СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные технологии в волонтерской деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии в волонтерской деятельности

Согласно проведённым исследованиям, в настоящее время волонтёрское движение приобретает всё большую актуальность, так как множество людей нуждается в помощи и поддержке. Систематическая работа волонтёрского движения, включающая в основном энергичную молодёжь, может положительно повлиять на формирование активной жизненной позиции молодых людей.

Деятельность, связанная с социальной поддержкой населения, никогда не была и не может быть лишь задачей государства. Если общество превращается в субъект социальной помощи, то защищённость всех членов общества значительно возрастает. Традиции и обычаи взаимопомощи на добровольной основе, свойственные менталитету нашей страны, составляют первооснову развития волонтёрского движения среди молодого поколения сегодня.

Волонтёрство – просоциальная в целевом, содержательном, процессуальном и технологическом компонентах деятельность. Когда человек включается в волонтёрскую деятельность, он стремится безвозмездно повлиять на преобразование общества. Молодёжь – традиционно самая социально энергичная и активная демографическая группа, у которой есть возможность стать основой волонтёрского движения крупного масштаба.

Возможность использования волонтёрской деятельности молодёжи можно рассматривать как минимум в двух аспектах:

  1. влияние молодёжного волонтёрства на конкретно – историческую ситуацию, сформировавшуюся в обществе;
  2. влияние волонтёрства на личность молодых людей, включающихся в данную деятельность.

Джордан П. и Олчман М. считают, что волонтёрство старается достичь несколько результатов. С одной стороны, оно содействует созданию стабильного и сплочённого общества, а с другой – дополняет предоставляемые государством услуги [3].

Термин «волонтёр» раскрывается в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Волонтёр – это гражданин, который осуществляет благотворительную деятельность на безвозмездной основе в интересах благополучателя [4].

В словаре Ожегова С. И. мы также можем увидеть определение понятия «волонтёрство». Оно интерпретируется как добровольное исполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социально-общественной помощи, услуг, добровольное обслуживание инвалидов, больных и престарелых, а также лиц и социальных групп населения, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях [1, 94].

Холостова Е. И. понимает под понятием «волонтёры» людей, делающих что-либо неформально, работающих бесплатно в государственных и частных организациях в сфере медицины и образования или сферы социального обеспечения; являющихся членами волонтёрских организаций.

Несмотря на всё многообразие содержания волонтёрской деятельности и разнородность её целенаправленности, можно говорить о том, что существуют общие характеристики данного явления.

В первую очередь, волонтёр не должен заниматься добровольческой деятельностью для того, чтобы получить финансовую прибыли. Волонтёрская деятельность должна быть добровольной, без стороннего принуждения.

Волонтёрство может быть как организованным, так и неорганизованным, исполняться в группе либо индивидуально, в общественных или частных объединениях.

Организованное волонтёрство обычно осуществляется в государственном, некоммерческом и частном секторах. Оно более регулярно и систематично.

Неорганизованное волонтёрство представляет собой спонтанную и эпизодическую помощь родным и близким, друзьям или соседям: например, помощь в ремонте, уход за ребёнком, исполнение мелких поручений и т.п. Данная форма волонтёрства преобладает во многих культурах

Волонтёрство осуществляется с разной степенью участия – от эпизодического участия до полной включённости в волонтёрскую деятельность.

Волонтёрство имеет разную целевую ориентированность:

  • взаимопомощь, когда люди выполняют добровольческую деятельность, чтобы помочь членам своего же общества или определённой социальной группы;
  • благотворительность, где объект помощи – это участник группы, в которую сам волонтёр не входит;
  • участие в местном самоуправлении, где член какого-либо сообщества безвозмездно включается в работу по управлению им [2, 47].

Волонтёрская деятельность сегодняшнего дня – это мощное социальное движение, которое имеет свои организации по всему миру, но давно уже переросло национальные границы и сферы применения труда волонтёров. Международный опыт показывает, что добровольчество формируется в рамках «третьего сектора», или некоммерческих объединений.

Молодёжное волонтёрское движение уже давно получило широкое распространение по всему миру, а его роль в развитии общества получила оценку на международном уровне. ООН признаёт, что добровольчество является благополучным источником активности, умений, местных работ. Во многих странах правительство пользуется ресурсом добровольчества, финансируя его проекты, в осуществлении программ государства по поддержке молодых людей, в решении проблем общества.

Наиболее активным шагом в развитии волонтёрства в новейшей истории нашей страны стали последние десятилетия. Добровольческий сектор России за это время быстро развивался и своему текущему положению во многом обязан общественной активности молодых людей, их стремления оказывать поддержку всем нуждающимся. Это, собственно, и является первоосновой добровольчества. Согласно различным данным, в России действуют более тысяч общественных объединений, которые активно развивают молодёжные волонтёрские программы.

Волонтёры осуществляют свою деятельность в региональных центрах, малых городах и сёлах. Основные направления волонтёрских организаций весьма различны:

  • социальная защита,
  • профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда ЗОЖ,
  • экология,
  • содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта,
  • благоустройство,
  • правозащитная деятельность,
  • сохранение исторического и культурного наследия,
  • содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Общественные объединения России проявляют инициативу в развитии механизма поддержки инициатив практической волонтёрской деятельности. Формируются и вводятся модели создания молодёжных волонтёрских центров, организуются и используются специальные образовательные программы для волонтёров и сотрудников, которые работают с ними. Проводятся круглые столы, на которых обсуждают взаимодействие добровольческого сектора с госструктурами, СМИ и бизнесом; семинары по обмену опытом.

Каждый год по всему миру проводятся несколько знаковых для молодёжного добровольческого движения мероприятий, в рамках которых большое количество локальных акций сливается в единое целое. В частности, это Международный день добровольцев (МДД), который отмечается 5 декабря, и Всемирный день молодёжного служения.

В результате проведения крупномасштабных и особо значимых мероприятий, а также ежедневной работы молодёжных организаций и объединений по всему миру, огромное количество молодых людей благотворно влияют на наше общество, реализуя множество программ волонтёрской деятельности. Молодёжное волонтёрство имеет значение одного из наиболее эффективного способа совершенствования социальной ситуации в социуме.

Также хочется отметить, что с недавних пор всем неравнодушным волонтёрам добровольческих акций выдаётся специальный документ - «Карта Волонтёра», которая позволяет учитывать их вклад в общество. На неё начисляются «лепты» (баллы), так называемая социальная валюта, соотнесённая к волонтёрскому часу. «Карта Волонтёра» предоставляет всем её обладателям получать бонусы и скидки от партнёров проекта, позволяет принимать участие в конференциях, семинарах, фестивалях, концертах и прочих мероприятий, которые организуются партнёрами и участниками проекта.

Таким образом, волонтёр – это доброволец, осуществляющий социально важную деятельность по собственной воле, путём личного вклада и предлагающий свою помощь на безвозмездной основе. А волонтёрская деятельность осуществляет функции нравственного воспитания, возрождения в среде молодёжи основополагающих ценностей, каких как гуманность, милосердие, гражданственность, справедливость, отзывчивость и других, не менее важных, ценностей.

 

 

Социальные технологии работы с одаренной молодежью

Социальные технологии являются неотъемлемой частью социальной работы как теоретической дисциплины, так и практической деятельности. Особую актуальность социальные технологии приобретают в современной России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, социальной сфере.

Одним из направлений деятельности социальной работы является работа с талантливой молодежью.

Выявление талантливых и одаренных молодых людей осуществляется для того, чтобы поддержать нестандартную личность специальными программами обучения, участием в региональных и международных мероприятиях, персональной стипендией и т.д.; или оказать молодому человеку психологическую помощь в случае возрастных или специфических для одаренных проблем.

В итоге одарённые молодые люди сумеют максимально полно реализовать свой потенциал и принести значительную пользу своей стране и государству.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита [2].

Под талантливой молодёжью подразумеваются лица в возрасте 16-35 лет, являющихся получателями различных грантов, именных стипендий, победителей олимпиад, соревнований, лауреаты конкурсов и т.д. [4].

Особенности и потребности разных групп талантливой молодежи сильно различаются, они нуждаются в разных программах поддержки, система мероприятий тесно связано с основной деятельностью талантливых и инициативных молодых людей [1].

Среди талантливой молодежи выделяют:

Молодежь, обладающая академической одаренностью;

Молодежь, обладающая математической одаренностью;

Молодежь, обладающая творческой одаренностью;

Молодежь, обладающая художественно-эстетической одаренностью;

Молодежь, обладающая коммуникативной одаренностью;

Молодежь, обладающая лидерской одаренностью;

Молодежь, обладающая практической одаренностью;

Молодежь, обладающая психомоторной одаренностью;

Молодежь, обладающая духовно-ценностной одаренностью;

Недостаточно обнаружить талант, нужно его развить. Обобщённо можно выделить два подхода к поддержке и развитию талантливой молодёжи:

Широкая работа с массами, в результате которой проявляются наиболее одарённые как за счёт конкуренции, так и за счёт взаимообогащения.

Немассовая, «точечная» концентрация ресурсов на работе с «подающими надежды» [3].

На самом деле нельзя строго отделить один подход от другого: с одной стороны, без наличия сколь-нибудь массовой системы работы с молодёжью не проявятся и талантливые; с другой стороны, у любого общества всегда ограничены ресурсы и следует использовать их наиболее эффективно, т.е. концентрировать в первую очередь на тех, от кого можно ожидать наибольшей отдачи.

Поиск и поддержка талантливой молодежи является одним из приоритетных направления государственной молодежной политики. Это направление реализуется как на федеральном и региональном, так и на муниципальном уровне. Для реализации этого направления существует утвержденная на государственном уровне система поддержки талантливой молодежи, включающая в себя создание специализированных учреждения для деятельности творческой молодежи, проведение летних лагерей и школ, повышение общественного статуса лауреатов и призеров различных конкурсов, привлечение талантливой молодежи к созданию и реализации инновационных проектов и т.д.

Однако, следует отметить, что несмотря на все проводимые мероприятия и применяемые технологии большинство талантливой молодежи занимается именно творческой деятельностью. Следовательно, из этого можно сделать вывод, что технологии работы с талантливой молодежью других направлений (наука, коммуникация, математика, лидерство и др.) являются недостаточно развитыми.

Именно поэтому к уже существующим технологиям работы с талантливой молодежью следует добавить новые направления:

Создание системы сопровождения талантливой молодежи, предполагающей сопровождение и оказание помощи одаренным молодым людям до их поступления в ВУЗ и после его окончания.

Внедрение в образовательную систему (среднее, высшее, дополнительно образование и т.д.) технологии тьюторства, предполагающей индивидуальную работу педагога-наставника по индивидуальной программе с каждым талантливым молодым человеком.

Проведение специалистами по работе с молодежью ориентационной работы с молодыми людьми с целью выявления направления их одаренности.

Рациональное распределение графика работы кружков, секций и других форм дополнительного образования, способствующее появлению возможностей у каждого молодого человека опробовать свои умения в различных видах деятельности и выбрать наиболее близкое и успешное для себя.

Создание кружков по интересам на базах школ района, с целью предоставления для молодежи возможностей заниматься любимым делом еще в ученические годы.

Сотрудничество общеобразовательных учреждений (школ) с высшими учебными заведениями (ВУЗами), предполагающее распределение абитуриентов и предоставление им льгот на получение той специальности, которая является для них интересной, и в которой они будут успешны.

В заключение можно сказать о том, что существует множество форм социальных технологий работы с талантливой молодежью, которые можно заимствовать как в других городах, регионах, так и в других странах. Некоторым из таких технологий можно найти применение в муниципальных образованиях, скорректировав их для конкретных учреждений. Развитие новых форм социальных технологий и методов работы с талантливой молодежью приведет к повышению качественного уровня деятельности одаренной молодежи и количественного состава молодых талантов в стране.

 

В рамках социальной работы с одаренными детьми используются следующие технологии.

1. Координационные технологии. Осуществляется организация работы по созданию и руководства деятельностью экспериментальных площадок по работе с одаренными детьми, организация и проведение массовых мероприятий, олимпиад и научно-практических конференций. Обеспечивается совершенствование нормативно-правовой базы, отслеживание соблюдения действующего законодательства. Предоставляется информация по правовой базе работы с одаренными детьми. Обеспечивается координация деятельности по реализации целевых программ по работе с одаренными детьми и молодежью.

2. Информационные технологии. Обеспечивается формирование информационных баз данных о талантливых и одаренных детей школьного возраста, банков методических материалов по работе с одаренными детьми. Введенная консультационная поддержка, предусматривающая информирование родителей и педагогов по вопросам, связанным с выявлением, развитием и поддержкой одаренных детей. Обеспечивается подготовка специалистов по направлению работы с семьей одаренного ребенка. Привлекается внимание общественности, средств массовой информации: публикации в периодике, обозначения проблем одаренных детей на открытых конференциях, семинарах, использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методики, особенности психологии и т.д .; выход создания сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью.

3. Диагностические технологии. Создаются научно-исследовательские школы по различным учебным дисциплинам, интеллектуальные клубы для младшего, среднего и старшего школьного возраста, вводятся другие формы внешкольного организации образовательной деятельности, проводятся олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции. Организуются профильные лагеря, профильные (творческие) изменения, учебно-тренировочные сборы, научно исследовательские экспедиции в летних лагерях.

5. Развивающие технологии. Создание учебной среды. Школы для одаренных детей. Осуществляется создание, развитие и поддержка образовательных учреждений, обеспечивающих целенаправленную работу с одаренными детьми: создаются очно-заочные школы, организуются лицейские классы (направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, усвоение универсальных способов получения знаний, овладение способами научного исследования, осознание учеником своей индивидуальности, понимание им общечеловеческих культурных ценностей); обеспечивается поддержка научных обществ учащихся (данная деятельность связана не просто с удовлетворением потребностей учащихся в дополнительном образовании, а с возможностью комплексно охватить каждого ученика в соответствии с его талантов и желаний, чтобы адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор ) обеспечивается привлечение высших учебных заведений в систематическую работу с одаренными детьми (мероприятия по профессиональной ориентации учащихся).

Психологическое сопровождение одаренных детей предусматривает: раннее выявление одаренных детей; обеспечения психического и психологического здоровья одаренных детей, обучающихся по специальным программам; создание системы психологического сопровождения педагогического и учебного процессов; внедрение системы отслеживания развития детских способностей, закономерностей их динамики, построения набора возможных индивидуальных траекторий развития; предоставление своевременной психологической поддержки родителям одаренных детей.

Компоненты психологического сопровождения:

- Психологический мониторинг;

- Психологические тренинги;

- Родительский клуб;

- Индивидуальные консультации для родителей;

- Коррекционная работа;

- Групповые консультации для учащихся;

- Психологические практикумы

- Система развития детской одаренности;

- Система семинаров и практикумов для преподавателей;

- Средовые технологии.

В общем, направления социальной работы с одаренными детьми должны учитывать основные особенности одаренных детей в целом и потребности конкретного ребенка. Необходимо создавать индивидуальные условия не только для образовательной деятельности таких детей, но и для общекультурного развития, а также для активного включения в социум, осознание и принятие собственного "Я". Нельзя оставлять без внимания работу с окружением ребенка, так как это играет важную роль для его гармоничного развития.

Также необходимо осуществлять координацию работы с одаренными детьми других специалистов, представителей различных учреждений и организаций, обеспечивать разработку методических материалов для педагогов и родителей, активное распространение информации в обществе. Все это необходимо для выявления, развития, поддержки и включения в социум детей, проявляющих одаренность.

В современных условиях требует решения проблема личностной социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социально-экономических условиях, и в связи с этим на государственном уровне должны обеспечиваться содействие выявлению и развитию природных задатков детей и молодежи на всех уровнях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка

Просмотр содержимого документа
«Социальные технологии в волонтерской деятельности»

Технологии в волонтерской деятельности

Согласно проведённым исследованиям, в настоящее время волонтёрское движение приобретает всё большую актуальность, так как множество людей нуждается в помощи и поддержке. Систематическая работа волонтёрского движения, включающая в основном энергичную молодёжь, может положительно повлиять на формирование активной жизненной позиции молодых людей.

Деятельность, связанная с социальной поддержкой населения, никогда не была и не может быть лишь задачей государства. Если общество превращается в субъект социальной помощи, то защищённость всех членов общества значительно возрастает. Традиции и обычаи взаимопомощи на добровольной основе, свойственные менталитету нашей страны, составляют первооснову развития волонтёрского движения среди молодого поколения сегодня.

Волонтёрство – просоциальная в целевом, содержательном, процессуальном и технологическом компонентах деятельность. Когда человек включается в волонтёрскую деятельность, он стремится безвозмездно повлиять на преобразование общества. Молодёжь – традиционно самая социально энергичная и активная демографическая группа, у которой есть возможность стать основой волонтёрского движения крупного масштаба.

Возможность использования волонтёрской деятельности молодёжи можно рассматривать как минимум в двух аспектах:

  1. влияние молодёжного волонтёрства на конкретно – историческую ситуацию, сформировавшуюся в обществе;

  2. влияние волонтёрства на личность молодых людей, включающихся в данную деятельность.

Джордан П. и Олчман М. считают, что волонтёрство старается достичь несколько результатов. С одной стороны, оно содействует созданию стабильного и сплочённого общества, а с другой – дополняет предоставляемые государством услуги [3].

Термин «волонтёр» раскрывается в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Волонтёр – это гражданин, который осуществляет благотворительную деятельность на безвозмездной основе в интересах благополучателя [4].

В словаре Ожегова С. И. мы также можем увидеть определение понятия «волонтёрство». Оно интерпретируется как добровольное исполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социально-общественной помощи, услуг, добровольное обслуживание инвалидов, больных и престарелых, а также лиц и социальных групп населения, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях [1, 94].

Холостова Е. И. понимает под понятием «волонтёры» людей, делающих что-либо неформально, работающих бесплатно в государственных и частных организациях в сфере медицины и образования или сферы социального обеспечения; являющихся членами волонтёрских организаций.

Несмотря на всё многообразие содержания волонтёрской деятельности и разнородность её целенаправленности, можно говорить о том, что существуют общие характеристики данного явления.

В первую очередь, волонтёр не должен заниматься добровольческой деятельностью для того, чтобы получить финансовую прибыли. Волонтёрская деятельность должна быть добровольной, без стороннего принуждения.

Волонтёрство может быть как организованным, так и неорганизованным, исполняться в группе либо индивидуально, в общественных или частных объединениях.

Организованное волонтёрство обычно осуществляется в государственном, некоммерческом и частном секторах. Оно более регулярно и систематично.

Неорганизованное волонтёрство представляет собой спонтанную и эпизодическую помощь родным и близким, друзьям или соседям: например, помощь в ремонте, уход за ребёнком, исполнение мелких поручений и т.п. Данная форма волонтёрства преобладает во многих культурах

Волонтёрство осуществляется с разной степенью участия – от эпизодического участия до полной включённости в волонтёрскую деятельность.

Волонтёрство имеет разную целевую ориентированность:

  • взаимопомощь, когда люди выполняют добровольческую деятельность, чтобы помочь членам своего же общества или определённой социальной группы;

  • благотворительность, где объект помощи – это участник группы, в которую сам волонтёр не входит;

  • участие в местном самоуправлении, где член какого-либо сообщества безвозмездно включается в работу по управлению им [2, 47].

Волонтёрская деятельность сегодняшнего дня – это мощное социальное движение, которое имеет свои организации по всему миру, но давно уже переросло национальные границы и сферы применения труда волонтёров. Международный опыт показывает, что добровольчество формируется в рамках «третьего сектора», или некоммерческих объединений.

Молодёжное волонтёрское движение уже давно получило широкое распространение по всему миру, а его роль в развитии общества получила оценку на международном уровне. ООН признаёт, что добровольчество является благополучным источником активности, умений, местных работ. Во многих странах правительство пользуется ресурсом добровольчества, финансируя его проекты, в осуществлении программ государства по поддержке молодых людей, в решении проблем общества.

Наиболее активным шагом в развитии волонтёрства в новейшей истории нашей страны стали последние десятилетия. Добровольческий сектор России за это время быстро развивался и своему текущему положению во многом обязан общественной активности молодых людей, их стремления оказывать поддержку всем нуждающимся. Это, собственно, и является первоосновой добровольчества. Согласно различным данным, в России действуют более тысяч общественных объединений, которые активно развивают молодёжные волонтёрские программы.

Волонтёры осуществляют свою деятельность в региональных центрах, малых городах и сёлах. Основные направления волонтёрских организаций весьма различны:

  • социальная защита,

  • профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда ЗОЖ,

  • экология,

  • содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта,

  • благоустройство,

  • правозащитная деятельность,

  • сохранение исторического и культурного наследия,

  • содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Общественные объединения России проявляют инициативу в развитии механизма поддержки инициатив практической волонтёрской деятельности. Формируются и вводятся модели создания молодёжных волонтёрских центров, организуются и используются специальные образовательные программы для волонтёров и сотрудников, которые работают с ними. Проводятся круглые столы, на которых обсуждают взаимодействие добровольческого сектора с госструктурами, СМИ и бизнесом; семинары по обмену опытом.

Каждый год по всему миру проводятся несколько знаковых для молодёжного добровольческого движения мероприятий, в рамках которых большое количество локальных акций сливается в единое целое. В частности, это Международный день добровольцев (МДД), который отмечается 5 декабря, и Всемирный день молодёжного служения.

В результате проведения крупномасштабных и особо значимых мероприятий, а также ежедневной работы молодёжных организаций и объединений по всему миру, огромное количество молодых людей благотворно влияют на наше общество, реализуя множество программ волонтёрской деятельности. Молодёжное волонтёрство имеет значение одного из наиболее эффективного способа совершенствования социальной ситуации в социуме.

Также хочется отметить, что с недавних пор всем неравнодушным волонтёрам добровольческих акций выдаётся специальный документ - «Карта Волонтёра», которая позволяет учитывать их вклад в общество. На неё начисляются «лепты» (баллы), так называемая социальная валюта, соотнесённая к волонтёрскому часу. «Карта Волонтёра» предоставляет всем её обладателям получать бонусы и скидки от партнёров проекта, позволяет принимать участие в конференциях, семинарах, фестивалях, концертах и прочих мероприятий, которые организуются партнёрами и участниками проекта.

Таким образом, волонтёр – это доброволец, осуществляющий социально важную деятельность по собственной воле, путём личного вклада и предлагающий свою помощь на безвозмездной основе. А волонтёрская деятельность осуществляет функции нравственного воспитания, возрождения в среде молодёжи основополагающих ценностей, каких как гуманность, милосердие, гражданственность, справедливость, отзывчивость и других, не менее важных, ценностей.


Социальные технологии работы с одаренной молодежью

Социальные технологии являются неотъемлемой частью социальной работы как теоретической дисциплины, так и практической деятельности. Особую актуальность социальные технологии приобретают в современной России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, социальной сфере.

Одним из направлений деятельности социальной работы является работа с талантливой молодежью.

Выявление талантливых и одаренных молодых людей осуществляется для того, чтобы поддержать нестандартную личность специальными программами обучения, участием в региональных и международных мероприятиях, персональной стипендией и т.д.; или оказать молодому человеку психологическую помощь в случае возрастных или специфических для одаренных проблем.

В итоге одарённые молодые люди сумеют максимально полно реализовать свой потенциал и принести значительную пользу своей стране и государству.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита [2].

Под талантливой молодёжью подразумеваются лица в возрасте 16-35 лет, являющихся получателями различных грантов, именных стипендий, победителей олимпиад, соревнований, лауреаты конкурсов и т.д. [4].

Особенности и потребности разных групп талантливой молодежи сильно различаются, они нуждаются в разных программах поддержки, система мероприятий тесно связано с основной деятельностью талантливых и инициативных молодых людей [1].

Среди талантливой молодежи выделяют:

Молодежь, обладающая академической одаренностью;

Молодежь, обладающая математической одаренностью;

Молодежь, обладающая творческой одаренностью;

Молодежь, обладающая художественно-эстетической одаренностью;

Молодежь, обладающая коммуникативной одаренностью;

Молодежь, обладающая лидерской одаренностью;

Молодежь, обладающая практической одаренностью;

Молодежь, обладающая психомоторной одаренностью;

Молодежь, обладающая духовно-ценностной одаренностью;

Недостаточно обнаружить талант, нужно его развить. Обобщённо можно выделить два подхода к поддержке и развитию талантливой молодёжи:

Широкая работа с массами, в результате которой проявляются наиболее одарённые как за счёт конкуренции, так и за счёт взаимообогащения.

Немассовая, «точечная» концентрация ресурсов на работе с «подающими надежды» [3].

На самом деле нельзя строго отделить один подход от другого: с одной стороны, без наличия сколь-нибудь массовой системы работы с молодёжью не проявятся и талантливые; с другой стороны, у любого общества всегда ограничены ресурсы и следует использовать их наиболее эффективно, т.е. концентрировать в первую очередь на тех, от кого можно ожидать наибольшей отдачи.

Поиск и поддержка талантливой молодежи является одним из приоритетных направления государственной молодежной политики. Это направление реализуется как на федеральном и региональном, так и на муниципальном уровне. Для реализации этого направления существует утвержденная на государственном уровне система поддержки талантливой молодежи, включающая в себя создание специализированных учреждения для деятельности творческой молодежи, проведение летних лагерей и школ, повышение общественного статуса лауреатов и призеров различных конкурсов, привлечение талантливой молодежи к созданию и реализации инновационных проектов и т.д.

Однако, следует отметить, что несмотря на все проводимые мероприятия и применяемые технологии большинство талантливой молодежи занимается именно творческой деятельностью. Следовательно, из этого можно сделать вывод, что технологии работы с талантливой молодежью других направлений (наука, коммуникация, математика, лидерство и др.) являются недостаточно развитыми.

Именно поэтому к уже существующим технологиям работы с талантливой молодежью следует добавить новые направления:

Создание системы сопровождения талантливой молодежи, предполагающей сопровождение и оказание помощи одаренным молодым людям до их поступления в ВУЗ и после его окончания.

Внедрение в образовательную систему (среднее, высшее, дополнительно образование и т.д.) технологии тьюторства, предполагающей индивидуальную работу педагога-наставника по индивидуальной программе с каждым талантливым молодым человеком.

Проведение специалистами по работе с молодежью ориентационной работы с молодыми людьми с целью выявления направления их одаренности.

Рациональное распределение графика работы кружков, секций и других форм дополнительного образования, способствующее появлению возможностей у каждого молодого человека опробовать свои умения в различных видах деятельности и выбрать наиболее близкое и успешное для себя.

Создание кружков по интересам на базах школ района, с целью предоставления для молодежи возможностей заниматься любимым делом еще в ученические годы.

Сотрудничество общеобразовательных учреждений (школ) с высшими учебными заведениями (ВУЗами), предполагающее распределение абитуриентов и предоставление им льгот на получение той специальности, которая является для них интересной, и в которой они будут успешны.

В заключение можно сказать о том, что существует множество форм социальных технологий работы с талантливой молодежью, которые можно заимствовать как в других городах, регионах, так и в других странах. Некоторым из таких технологий можно найти применение в муниципальных образованиях, скорректировав их для конкретных учреждений. Развитие новых форм социальных технологий и методов работы с талантливой молодежью приведет к повышению качественного уровня деятельности одаренной молодежи и количественного состава молодых талантов в стране.


В рамках социальной работы с одаренными детьми используются следующие технологии.

1. Координационные технологии. Осуществляется организация работы по созданию и руководства деятельностью экспериментальных площадок по работе с одаренными детьми, организация и проведение массовых мероприятий, олимпиад и научно-практических конференций. Обеспечивается совершенствование нормативно-правовой базы, отслеживание соблюдения действующего законодательства. Предоставляется информация по правовой базе работы с одаренными детьми. Обеспечивается координация деятельности по реализации целевых программ по работе с одаренными детьми и молодежью.

2. Информационные технологии. Обеспечивается формирование информационных баз данных о талантливых и одаренных детей школьного возраста, банков методических материалов по работе с одаренными детьми. Введенная консультационная поддержка, предусматривающая информирование родителей и педагогов по вопросам, связанным с выявлением, развитием и поддержкой одаренных детей. Обеспечивается подготовка специалистов по направлению работы с семьей одаренного ребенка. Привлекается внимание общественности, средств массовой информации: публикации в периодике, обозначения проблем одаренных детей на открытых конференциях, семинарах, использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методики, особенности психологии и т.д .; выход создания сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью.

3. Диагностические технологии. Создаются научно-исследовательские школы по различным учебным дисциплинам, интеллектуальные клубы для младшего, среднего и старшего школьного возраста, вводятся другие формы внешкольного организации образовательной деятельности, проводятся олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции. Организуются профильные лагеря, профильные (творческие) изменения, учебно-тренировочные сборы, научно исследовательские экспедиции в летних лагерях.

5. Развивающие технологии. Создание учебной среды. Школы для одаренных детей. Осуществляется создание, развитие и поддержка образовательных учреждений, обеспечивающих целенаправленную работу с одаренными детьми: создаются очно-заочные школы, организуются лицейские классы (направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, усвоение универсальных способов получения знаний, овладение способами научного исследования, осознание учеником своей индивидуальности, понимание им общечеловеческих культурных ценностей); обеспечивается поддержка научных обществ учащихся (данная деятельность связана не просто с удовлетворением потребностей учащихся в дополнительном образовании, а с возможностью комплексно охватить каждого ученика в соответствии с его талантов и желаний, чтобы адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор ) обеспечивается привлечение высших учебных заведений в систематическую работу с одаренными детьми (мероприятия по профессиональной ориентации учащихся).

Психологическое сопровождение одаренных детей предусматривает: раннее выявление одаренных детей; обеспечения психического и психологического здоровья одаренных детей, обучающихся по специальным программам; создание системы психологического сопровождения педагогического и учебного процессов; внедрение системы отслеживания развития детских способностей, закономерностей их динамики, построения набора возможных индивидуальных траекторий развития; предоставление своевременной психологической поддержки родителям одаренных детей.

Компоненты психологического сопровождения:

- Психологический мониторинг;

- Психологические тренинги;

- Родительский клуб;

- Индивидуальные консультации для родителей;

- Коррекционная работа;

- Групповые консультации для учащихся;

- Психологические практикумы

- Система развития детской одаренности;

- Система семинаров и практикумов для преподавателей;

- Средовые технологии.

В общем, направления социальной работы с одаренными детьми должны учитывать основные особенности одаренных детей в целом и потребности конкретного ребенка. Необходимо создавать индивидуальные условия не только для образовательной деятельности таких детей, но и для общекультурного развития, а также для активного включения в социум, осознание и принятие собственного "Я". Нельзя оставлять без внимания работу с окружением ребенка, так как это играет важную роль для его гармоничного развития.

Также необходимо осуществлять координацию работы с одаренными детьми других специалистов, представителей различных учреждений и организаций, обеспечивать разработку методических материалов для педагогов и родителей, активное распространение информации в обществе. Все это необходимо для выявления, развития, поддержки и включения в социум детей, проявляющих одаренность.

В современных условиях требует решения проблема личностной социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социально-экономических условиях, и в связи с этим на государственном уровне должны обеспечиваться содействие выявлению и развитию природных задатков детей и молодежи на всех уровнях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка


Скачать

© 2024, 464 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!