СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные компетенции как личностный результат обучения иностранным языкам в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностный результат обучения иностранному языку предполагает формирование современной мобильной личности,способной чувствовать себя свободно в другой стране, опираясь на знания иностранногоязыка

Просмотр содержимого документа
«Социальные компетенции как личностный результат обучения иностранным языкам в начальной школе»

Министерство образования Саратовской области

ГАУ ДПО «СОИРО»







ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ТЕМА:

СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Работу выполнила:
учитель немецкого языка
МОУ «СОШ № 72»
города Саратова
Жигунова Гульнара










САРАТОВ



СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ ИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Главная задача введения ФГОС– повышение качества российского образования и достижение новых образовательных результатов. Эти результаты четко структурированы в соответствии с основными задачами образования, которые учитывают индивидуальные, общественные и государственные потребности:

- личностный результат,

- метапредметные результаты,

- предметные результаты.

Личностный результат обучения иностранному языку предполагает формирование современной мобильной личности, которая может свободно (как дома) чувствовать себя в другой стране (другой культуре), опираясь на знания иностранного языка, сохраняя при этом свою национальную идентичность, формирование уважительного отношения к чужому мнению, истории, культуре, религии других народов, толерантности. Сюда же входят овладение навыками адаптации к изменяющемуся миру, умение ориентироваться в окружающем мире, а также развитие навыков межличностного сотрудничества.

Компетентностный подход в формулировании цели обучения привел к тому, что целью обучения языку провозглашается формирование и развитие коммуникативной компетенции на всех этапах, в том числе и в начальной школе.

Все ключевые компетентности и компетенции социальны в широком смысле этого слова, поскольку формируются, развиваются и реализуются в социуме.

Социальная компетенция - это «способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребности, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой. Умение вступать в коммуникативные отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею».

Социальная компетенция определяется как способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе речевого общения и осуществления какой-либо иной деятельности на основе имеющихся знаний, навыков, умений, развитых коммуникативных способностей и сформированных качеств личности.

Социальная компетенция состоит из социальных и языковых знаний (знаю, как действовать и что при этом говорить), социальных и речевых умений (умею действовать и при необходимости оформлять свои действия вербально), коммуникативных способностей, которые в свою очередь имеют сложную структуру и включают способности к общению и взаимодействию, качества личности, мотив (выраженное желание развивать способности, осуществлять общение и взаимодействие), психологические особенности и опыт общения и взаимодействия как на иностранном, так и на родном языке. Следует отметить, что качество и характеристики некоторых компонентов структуры могут влиять на степень развития или проявления социальной компетенции, и это следует учитывать в процессе ее развития и оценивания. Например, отрицательный опыт взаимодействия может отрицательно сказаться на проявлении способностей, снизить стремление к общению, негативно отразиться на формировании качеств личности. Опираясь на определение и структуру социальной компетенции можно выделить внешние и внутренние факторы, которые будут влиять на ее формирование, развитие и проявления. К внешним факторам следует отнести социальные условия и социальное окружение, опыт общения и взаимодействия. К внутренним факторам – психологические особенности возраста и личности, степень проявления способностей к взаимодействию и общению. Указанные факторы следует учитывать при формировании и оценивании социальной компетенции.

Результатом развития социальной компетенции, особенно в начальной школе, является устойчивое желание и способность осуществлять эффективное взаимодействие языка как средства общения.

Основной целью обучения иностранному языку

является формирование у учащегося способности, готовности и желания

участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой им коммуникативной деятельности.

Межкультурная коммуникация есть адекватное социальное взаимодействие

двух и/или более участников коммуникативного акта .

Реализация данной цели призвана способствовать развитию поликультурной и мультилингвальной языковой личности учащегося.

Развитие способности к межкультурной коммуникации, осуществляемой с помощью немецкого языка, предполагает формирование у учащегося прежде всего знаний, навыков и умений, владение которыми позволяет ему приобщиться к лингвоэтнокультурным ценностям страны изучаемого

неродного языка и практически пользоваться этим языком в

ситуациях межкультурного взаимодействия и познания. Речь идет о

развитии у школьника коммуникативной компетенции, позволяющей ему

в соответствии с его реальными и актуальными потребностями и интересами

использовать немецкий язык на базовом уровне в наиболее типичных

социально детерминированных ситуациях речевого непосредственного и

опосредованного общения.

Данный уровень владения коммуникативной компетенцией предполагает

наличие у учащегося :

— коммуникативных умений, т. е. умений понимать и порождать

высказывания на немецком языке в соответствии с конкретной сферой,

тематикой и ситуацией общения, а также с учетом национально-культурной специфики страны/стран изучаемого языка.

Данные знания, навыки и умения призваны обеспечить учащимся

способность:

— в устной и письменной форме устанавливать и поддерживать контакт с

партнером по общению, сообщать и запрашивать информацию различного

объема и характера,

— использовать различные стратегии извлечения информации из звучащего

и/или письменного текста (понимание основного содержания, понимание

полного содержания и поиск необходимой/интересующей информации) и

интерпретировать (творчески перерабатывать) полученную информацию.

В процессе обучения немецкому языку учащийся расширяет свою индивидуальную картину мира за счет приобщения к языковой картине мира носителей этого языка, к их духовному наследию, национально-специфическим способам достижения межкультурного взаимопонимания. Он учится также объяснять (на базовом уровне) их образ жизни/поведения.

Учащийся должен не только получить представления о

новой для него стране, стиле и образе жизни населяющего ее

народа/народов, но и осознать общность и различие разных национальных

культур и на этой основе рефлексировать собственные культурные ценности

при критическом и вместе с тем положительном отношении к культуре

немецкоязычного народа. Именно за счет критического осмысления чужого

образа жизни и осуществляется процесс обогащения картины мира

обучающегося. Актуальным является становление в его сознании новых

социокультурных образов на базе представлений о новой иноязычной среде

и культуре, созданных под влиянием культур родного и первого

иностранного языков и в результате накопления собственного жизненного опыта.

Поскольку способность к речевому общению на межкультурном уровне

затрагивает сферу социальных отношений между людьми, данная

способность самым естественным образом имеет выход на личностные

качества учащегося и его навыки и умения, позволяющие ему успешно

взаимодействовать с носителями изучаемого языка и с другими партнерами

по общению. В связи с этим в процессе обучения немецкому языку

актуальным является развитие у учащихся:

— толерантности к другому образу жизни, мыслей, к иной позиции партнера

по общению;

— умения и желания видеть и понимать различие и общность в родной

культуре и культурах стран первого и второго иностранных языков, различие и общность в мировосприятии носителей этих культур; — готовности и умения открыто воспринимать другой образ жизни.

Все это в целом и составляет основу межкультурной компетенции

учащегося.

Наряду со сказанным выше реализация основной цели обучения немецкому

языку — формирование способности к межкультурной коммуникации — предполагает решение задачи развития у учащихся таких личностных качеств, как самостоятельность, активность и способность к словотворчеству в осуществлении коммуникативной деятельности на немецком языке. Учащийся должен уметь принимать независимые квалифицированные решения как в процессе изучения нового языкового кода и приобщения к новой национальной культуре, так и в ходе непосредственного и опосредованного общения.

Младшие школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными умениями и навыками:

•пользоваться двуязычным словарём учебника (в том числе транскрипцией), компьютерным словарём и экранным переводом отдельных слов;

•пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;

•вести словарь (словарную тетрадь);

•систематизировать слова, например по тематическому принципу;

•пользоваться языковой догадкой, например при опознавании интернационализмов;

•делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения;

•опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли.


Необходимыми условиями формирования и развития социальной компетенции являются:

- позитивный коммуникационный климат, под которым мы понимаем создание обстановки доверия, доброжелательности, принятия, положительного настроя на общение, при которых учащийся чувствует себя в безопасности, ощущает интерес к себе как к личности и оптимистичную веру в себя;

- включение учащегося во всевозможные виды деятельности, функционально связанные с изучаемым языковым и речевым материалом и формируемыми качествами и развиваемыми способностями;

- высокий уровень психолого-педагогической и методической подготовки учителя, включающий владение методами педагогической диагностики;

- разработка и применение эффективных средств и методов обучения и воспитания для развития обозначенной компетенции;

- обеспечение систематического контроля динамики развития социальной компетенции;

- обеспечение преемственности и планомерной, целенаправленной работы по развитию социальной компетенции на всех этапах школьного обучения на междисциплинарной основе.

На нравственное и социальное развитие младшего школьника, его отношение к учителю, одноклассникам, сверстникам, школе, а также на формирование и развитие социальной компетенции влияют следующие факторы:

- статус младшего школьника в классе, его положение в системе классного общения и новая социальная роль;

- самооценка, которая формируется сначала на основе оценивающих высказываний родителей, а в школе на основе оценок учителя;

- успешность в учебной деятельности, на основе которой формируется система отношений с одноклассниками;

- обладание определенными качествами, необходимыми для установления положительных отношений с одноклассниками помимо успехов в учебе. Например, общительность, дружелюбие, доброта, аккуратность, ненавязчивость. Детей плаксивых, скучных, агрессивных, назойливых сторонятся, не принимают и не любят.

Успехи в учебной деятельности, социальная активность, их эффективность в начальной школе, во многом определяются устойчивыми чертами характера, типом темперамента, типом мышления и, характерным для конкретного ребенка, способом познания мира, или когнитивного стиля, репрезентативной системы, в зависимости от которых учащийся выбирает характерные только для него стратегии учебной деятельности и поведения.

Сформировать социальную компетенцию учащегося начальной школы - значит научить ребенка максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях общения, с учетом своих личностных особенностей и особенностей партнера по общению, сформировать и укрепить желание и умение общаться, обеспечив для этого необходимый набор знаний.

Поскольку компонентами социальной компетенции являются знания, социальные навыки и умения, а также коммуникативные способности и качества личности, способствующие эффективному взаимодействию участников общения, то эти же компоненты будут составлять содержание социальной компетенции младших школьников.

С П О С О Б Н О С Т И

- способность вступать в общение

- способность поддерживать общение

- способность принимать и понимать точку зрения партнера (способность встать на позицию другого);

- способность к сопереживанию;

- способность определять состояние партнера, ситуацию и условия общения

- способность оценивать свои поступки и отвечать за них;

- способность не допускать конфликтов;

- способность идти на компромисс, на уступки;

- способность внимательно слушать собеседника (устойчивость внимания, способность воспринимать информацию на слух);

- способность четко формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения;

- способность к отстаиванию своей позиции, сохранению границы своего «Я»;

- способность контролировать свое поведение.

Условиями проявления качеств личности и способностей можно считать создание позитивного коммуникационного климата, поскольку человек, особенно ребенок, максимально раскрывается и действует, проявляя свои настоящие качества и способности, когда он чувствует себя свободно в социальном общении и взаимодействии. К сферам общения младшего школьника относятся: сфера социально-бытового общения (семья, родные, друзья, выполнение несложных обязанностей по дому); сфера делового (учебно-трудового) общения школа, музыкальная школа); сфера увлечений ( музыкальная или спортивная школа, кружки, занятия по интересам); сфера социально-культурного общения (правила поведения в театре, музее, на природе, во время путешествий); сфера исследовательского и научно-познавательного общения.

Отсюда вытекают базовые навыки социальных компетенций.

I. Базовые навыки выживания в классе:

Умение слушать, обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, предлагать помощь взрослому, задавать вопросы, заявлять о своих потребностях, сосредотачиваться на своём занятии, исправить недостатки в работе.

II. Базовые навыки установления контактов. Партнерство и дружелюбие:

Умение знакомиться, присоединиться к играющим детям, играть по правилам игры, просить об одолжении, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию, принимать комплименты, проявлять инициативу, делиться, извиняться.

III. Понимание собственных и чужих чувств:

Умение выражать чувства, распознавать чувства другого, сочувствовать, обращаться с собственным гневом, реагировать на гнев другого человека, справляться со страхами, переживать печаль.

III. Понимание собственных и чужих чувств:

Умение отстаивать свои интересы мирным путём, выражать недовольство, спрашивать разрешения, спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы, адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят, проявлять толерантность, умение принять последствия собственного выбора, реагировать на незаслуженные обвинения, реагировать в ситуации, когда виноват, умение проигрывать, обходиться с чужой собственностью, умение говорить «нет» и адекватно реагировать на отказ, справляться с ситуацией игнорирования, справляться со смущением, с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности.

Современная жизнь отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, и, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, осуществляется развитие компетентности личности младших школьников, готовность их к успешной жизни в современном обществе.



Заключение

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Необходимыми условиями формирования и развития социальной компетенции на уроке иностранного языка являются: 
- позитивный коммуникационный климат, под которым мы понимаем создание обстановки доверия, доброжелательности, принятия, положительного настроя на общение, при которых учащийся чувствует себя в безопасности
 - включение учащегося во всевозможные виды деятельности
- высокий уровень психолого-педагогической и методической подготовки учителя
- разработка и применение эффективных средств и методов обучения
- обеспечение систематического контроля динамики развития социальной компетенции; 


Изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте не только стимулирует развитие общих речевых способностей ребёнка, но и закладывает фундамент для успешного и не скованного никакими барьерами общения на иностранном языке в будущем.



Сформировать социальную компетенцию учащегося начальной школы - значит научить ребенка максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях общения, с учетом своих личностных особенностей и особенностей партнера по общению, сформировать и укрепить желание и
умение общаться, обеспечив для этого необходимый набор знаний.

Формируя социальные умения с первого года обучения мы создадим условия для социализации детей, с учетом личностных качеств каждого и дети овладеют социальными умениями. Т.е мы научим детей правильно общаться и использовать язык.















Список использованной литературы и интернет-источников:


1. Кондаков, А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя. /А.М.Кондаков // Педагогика.- 2010.- №5.- С. 18-23

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /Под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. - 160 с.



http://zn.egymn13.ru


http://college.ru/pedagogam


http://bank.orenipk.ru


http://13school.3dn.ru


http://www.openclass.ru


http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki