуществляется и основана на социальных принципах, в данном случае, партнерстве. Общение на занятиях со сверстниками создает определенную социально среду для формирования социальных навыков - сочувствие, помощь, внимательность к людям, общая воспитанность.
Социальное воспитание на первых занятиях по развитию речи в начале учебного года включает оказание помощи в социальной адаптации ребенка к групповым занятиям, так как некоторые из них никогда не посещали детские учреждения. Программа «Развитие речи» в течение года нацелена на дальнейшую социальную адаптацию дошкольника — подготовка детей к легкому образованию социальных навыков для дальнейшего обучения в школе. Групповые занятия по расписанию — это будущая классноурочная система обучения в школе, в коллективе первого класса. И чем успешнее пройдет эта адаптация, тем легче будет дальнейшая школьная жизнь будущего первоклассника.
При ответах дошкольников на занятиях по развитию речи обращайте внимание на органическую взаимосвязь двух направлений социального развития — умение работать в коллективе и самостоятельность. Ребенок вместе со всеми выполняет все, как другие, но и должен проявлять свою индивидуальность (собственное мнение, свой взгляд, самостоятельность), таким образом, он будет удачно входить в социум.
Освоение программы способствует социально-коммуникативному развитию ребенка, становлению моральных и нравственных качеств личности. В процессе социального воспитания на занятиях развиваются и учитываются социально-коммуникативные компетенции: и педагог и обучающийся должны понимать эмоциональное состояние друг друга и вести равный диалог, уметь слышать и слушать собеседника, спокойно отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других, извлекать необходимую информацию из общения, участвовать в коллективных делах различного уровня (студия, Дворец, город).
В работе учитывается и корректируется эмоциональная отзывчивость ребенка на поставленные вопросы во время бесед и самостоятельность в принятии решений. Поддерживается педагогом и готовность дошкольника к совместной работе с ребятами, его сопереживания за удачи и неудачи одногруппников. При проведении экскурсий и других мероприятий уделяется внимание поведению в иной социальной обстановке.
Направленность программы «Развитие речи» - социально-педагогическая - указывает на то, что ее частью является социальное воспитание дошкольника посредством адекватного использования речевых средств для взаимопонимания и взаимодействия между людьми.
Социальное воспитание будет иметь больший успех, если в нем участвуют родители, знающие задатки своего ребенка, его потенциал, его сильные и слабые стороны, но применяющие родительскую власть только в крайних случаях.
И надо помнить, что эффективность социального воспитания на занятиях по развитию речи зависит не от слепого послушания к требованию преподавателя, а от независимости суждений и высказываний ребенка, от обсуждения его недостойного поведения, от должного внимания к самостоятельной точке зрения дошкольника, раскрывающей его талант. Нельзя идти на поводу неосознанным желаниям и поступкам ребенка.
Таким образом, социальное воспитание и занятия по развитию речи в студии «Дошкольник» закладывают основу для гармоничного развития личности, направлены на правильную организацию познавательной и творческой деятельности дошкольников, на раскрытие их способностей и талантов.