Паспорт социального проекта «Чистые водоёмы села Красная Горка» |
Название проекта: Социальный проект «Чистые водоёмы села»
Авторы проекта: учитель биологии Г.А.Салахетдинова учитель химииР.Х.Сулиманова, ОБЖ А.В.Аймалетдинова. информатики Н.Р.Зиннятуллина
Участники проекта: 6-11 классы.
Консультанты проекта: З.А.Наматова- ведущий специалист по надзору в сфере благополучия и здоровья человека.( Н.Новгород)
Метод исследования: наблюдение, опрос, изучение.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.
Технологии — оборудование: Фотоаппарат, компьютер, принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система. Технологии — программное обеспечение: Программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, веб- браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты.
Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия. Другие принадлежности: инвентарь для уборки мусора.
Другие ресурсы: участники проекта в лице учащихся, членов их семей, учителей.
Организация вывоза собранного мусора – муниципальная.
Финансирование экологического похода – бюджет местного самоуправления.
Миссия проекта: формирование экологической культуры, навыков социального проектирования, умения работать в команде, вести диалог с представителями различных социальных групп.
Цель проекта: очистить прибрежную территорию р. Малая Медянка и сад имени Т.Айсина от бытового мусора.
Задачи: сформировать проектные группы; обучить учащихся азам социального проектирования; организовать работу проектных групп; организовать и провести природоохранные и просветительские акции; организовать уборку территории; предоставить отчёт о результатах проекта на школьный сайт, социальную сеть «В контакте», на общешкольном родительском собрании; представить опыт работы на тематических сайтах сети Internet.
Объект исследования:
Объектом исследования является прибрежная территория р. Малая Медянка и колхозный сад имени Т.Айсина.
Гипотеза: Если благоустроить прибрежную территорию р.Малая Медянка очистить её от мусора, то произойдет экологическое улучшение, и нам будет приятно проводить досуг в таком месте.
Социальная значимость: Личным примером показать, как улучшить чистоту прибрежной зоны, взаимодействуя с органами местного самоуправления. Обратить внимание обучающихся и их родителей на уважение чужого труда. Реализация проекта будет способствовать повышению культуры поведения в общественных местах, формированию у населения правильного экологического поведения и недопущения несанкционированных свалок.
Целевые группы: учащиеся 6-11 классов; педагоги; семьи обучающихся.
Сроки реализации проекта: март 2018-сентябрь 2018г.
Место реализации: Село Красная Горка
Сумма затрат на реализацию проекта: 5000руб
Актуальность и важность проблемы
Человек, посмотри по сторонам: это твоя страна, твоё село, твои поля,
реки, озера. И, к сожалению, мусор тоже твой! Мы думаем, у каждого че-
ловека возникает внутреннее недовольство, вызванное окружающим мусо-
ром, так привычно вписанным в ландшафт лугов, лесов да и
просто жилых дворов.
Вот и мы, когда идем в школу, на речку или просто гуляем, часто видим
разноцветье мусора! Он располагается где угодно, только не там, где надо.
Интересно: неужели людям приятно смотреть, как всё превращается в
свалку? Ведь мусор на улицах - это наше отношение к малой родине, к лю-
дям, к самому себе. Глядя на всё это, понимаешь, что себя мы просто не
уважаем.
После пикников остаются тонны пустых бутылок, пакетов, банок - всего, что превращает место, где мы живем ,в огромную помойку. А ведь, что мешает нам самим убрать за собой?
Может, попробовать хоть что-нибудь самим сделать для этого?
Любители отдыха на свежем воздухе каждый год устраивают на берегу
р.Малая Медянка и Сура, , пикники. Но, по уже сложившейся традиции и безответственному отношению к окружающей среде практически никто не убирает за собой мусор после таких пикников. А горы отходов и мусора после такого "цивилизованного" отдыха растут и растут... Но только говорить, о данной проблеме мало, от этого не становится вокруг чище. Эту проблему нужно решать практическими действиями. Настало время придать этому процессу чёткую форму и организацию. И вот, пришла нам такая идея - привлечь местные власти к решению этой проблемы. Мы сделаем это сами. А для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь, мы решили подойти к делу по-взрослому. Мы разработаем самый настоящий проект.
Нам предстоит проанализировать ситуацию загрязнения прибрежной
территории, вести пропаганду среди учеников нашей школы, привлечь
внимание всех жителей задуматься над проблемой мусора, ведь не только
у нас возникла эта проблема. А что делается за пределами населенного
пункта, как утилизируется мусор и куда вывозится - это более глобальная
экологическая проблема.
Мы считаем, что общими усилиями можно если не решить всю проблему, то
хотя бы сдвинуть ее с мертвой точки.
Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме.
Мы разделились на микро-группы и проделали следующую работу:
Микро-группа « Социологи» провели анкетирование
среди учащихся школы, родителей.
Социологический опрос школьников.
Среди школьников проведен письменный соцопрос. Были предложены следующие
вопросы:
• Беспокоит ли тебя проблема мусора в нашем селе?
• Насколько комфортно отдыхать на Суре и на М.Медянке , если вокруг разбросан мусор?
• Готов ли ты принять участие в мероприятии по уборке мусора?
Результаты соцопроса:
Опрошено 51 ученик нашей школы (8-11 классы).
1- й вопрос: Беспокоит ли тебя проблема мусора в нашем городе?
- да: 98%;
- нет: 2%.
2- й вопрос: Насколько комфортно отдыхать на Суре, если во-
круг разбросан мусор?
- да: 96,4%;
- нет: 3,6%.
3- й вопрос: Готов ли ты принять участие в мероприятии по уборке мусора?
-да: 82,4%;
- нет: 17,6%.
Социологический опрос родителей.
Среди родителей проведен соцопрос, в рамках которого они ответили на
следующие вопросы:
Беспокоит ли Вас проблема мусора в нашем селе?
В чем именно состоит эта проблема?
Что, по - Вашему мнению, необходимо сделать для решения проблемы мусора?
Готовы ли Вы принять участие в мероприятии по очистке территории?
Что еще Вы могли бы и хотели бы сделать для решения проблемы?
Результаты соцопроса:
Цель проведенного социологического опроса - узнать отношение родителей к проблеме мусора: насколько их беспокоит эта проблема, готовы ли они сами
чем-либо помочь в ее решении.
Всего было опрошено 35человек. Возраст опрашиваемых от 39 до 53 лет, средний возраст 46 лет.
Первой из задач опроса было выяснение, беспокоит ли население проблема мусора и в чём она состоит?
Вопрос 1. Беспокоит ли Вас проблема мусора в нашем селе?
В целом, 80 % родителей обеспокоены сложившейся ситуацией и считают, что на данный момент проблема стоит достаточно остро.
Вопрос 2. В чем именно состоит эта проблема?
По мнению большинства опрошенных (60%) проблема состоит в том, что в селе не достаточно налажен сбор мусора, слишком мало урн (12%), низок культурный уровень жителей(33%) приводит к замусоренности села и прибрежных территорий водоёмов, возникновению несанкционированных свалок. Следующая задача состояла в том, чтобы выяснить, как родители видят пути решения проблемы мусора и свое возможное участие в ее решении.
Вопрос 3. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для решения проблемы мусора?
Значительная часть населения села (29% ответов) уверена, что в первую очередь необходимо увеличить количество урн. Многие в качестве возможных путей решения проблемы называли увеличение штрафов (11 %), субботники (28 %)
воспитание подрастающего поколения (24 %)
Вопрос 4. Готовы ли Вы принять участие в мероприятии по уборке мусора или обустройству мест сбора/складирования /отходов? Большинство (54%) готовы принимать участие в таких мероприятиях и считают, что только сами смогут решить проблему. Но есть и такие, которые полагают, что этим должны заниматься дворники (29%), которые за это получают зарплату .Процент желающих выйти на мероприятие достаточно велик. Однако, по их мнению, необходима правильная их организация. Также можно разработать способы поощрения для тех, кто участвует в социальных проектах.
Вопрос 5. Что еще Вы лично могли бы и хотели бы сделать для решения проблемы мусора? Родители видят решение проблемы мусора - собственными силами :в воспитании у подрастающего поколения культуры, аккуратности, уважения к чужому труду; в организации, проведении и участии в социальных мероприятиях; в изменении собственного поведения («не мусорить, следить в первую очередь за собой»).По мнению значительной части, для решения проблемы мусора необходимы усилия как самих жителей, так и органов власти. Важное значение, по мнению опрошенных, имеет воспитание и просвещение, как подрастающего поколения, так и взрослого населения. Большое число людей готовы личным трудом участвовать в решении проблемы мусора. Нужна продуманная организация трудовых акций, разработка способов поощрения их участников, проведение конкурсов по благоустройству и озеленению.
Микро-группа «Аналитики»
собрали информацию.
Поиск обсуждения проблемы мусора в социальной сети Интернет вывел на
форум, где обсуждается тема загрязнения села Красная Горка. Вот выдержки: «Даже на своих улицах, не говоря уже о местах отдыха, люди не только не наводят порядки, но и специально, не подумав, валят мусор. Неужели приятно смотреть на кучи мусора и отходов возле дома, пусть они даже в канавах, но ведь приятного и полезного мало» .Очень понравилось высказывание одного из «форумчан»: «Чисто там, где не мусорят, чисто там, где убирают, чисто там, где уважают труд других, чисто там, где убирают за собой...». Чем на данный момент более всего обеспокоено население нашего города в свете социально-экологических проблем? На этот вопрос микро-группа «Аналитиков» нашли ответ в докладе на экологическом совещании членов кружка « Родник». Эти проблемы можно было бы изложить с наибольшей долей уверенности следующей последовательности:
— проблема уборки и утилизации производимого населением мусора состояние полигонов ТБО, возникновение невероятного количества несанкционированных свалок мусора; особенно на 2км автодороги «Сеченово- Пильна».
— несанкционированные свалки мусора на прибрежной территории водоемов;— несовершенство системы очистки населённых мест».
Кроме мнения высокопоставленных лиц, в частности главы местного самоуправления, мы изучили высказывания простых жителей, которые пишут о волнующих их проблемах на страницах социальных сетей. Мы увидели, что людей волнуют проблемы, касающиеся экологии района, в том числе и загрязнение берегов водоемов, в особенности, нашего села.
02.04.2018 13:12
Микро-группа
«Специалисты по работе с общественностью»
провели встречи: тематические классные часы, родительские собрания
Микро-группа «Юристы»
изучили правовую информативную базу проблемы:
— "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и органи-
зации обучения в общеобразовательных учреждениях", вступивших в си-
лу с 1 сентября 2011 г. Они выяснили, что запрета на уборку мусора с улиц в данном документе нет, а значит, школьники могут принимать посильное участие в мероприятиях.
Микро-группа «Исследователи»
собрали информацию по размещению несанкционированных свалок на территории остановки автобуса и нанесли данные на карту, провели мини-исследование,
необходимое для обеспечения теоретической базы проекта, согласно учебным вопросам.
Учебные вопросы:
Что входит в понятие "экология" и "экологическая культура"?
Что такое мусор? Какие виды мусора можно найти на улицах села?
Какое время необходимо для разложения различного вида мусора в почве?
Как нужно утилизировать различные виды мусора, не причиняя вреда природе?
Как и куда нужно вывозить собранный мусор?
Какие обязанности должен выполнять каждый человек в отношении окружающей среды?
Как охраняют и заботятся об окружающей среде другие страны (их положительный опыт)?
Программа действий:
Реализация социального проекта «Чистые водоёмы села Красная Горка» предполагает проведение работы в пять этапов:
1 этап - замысел проекта:
методом наблюдения и изучения общественного мнения выявилась проблема, а именно, загрязнение берегов р.Малая Медянка, низкая активность населения по уборке территории - которую захотелось решить.
2 этап - планирование: формирование проектной группы;
разработка проекта: определение целей, задач, результатов и эффектов проекта; деление участников проекта на микро-группы, каждая из которых имела свои задачи.
3 этап - подготовительный:
информирование общественности, об экологических проблемах;
проведение мини-исследований по учебным вопросам для подготовки теоретической базы проекта;
работа проектных групп над своими задачами и отчеты о готовности, презентация проекта;
4 этап - реализация проекта:
участие школьников и родителей в проекте; вывоз мусора на свалку;
размещение плакатов с призывами к чистоте.
5 этап - диссеминация результатов проекта:
рефлексия (анкетный опрос);
информирование школьного сообщества и жителей об итогах проекта через
школьный сайт, группу «В контакте», общешкольное родительское собрание.
Результаты и эффекты
Ожидаемые результаты проекта
Чистая прибрежная территория .Размещенные на убранной территории плакаты с призывами к чистоте.
Ожидаемые эффекты
Изменившееся сознание участников проекта и их отношение к проблемам окружающей среды. Изменившееся отношение жителей и отдыхающих к чистоте.
Долгосрочные эффекты:
желание участников проекта продолжать работу в этом направлении;
привлечение учащихся и жителей к участию в проекте на следующий год.
Участники проекта: обучающиеся 9 класса.
Река Малая Медянка . Окрестности села Красная Горка ( Сафаджай)
Уборка территории сада имени Айсина.