КГУ «Литвинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Осакаровского района Карагандинской области» управления образования
Карагандинской области
ПРОЕКТ
По ресоциализации и профориентации воспитанников школы-интерната через образовательные игры при участии общественного объединения «Менің Атамекенім»
«МОЙ БИЛЕТ В ЖИЗНЬ»
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Мой билет в жизнь» |
Основания для разработки проекта | Профилактика социальных рисков и ресоциализации подростков с проявлениями социально-психологической дезадаптации, находящихся в трудной жизненной ситуации. |
Заказчик проекта | Администрация КГУ «Литвинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Осакаровского района Карагандинской области» управления образования Карагандинской области |
Разработчики проекта | Администрация школы-интерната, ОО «Менің Атамекенім» |
Организации - патрнеры | Общественное объединение «Менің Атамекенім», Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», предприниматели, меценаты, волонтеры. |
Категории участников проекта | Воспитанники школы-интерната возрастной группы (14-18 лет) |
Цели проекта | помочь воспитанникам освоить социальные навыки (навыки XXI века) и построить профессиональный путь с помощью образовательных игр. формирование профессиональной готовности будущих выпускников, оказание помощи в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора. |
Задачи проекта | использование интерактивного метода образовательных сюжетно-ролевых и стратегических игр живого действия, квестов, бизнес-игр для возможности актуализировать знания воспитанников и превратить их в компетенции. осознание своих желаний и возможностей; дифференцированная помощь подросткам в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья, интеллектуальных и индивидуальных особенностей интересов и с учетом социокультурной и экономической ситуации в стране. профессии; знакомство с особенностями современного рынком труда; практическая подготовка подростков к выбору сферы труда и профессии на основе предоставленной информации о профессиях, развития творческих качеств личности каждого подростка через экскурсии, творческие мастерские, workshopы; составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными. |
Срок реализации | Сентябрь 2019 г – сентябрь 2021 г. |
Этапы реализации | 1 организационный этап – Цель: подготовка условий профориентационной работы Задачи: 1. изучить нормативную базу. 2. разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации воспитанников. 3. проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4. подобрать диагностические методики по основным направлениям программы 5. составление плана по реализации проекта 2 практический этап запуск реализации проекта: Цель: реализация программы по профориентации. -проведения мониторинга в целях определения эффективности проекта (на начало, промежуточный мониторинг); Задачи: 1.Отработать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2.Обогащать содержание профпросвещения. 3. Расширять и укреплять связи и отношения детского дома с учреждениями города. 6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7. Проводить мониторинг реализации проекта. 8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города. 3 заключительный этап – обобщение опыта работы; Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1.Обобщить результаты работы, дать анализ проектной деятельности. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3. Планирование перспективы работы с учётом полученных результатов на следующий период. |
Ожидаемые конечные результаты | Успешный самостоятельный выбор профессии каждым выпускником осознано. |
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду;
оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»
.
I. Актуальность проекта.
Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики России в кадрах определенной профессии.
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. Поэтому профориентация подростков по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
В настоящее время школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:
1. | Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя |
2. | Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении |
3. | Профессии родителей |
4. | Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься |
5. | Художественная литература, кино - и видеофильмы, СМИ |
6. | Собственный практический опыт профессиональной работы |
7. | Примеры и опыт друзей, знакомых |
8. | Советы родителей или других родственников |
9. | Рекомендации учителей |
10. | Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах |
11. | Предпрофильная подготовка в школе |
12. | Интуитивное принятие решений |
13. | Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы |
14. | Все это неважно, так как всё определяет случай |
15. | Престиж профессии в обществе |
Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы педагогов в течение последних лет. Создание данного проекта по профориентации обусловлено так же и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики не достаточно. Методы, используемые в реализации данного проекта, адаптированы для использования их педагогами-организаторами и социальными педагогами.
В рамках данного проекта мы предполагаем организацию комплекса мероприятий, направленных на формирование жизненной позиции по выбору профессиональной деятельности. В МОУ «Мамоновская ООШ» на протяжении пяти последних лет ведётся непрерывная работа по профориентации. Это и послужило основанием для формирования системы профориентации на базе учреждения. Мы должны воспитать в наших детях любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.
Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.
Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.
Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.
Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.
Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.
Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися.
II. Нормативно-правовая база.
Проект по профориентации подростков «Мой выбор» МОУ «Мамоновская ООШ» разработан в соответствии с:
- Законом «Об Образовании РФ»;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Концепцией модернизации российского образования;
- Распоряжением Правительства РФ от 01.01.2001 г. «О Плане действий по
модернизации общего образования РФ, направленных на реализацию национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа», на период годов»
- Программой развития МОУ «Мамоновская ООШ».
- «Положением об организации предпрофильной подготовки в основной школе» МОУ
Мамоновская ООШ».
III. Цель проекта – создание системы действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в деревне, районе, области.
IV. Задачи проекта:
Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи. Разработать механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
V. Структура деятельности членов педагогического коллектива по реализации задач профориентации
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой).
Основные функции деятельности с позиции организаторов профориентации в школе.
Заместитель директора по воспитательной работе, как координатор профориентационной работы в школы реализует следующие направления:
выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной школы;
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определения индивидуальной образовательной траектории);
проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;
организация участия одаренных детей в творческих конкурсах, предметных олимпиадах разного уровня;
организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников по проблеме самоопределения учащихся;
осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
оказывает помощь в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т. д.:
обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т. д.).
Социальный педагог:
способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки;
оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
VI. Участники проекта.
Администрация школы Учителя – предметники Классные руководители Обучающиеся Родители
VII. Сроки и этапы реализации проекта.
Сроки реализации Программы: 2годы
I этап: организационный (проектный) – 2учебный год.
Цель: подготовка условий профориентационной работы
Задачи:
1. Изучить нормативную базу школы.
2. Разработать, обсудить и утвердить проект по профориентации учащихся.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации
проекта.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
5. Составить план по реализации проекта и ознакомить с ним участников.
II этап: деятельностный (практический) – учебные годы.
Цель: реализация проекта по профориентации.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание профпросвещения.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учебными учреждениями.
6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов
образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации проекта.
8. Принимать участие в экскурсиях в различные учебные учреждения.
9. Освещать мероприятия проекта в СМИ.
III этап: заключительный (аналитический) – учебный год.
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
3. Спланировать дальнейшую работу по профориентации с учётом полученных результатов.
VIII. Прогнозируемая модель личности выпускника.
Начальная школа | Основная школа |
Выпускник начальной ступени образования получит знания об основных профессиях, научится взаимодействовать с коллективом. | Выпускник основной школы получит возможность научиться ориентироваться в мире профессий, получит навыки самоанализа при выборе профессии. |
IX. Основные направления деятельности по реализации проекта.
1. Профпросвещение.
Цель: организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся (через учебную и внеучебную деятельность), расширение их представлений о рынке труда.
2. Диагностика и консультирование
Цель: формирование у подростков осознанного выбора профессии.
3. Взаимодействие с предприятиями и учебными заведениями.
Цель: объединение усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.
4. Профадаптация.
Цель: обеспечение функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи
X. Реализация основных направлений проекта.
№ пп | Содержание | Срок проведения | Ответственные |
Создание нормативно – правовой базы | | | |
1. | Разработка и утверждение проекта по профориентации подростков «Мой вы выбор». | Сентябрь 2010 | Заместитель директора по УВР |
2. | Создание банка данных об учебных заведениях Рязанской области. | Сентябрь-октябрь 2010 | Социальный педагог, классные руководители. |
3. | Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности. | Октябрь 2010 | Заместитель директора по ВР |
4. | Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся. | | Заместитель директора по ВР |
5. | Семинар-практикум для учителей «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися в школе» | Октябрь 2012 | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, социальный педагог |
6. | Организация тематических выставок по профориентации учащихся. | 2 | Библиотекарь |
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы | | | |
1. Профпросвещение | | | |
| Реализация проекта в рамках районной программы по профориентации: | | |
1. | Ярмарка профессий «Шаг в будущее». | Ежегодно в октябре | Классные руководиклассов |
2. | Акции «Школьный дворик», «Чистая деревня». | Ежегодно в мае | Зам директора по ВР, школьная дума |
3. | Участие в акции «Моя будущая профессия». | Ежегодно | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, школьная дума |
| Реализация проекта в рамках школы: | | |
1. | Профориентация учащихся на уроках. | Ежегодно | Учителя предметники |
5. | Конкурс творческих проектов по профориентации. | Ежегодно (в конце учебного года) | Классные руководители, учителя-предметники |
6. | Проведение тематических классных часов: «Мастерим мы – мастерят родители»; «Профессии моих родителей» /родословная моей семьи/; «Известные люди родного края»; «Мир профессий»; «Как изучить свои способности»; «Я и моя будущая профессия»; «Формула успеха - труд по призванию»; «Проблемы профессионального самоопределения учащихся»; «Как вести себя в конфликтных ситуациях»; «Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов». | В течение года | Классные руководители, библиотекарь школы |
7. | Проведение спецкурсов профессиональной направленности (название курса, класс, количество учащихся). «Я и моя профессия»; «Мой выбор». | Ежегодно | Заместитель директора по УВР |
8. | Информационно – просветительская работа: Оформление стенда по профориентации: Рубрики: «Выбор профессии – это серьезно» «Радуга профессий» « Куда пойти учиться» «Структура трудовой деятельности» «Я о моём будущем» «Наши творческие работы» | Ежегодное обновление | Зам директора по УВР |
9. | Родительские собрания: «Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения»; «Изучение склонностей и способностей ребенка»; «Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся»; «Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов». | Ежегодно: октябрь декабрь апрель май | Классные руководители, администрация школы |
10. | Профессиональная адаптация учащихся. Организация внеурочной деятельностиучащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах): субботники по уборке школьного двора; Работа на пришкольном учебно-опытном участке; выставка «Дары осени». | Ежегодно в мае и сентябре | Классные руководители, руководитель практики. |
2.Диагностика и консультирование. | | | |
1. | Консультирование и тестирование учащихся 9 классов: « Карта интересов»; «Склонности и профессиональная направленность»; «Профессиональные склонности»; «Профессиональный тип личности»; «Мотивы выбора»; Анкета «Профессиональный интерес». | Ежегодно | Классные руководители |
2. | Консультирование родителей: по вопросам профориентации | Ежегодно | Классные руководиклассов, социальный педагог |
3.Профадаптация | | | |
1. | Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. | Ежегодно в августе | Классные руководители, заместитель директора по УВР |
2. | Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска». | Ежегодно в мае, июне | Социальный педагог |
3. | Организация работы летней трудовой практики. | Май, июнь | Руководитель практики |
4. | Вечер встречи выпускников | Ежегодно в феврале | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
Мониторинг качества профориентационной работы | | | |
1. | Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся | 2015 | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР |
2. | Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору. | 2015 | Социальный педагог |
3. | Анализ соответствия выбора экзамена и дальнейшего обучения выпускников школы | | Заместитель директора по УВР |
4. | Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: - психология выбора профессии - использование игровых упражнений в профориентационной работе - трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников - конфликты профессионального самоопределения | 2015 | Социальный педагог. |
XI. Основные формы работы по реализации проекта.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этап | Возрастные особенности | Формы профориентационной работы |
Пропедевтический 1-4 классы | Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность - учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. | Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры. Методика «Кем быть». Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. Профпросвещение: встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки) показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок костюмированные карнавалы профессий сочинения на тему «Пусть меня научат» игра «Чей это инструмент?» трудовые поручения какие профессии живут в нашем доме (экскурсии) Темы классных часов: кто работает в нашей школе?(экскурсия) как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома экскурсия в школьные мастерские беседа: мое любимое занятие в свободное время |
Поисково-зондирующий 5-7 классы | Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН | Встречи с интересными людьми (профессионалами), экскурсии, ролевые игры, конкурсы. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа Темы классных часов: Предприятия нашего района, региона Всякий труд надо уважать |
Период развития профессионального самоопределения 8-9 классы | Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка | - элективные курсы, уроки технологии, - информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства - знакомство с правилами выбора профессии - формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией |
XII. Примерный план по реализации проекта по профориентации.
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Организационная работа в школе | | | |
1 | Оформление уголка по профориентации. | Ежегодное обновление | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР |
2 | Работа школьного совета по профориентации. | сентябрь | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР |
3 | Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9 класса) | август | Зам. директора по воспитательной работе |
4 | Сопоставление и обсуждение плана мероприятийпрофориентационной работы на новый учебный год. | август | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР |
5 | Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. | год | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР |
6 | Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению | ежегодно | Библиотекарь |
7 | Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений | ежегодно | Администрация школы |
8 | Организация работы предметных кружков на базе школы | Ежегодно в начале учебного года | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР |
9 | Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами | ежегодно | Заместитель директора по ВР, классный руководитель |
10 | Осуществление взаимодействия с Центром занятости района | постоянно | Заместитель директора по ВР, классный руководитель |
11 | Оформление и обновление «Уголка профориентации» | Постоянное обновление | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР |
12 | Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками | сентябрь | Заместитель директора по ВР, совет по профориентации |
Работа с педагогическими кадрами | | | |
1 | Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентацнонной работы с учащимися различных возрастных групп | | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР |
2 | Организовать для педагогов и классных руководителей цикл семинаров по теме «Теория и практика профориентационной работы» | 2013 год | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР |
3 | Предусмотреть в плане работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения: «Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии»; «Система образования в России»; «Система профориентационной работы в школе»; «Методика профориентационной работы по возрастным группам»; «Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками»; «Методические основы профориентации во внеклассной работе»; «Работа с учащимися по интересам»; «Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии». | | Заместитель директора по УВР, руководители МО |
4 | Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника | ежегодно | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР |
5 | Практиковать отчетность учителей-предметников, кл. руководителей, руководителей кружков о проделанной работе | В конце года | Заместитель директора по ВР |
6 | Организовать помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся | Сентябрь | Заместитель директора по ВР |
Работа с родителями | | | |
1 | Организовать для родителей цикл лекториев о профессиональном самоопределении подростков | | Заместитель директора по ВР |
2 | Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов. | ежегодно | Классные руководители |
3 | Организовать встречи учащимися с их родителями - представителями различных профессий | Ежегодно | Классные руководители, учителя-предметники |
4 | Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения | ежегодно | Классные руководители |
5 | Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных). | сентябрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
6 | Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, кабинетов профориентации, стендов, к организации экскурсий | ежегодно | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
7 | Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации | По мере необходимости | Классные руководители |
Работа с учащимися | | | |
1 | Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности | Ежегодно по плану | Классные руководители |
2 | Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации | Ежегодно | Классные руководители |
3 | Проведение классных часов по изучению профессиограмм учебных заведений | Ежегодно | Классные руководители |
4 | Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся | | Заместитель директора по ВР |
5 | Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др. | Январь | Зам. директора по воспитательной работе, классные руководиклассов |
6 | Организация предметных недель (по направлениям) | Октябрь-апрель | Учителя - предметники |
7 | Организация и проведение с учащимися выставок «Радуга профессий». | Ежегодно | Классные руководители, библиотекарь. |
8 | Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям) | Ежегодно по плану 5-9 классы | Классные руководители |
9 | Организация и проведение встреч с представителями различных профессий | По мере возможности | Классные руководители |
10 | Организация экскурсий и встреч со специалистами Центра занятости района | Ежегодно | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР |
11 | Знакомство с профессиями на уроках. Расширение знаний учащихся о новых профессиях учителями-предметниками | Ежегодно | Учителя- предметники |
12 | Организация работы кружков на базе школы. | Ежегодно | Педагоги ДО |
13 | Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования | | Классные руководители |
14 | Обеспечение участия учащихся в работе на пришкольном участке. | Май-август | Руководитель практики |
15 | Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии | Ежегодно | Классные руководители |
16 | Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение | Ежегодно | Библиотекарь |
| | | |
XIII. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Информационно-рекламное обеспечение предполагает размещение материалов проекта в СМИ, на школьном сайте.
Финансовое обеспечение предполагает использование средств, предусмотренных сметой расходов МОУ «Мамоновская ООШ» и активное привлечение спонсорских средств, благотворительных пожертвований организаций-партнёров и физических лиц.
Материально-техническое оснащение предполагает использование имеющего оборудования, оргтехники, спортивного инвентаря и др. МОУ «Мамоновская ООШ».
Методическое обеспечение проектной деятельности осуществляется при поддержке Управления образования и молодёжной политики муниципального образования – Пронский муниципальный район, МОУ ЦПМСС (центр психолого-медико-социальной службы) г. Новомичуринск Пронского района Рязанской области, используя методический фонд библиотек района.
Кадровое обеспечение. Руководители проекта координируют работу по проекту, ведут переговоры со всеми заинтересованными людьми, специалистами, организуют встречи, консультации, осуществляют выбор специалистов для организации мероприятий, несут ответственность за целевое использование средств, ведут отчётно-учётную документацию. Исполнение проекта координируется администрацией МОУ «Мамоновская ООШ» Пронского района Рязанской области.
XIV. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
Финансирование проекта осуществляется за счет средств школы, добровольных взносовродителей, спонсоров.
XV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Реализация данного проекта позволит:
повысить мотивацию подростков к труду;
оказать адресную помощь учащимся школы в осознанном выборе будущей профессии;
обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся старших классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
XVI. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Критериями оценки эффективности проекта могут быть как количественные, так и качественные.
Количественные:
вовлечённость подростков в мероприятия профориентационной направленности;
ежемесячные, квартальные, годовые отчёты, процентное соотношение участников проектных мероприятий по плану и по факту; количество мероприятий профориентационной направленности ежемесячные, квартальные, годовые отчёты, процентное соотношение; количество организаций – партнёров, вовлечённых в реализацию данного проекта анализ работы, письма-обращения договор о сотрудничестве; расширение горизонтов сотрудничества; информационно-методическая работа по реализации проекта, количество разработанных и распространённых информационно-методических материалов (буклеты, листовки, рекламные проспекты, обобщение опыта, методические разработки).
Качественные:
положительный резонанс и отзыв о мероприятиях проекта освещение в СМИ, на школьном сайте, публикации; направленность воспитательного процесса на формирование жизненных ориентиров в профессиональной деятельности; анализ деятельности школы; скоординированность деятельности организаций-партнёров со школой, наличие соглашений по сотрудничеству, договоров по взаимодействию.
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МОУ «МАМОНОВСКАЯ ООШ» ПРОНСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
С УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РАМКАХ
ПРОЕКТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ «МОЙ ВЫБОР»