Министерство образования Саратовской области
ГАУ ДПО «СОИРО»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА:
СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Работу выполнила:
учитель немецкого языка
МОУ «СОШ № 72»
города Саратова
Жигунова Гульнара
САРАТОВ
СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ ИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Главная задача введения ФГОС– повышение качества российского образования и достижение новых образовательных результатов. Эти результаты четко структурированы в соответствии с основными задачами образования, которые учитывают индивидуальные, общественные и государственные потребности:
- личностный результат,
- метапредметные результаты,
- предметные результаты.
Личностный результат обучения иностранному языку предполагает формирование современной мобильной личности, которая может свободно (как дома) чувствовать себя в другой стране (другой культуре), опираясь на знания иностранного языка, сохраняя при этом свою национальную идентичность, формирование уважительного отношения к чужому мнению, истории, культуре, религии других народов, толерантности. Сюда же входят овладение навыками адаптации к изменяющемуся миру, умение ориентироваться в окружающем мире, а также развитие навыков межличностного сотрудничества.
Компетентностный подход в формулировании цели обучения привел к тому, что целью обучения языку провозглашается формирование и развитие коммуникативной компетенции на всех этапах, в том числе и в начальной школе.
Все ключевые компетентности и компетенции социальны в широком смысле этого слова, поскольку формируются, развиваются и реализуются в социуме.
Социальная компетенция - это «способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребности, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой. Умение вступать в коммуникативные отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею».
Социальная компетенция определяется как способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе речевого общения и осуществления какой-либо иной деятельности на основе имеющихся знаний, навыков, умений, развитых коммуникативных способностей и сформированных качеств личности.
Социальная компетенция состоит из социальных и языковых знаний (знаю, как действовать и что при этом говорить), социальных и речевых умений (умею действовать и при необходимости оформлять свои действия вербально), коммуникативных способностей, которые в свою очередь имеют сложную структуру и включают способности к общению и взаимодействию, качества личности, мотив (выраженное желание развивать способности, осуществлять общение и взаимодействие), психологические особенности и опыт общения и взаимодействия как на иностранном, так и на родном языке. Следует отметить, что качество и характеристики некоторых компонентов структуры могут влиять на степень развития или проявления социальной компетенции, и это следует учитывать в процессе ее развития и оценивания. Например, отрицательный опыт взаимодействия может отрицательно сказаться на проявлении способностей, снизить стремление к общению, негативно отразиться на формировании качеств личности. Опираясь на определение и структуру социальной компетенции можно выделить внешние и внутренние факторы, которые будут влиять на ее формирование, развитие и проявления. К внешним факторам следует отнести социальные условия и социальное окружение, опыт общения и взаимодействия. К внутренним факторам – психологические особенности возраста и личности, степень проявления способностей к взаимодействию и общению. Указанные факторы следует учитывать при формировании и оценивании социальной компетенции.
Результатом развития социальной компетенции, особенно в начальной школе, является устойчивое желание и способность осуществлять эффективное взаимодействие языка как средства общения.
Основной целью обучения иностранному языку
является формирование у учащегося способности, готовности и желания
участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой им коммуникативной деятельности.
Межкультурная коммуникация есть адекватное социальное взаимодействие
двух и/или более участников коммуникативного акта .
Реализация данной цели призвана способствовать развитию поликультурной и мультилингвальной языковой личности учащегося.
Развитие способности к межкультурной коммуникации, осуществляемой с помощью немецкого языка, предполагает формирование у учащегося прежде всего знаний, навыков и умений, владение которыми позволяет ему приобщиться к лингвоэтнокультурным ценностям страны изучаемого
неродного языка и практически пользоваться этим языком в
ситуациях межкультурного взаимодействия и познания. Речь идет о
развитии у школьника коммуникативной компетенции, позволяющей ему
в соответствии с его реальными и актуальными потребностями и интересами
использовать немецкий язык на базовом уровне в наиболее типичных
социально детерминированных ситуациях речевого непосредственного и
опосредованного общения.
Данный уровень владения коммуникативной компетенцией предполагает
наличие у учащегося :
— коммуникативных умений, т. е. умений понимать и порождать
высказывания на немецком языке в соответствии с конкретной сферой,
тематикой и ситуацией общения, а также с учетом национально-культурной специфики страны/стран изучаемого языка.
Данные знания, навыки и умения призваны обеспечить учащимся
способность:
— в устной и письменной форме устанавливать и поддерживать контакт с
партнером по общению, сообщать и запрашивать информацию различного
объема и характера,
— использовать различные стратегии извлечения информации из звучащего
и/или письменного текста (понимание основного содержания, понимание
полного содержания и поиск необходимой/интересующей информации) и
интерпретировать (творчески перерабатывать) полученную информацию.
В процессе обучения немецкому языку учащийся расширяет свою индивидуальную картину мира за счет приобщения к языковой картине мира носителей этого языка, к их духовному наследию, национально-специфическим способам достижения межкультурного взаимопонимания. Он учится также объяснять (на базовом уровне) их образ жизни/поведения.
Учащийся должен не только получить представления о
новой для него стране, стиле и образе жизни населяющего ее
народа/народов, но и осознать общность и различие разных национальных
культур и на этой основе рефлексировать собственные культурные ценности
при критическом и вместе с тем положительном отношении к культуре
немецкоязычного народа. Именно за счет критического осмысления чужого
образа жизни и осуществляется процесс обогащения картины мира
обучающегося. Актуальным является становление в его сознании новых
социокультурных образов на базе представлений о новой иноязычной среде
и культуре, созданных под влиянием культур родного и первого
иностранного языков и в результате накопления собственного жизненного опыта.
Поскольку способность к речевому общению на межкультурном уровне
затрагивает сферу социальных отношений между людьми, данная
способность самым естественным образом имеет выход на личностные
качества учащегося и его навыки и умения, позволяющие ему успешно
взаимодействовать с носителями изучаемого языка и с другими партнерами
по общению. В связи с этим в процессе обучения немецкому языку
актуальным является развитие у учащихся:
— толерантности к другому образу жизни, мыслей, к иной позиции партнера
по общению;
— умения и желания видеть и понимать различие и общность в родной
культуре и культурах стран первого и второго иностранных языков, различие и общность в мировосприятии носителей этих культур; — готовности и умения открыто воспринимать другой образ жизни.
Все это в целом и составляет основу межкультурной компетенции
учащегося.
Наряду со сказанным выше реализация основной цели обучения немецкому
языку — формирование способности к межкультурной коммуникации — предполагает решение задачи развития у учащихся таких личностных качеств, как самостоятельность, активность и способность к словотворчеству в осуществлении коммуникативной деятельности на немецком языке. Учащийся должен уметь принимать независимые квалифицированные решения как в процессе изучения нового языкового кода и приобщения к новой национальной культуре, так и в ходе непосредственного и опосредованного общения.
Младшие школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными умениями и навыками:
•пользоваться двуязычным словарём учебника (в том числе транскрипцией), компьютерным словарём и экранным переводом отдельных слов;
•пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
•вести словарь (словарную тетрадь);
•систематизировать слова, например по тематическому принципу;
•пользоваться языковой догадкой, например при опознавании интернационализмов;
•делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения;
•опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли.
Необходимыми условиями формирования и развития социальной компетенции являются:
- позитивный коммуникационный климат, под которым мы понимаем создание обстановки доверия, доброжелательности, принятия, положительного настроя на общение, при которых учащийся чувствует себя в безопасности, ощущает интерес к себе как к личности и оптимистичную веру в себя;
- включение учащегося во всевозможные виды деятельности, функционально связанные с изучаемым языковым и речевым материалом и формируемыми качествами и развиваемыми способностями;
- высокий уровень психолого-педагогической и методической подготовки учителя, включающий владение методами педагогической диагностики;
- разработка и применение эффективных средств и методов обучения и воспитания для развития обозначенной компетенции;
- обеспечение систематического контроля динамики развития социальной компетенции;
- обеспечение преемственности и планомерной, целенаправленной работы по развитию социальной компетенции на всех этапах школьного обучения на междисциплинарной основе.
На нравственное и социальное развитие младшего школьника, его отношение к учителю, одноклассникам, сверстникам, школе, а также на формирование и развитие социальной компетенции влияют следующие факторы:
- статус младшего школьника в классе, его положение в системе классного общения и новая социальная роль;
- самооценка, которая формируется сначала на основе оценивающих высказываний родителей, а в школе на основе оценок учителя;
- успешность в учебной деятельности, на основе которой формируется система отношений с одноклассниками;
- обладание определенными качествами, необходимыми для установления положительных отношений с одноклассниками помимо успехов в учебе. Например, общительность, дружелюбие, доброта, аккуратность, ненавязчивость. Детей плаксивых, скучных, агрессивных, назойливых сторонятся, не принимают и не любят.
Успехи в учебной деятельности, социальная активность, их эффективность в начальной школе, во многом определяются устойчивыми чертами характера, типом темперамента, типом мышления и, характерным для конкретного ребенка, способом познания мира, или когнитивного стиля, репрезентативной системы, в зависимости от которых учащийся выбирает характерные только для него стратегии учебной деятельности и поведения.
Сформировать социальную компетенцию учащегося начальной школы - значит научить ребенка максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях общения, с учетом своих личностных особенностей и особенностей партнера по общению, сформировать и укрепить желание и умение общаться, обеспечив для этого необходимый набор знаний.
Поскольку компонентами социальной компетенции являются знания, социальные навыки и умения, а также коммуникативные способности и качества личности, способствующие эффективному взаимодействию участников общения, то эти же компоненты будут составлять содержание социальной компетенции младших школьников.
С П О С О Б Н О С Т И
- способность вступать в общение
- способность поддерживать общение
- способность принимать и понимать точку зрения партнера (способность встать на позицию другого);
- способность к сопереживанию;
- способность определять состояние партнера, ситуацию и условия общения
- способность оценивать свои поступки и отвечать за них;
- способность не допускать конфликтов;
- способность идти на компромисс, на уступки;
- способность внимательно слушать собеседника (устойчивость внимания, способность воспринимать информацию на слух);
- способность четко формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения;
- способность к отстаиванию своей позиции, сохранению границы своего «Я»;
- способность контролировать свое поведение.
Условиями проявления качеств личности и способностей можно считать создание позитивного коммуникационного климата, поскольку человек, особенно ребенок, максимально раскрывается и действует, проявляя свои настоящие качества и способности, когда он чувствует себя свободно в социальном общении и взаимодействии. К сферам общения младшего школьника относятся: сфера социально-бытового общения (семья, родные, друзья, выполнение несложных обязанностей по дому); сфера делового (учебно-трудового) общения школа, музыкальная школа); сфера увлечений ( музыкальная или спортивная школа, кружки, занятия по интересам); сфера социально-культурного общения (правила поведения в театре, музее, на природе, во время путешествий); сфера исследовательского и научно-познавательного общения.
Отсюда вытекают базовые навыки социальных компетенций.
I. Базовые навыки выживания в классе:
Умение слушать, обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, предлагать помощь взрослому, задавать вопросы, заявлять о своих потребностях, сосредотачиваться на своём занятии, исправить недостатки в работе.
II. Базовые навыки установления контактов. Партнерство и дружелюбие:
Умение знакомиться, присоединиться к играющим детям, играть по правилам игры, просить об одолжении, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию, принимать комплименты, проявлять инициативу, делиться, извиняться.
III. Понимание собственных и чужих чувств:
Умение выражать чувства, распознавать чувства другого, сочувствовать, обращаться с собственным гневом, реагировать на гнев другого человека, справляться со страхами, переживать печаль.
III. Понимание собственных и чужих чувств:
Умение отстаивать свои интересы мирным путём, выражать недовольство, спрашивать разрешения, спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы, адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят, проявлять толерантность, умение принять последствия собственного выбора, реагировать на незаслуженные обвинения, реагировать в ситуации, когда виноват, умение проигрывать, обходиться с чужой собственностью, умение говорить «нет» и адекватно реагировать на отказ, справляться с ситуацией игнорирования, справляться со смущением, с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности.
Современная жизнь отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, и, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, осуществляется развитие компетентности личности младших школьников, готовность их к успешной жизни в современном обществе.
Заключение
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Необходимыми условиями формирования и развития социальной компетенции на уроке иностранного языка являются:
- позитивный коммуникационный климат, под которым мы понимаем создание обстановки доверия, доброжелательности, принятия, положительного настроя на общение, при которых учащийся чувствует себя в безопасности
- включение учащегося во всевозможные виды деятельности
- высокий уровень психолого-педагогической и методической подготовки учителя
- разработка и применение эффективных средств и методов обучения
- обеспечение систематического контроля динамики развития социальной компетенции;
Изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте не только стимулирует развитие общих речевых способностей ребёнка, но и закладывает фундамент для успешного и не скованного никакими барьерами общения на иностранном языке в будущем.
Сформировать социальную компетенцию учащегося начальной школы - значит научить ребенка максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях общения, с учетом своих личностных особенностей и особенностей партнера по общению, сформировать и укрепить желание и
умение общаться, обеспечив для этого необходимый набор знаний.
Формируя социальные умения с первого года обучения мы создадим условия для социализации детей, с учетом личностных качеств каждого и дети овладеют социальными умениями. Т.е мы научим детей правильно общаться и использовать язык.
Список использованной литературы и интернет-источников:
1. Кондаков, А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя. /А.М.Кондаков // Педагогика.- 2010.- №5.- С. 18-23
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения).
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /Под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
http://zn.egymn13.ru
http://college.ru/pedagogam
http://bank.orenipk.ru
http://13school.3dn.ru
http://www.openclass.ru
http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki