Тема урока: Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.
(применение методики сравнительной характеристики)
Цели урока: 1. Определить причины и характер общественных движений 2. Сравнить причины социальных движений, выявить общие черты и различие 3. Определить характер отношений «государство-общество» Задачи урока: 1. Провести исследование общественных движений 2. Составить сравнительную характеристику 3. Научиться анализировать события, выделять причинно-следственные связи и делать выводы
Социальные движения начала ХVIII века
- Астраханское восстание 1705 г.
- Восстание под руководством
К.А. Булавина 1707-1708 гг.
- Башкирское восстание
- Выступления старообрядцев 1716 г.
- Выступление работников мануфактур
Характеристика восстаний по основным пункта
- Причины восстания
- Социальный состав (участники)
- Лидер
- Ход восстания (действия восставших)
- Реакция государства (мероприятия)
- Причины поражения. Итог восстания
Причины:
1. многомесячный отрыв от семьи
2. тяжёлые условия труда
3. привлечение к строительству городов, каналов
Формы протеста:
1. побеги с заводов
2. волнения на заводах
Выступления старообрядцев
- При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности.
- 2. Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным.
- В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере.
- Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов.
- Наконец, их обязали одеваться под угрозой большого штрафа в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «человек второго сорта».
Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. По-прежнему распространенным явлением были и их самосожжения.
Сравнительная характеристика
Линии сравнения
Общие черты
Причины восстания
Отличие
(выступления)
1.дополнительные налоги
Участники (социальный состав)
1.попытки ограничить казачье самоуправление
2.тяжелые условия жизни
Метод протеста(форма действия восставших)
солдаты, стрельцы, казачество, посадский люд, крестьяне- простой народ и служилое сословие
3.насильственный метод реформ
2. запрет избирать старообрядцев на общественные должности
1.призывы к восстанию
Родовая знать и мусульманское духовенство, старообрядческое духовенство
Действия государства
4. ущемление национальных, религиозных чувств
2.проповеди против реформ ПетраI
Причины поражения. Итог
1.Непослушание и борьба с официальной церковью. Самосожжение
1.подавление восстаний
1.слабая организация. Разрозненность
уступки башкирскому духовенству
2.преследование старообрядцев
3.расправы над воеводами, командирами, местными начальниками
2.антирусский характер протеста башкир (разорение русских деревень, продажа русских в рабство)
3.Просьба башкир подданства Крымского ханства
4.бегство на Дон и Волгу
2.лучшая подготовленность царских войск
1.самосожжения продолжались
4.жалобы царю
5.создание органов местного самоуправления
3.отсутствие плана действий
2.заговор знатных казаков против К.Булавина и его убийство
Итог: недоверие власти, протесты продолжаются