Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"СОШ №1"г. Южно-Сухокумск
Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
на заседании МО учителей | зам. директора по УВР | директор МКОУ "СОШ №1"г. Южно-Сухокумск |
Рук. МО | | | /Л.З.Хизриева/ | | /Э.М. Курбанов/ |
Протокол № | | от | | |
«_____»_______2017 г. | «_____»_________2017 г. | «_____»________2017 г. |
Социальный проект
«Чтобы помнили»
Сроки реализации проекта: январь 2017 г. – май 2019 г.
Проектная группа: обучающиеся 8 класса
МКОУ "СОШ №1"г. Южно-Сухокумск Руководитель: Абакарова Диана Гасановна,
учитель русского языка и литературы
2017 год
Содержание
Актуальность реализованного проекта
Цели и задачи проекта
Этапы работы
План-график подготовки и реализации проекта
Ресурсы, задействованные при реализации проекта
Описание проекта
Результаты
Вывод
Фотоотчёт.
Актуальность реализованного проекта
Короток век человека, но жизнь его может вместить очень многое. Особенно если жизнь пришлась на переломные, судьбоносные для страны годы. И горько, когда память о былых свершениях, жертвах и победах, память, которая могла бы сделать сильнее духом многих и многих, уходит в небытие... В преддверии 70-ой годовщины Великой Победы перед российским обществом стоят важнейшие задачи – сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания детей, молодежи и оказание должного внимания к судьбам ветеранов войн. Все меньше становится очевидцев Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, явивших всему миру в борьбе с фашистскими захватчиками победоносную силу и великое могущество русского народа. Сейчас многие «историки» пытаются переписать роль России в те давние годы, очернив судьбоносные для всего мира, решительные действия защитников Отечества.
Проект «Чтобы помнить» - это уникальная возможность для нас учеников из первых уст узнать о суровой правде тех дней, об историческом опыте стойкости и беззаветного служения Родине ее сыновей.
В силу динамичного ритма жизни сегодняшнего дня - с массой сложных вопросов, связанных с трудоустройством, жилищными, финансовыми и иными проблемами, - зачастую, от нашего внимания ускользают неформальные - но такие важные! - контакты со старшим поколением, ослабевают и родственные связи с дедами и отцами. Однако, только лично соприкасаясь с опытом людей, пережившими военное лихолетье, подрастающее поколение сможет представить факты фронтовой жизни армии и тыла, труда на пределе человеческих сил, услышать о реальных, «некиношных» примерах прочности духа и моральной стойкости ветеранов войн и «горячих точек». Такие встречи формируют истинный патриотизм: в душах молодого поколения появляется гордость за дела дедов и прадедов, искреннее желание быть похожими на них. Высокая внутренняя сила - «русский дух» бойцов Великой Отечественной - живы и сегодня: наши ветераны и в мирное время стойко переносят различные невзгоды, искренне болея душой за любимую страну и ее подрастающее поколение, продолжая действовать во имя их блага. Актуальность проекта «Будем помнить», его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. В ходе проекта - через знакомство с опытом ветеранов Великой войны, через добровольческую деятельность, сознательную службу обществу - у школьников формируется активная гражданская позиция. Совместный труд школьников, педагогов, родителей, ветеранов, общественности способствует формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров молодежи.
При завершении проекта у участников появятся уникальные знания о военном периоде страны, усилится позитивная система жизненных ценностей, куда особой составляющей войдет более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов. Связующей нитью, объединяющей людей разных возрастов, профессий и положения, стала планомерная поисковая, исследовательская и творческая работа, посвященная знакомству с судьбами жителей г.Южно-Сухокумск– ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, детей войны. Посещения ветеранов на дому, встречи в школе, записи воспоминаний, организация фотовыставок, презентаций, написание исследовательских работ, участие в акциях - позволит не просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскроет значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, пропустив ее уроки через сердце каждого участника проекта. Данный проект охватывает учащихся со 8 по 11 классы.
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, историю своей Родины, любящего свой родной край, село, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своих земляков - фронтовиков, которые принимали участие в битвах ВОВ.
Задачи проекта:
ознакомление обучающихся с основными этапами, судьбоносными битвами ВОВ.
развитие гражданских качеств личности школьника; его патриотического отношения к России и своему краю; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.
выявление всех участников ВОВ жителей нашего села.
укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни;
пополнение школьного музея материалами об участниках ВОВ;
овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.
Сроки реализации проекта: январь 2017 г. – май 2017 г.
Участники социального проекта:
- учащиеся 8 класса, классный руководитель, родители;
- труженики тыла, дети войны, жители села;
- городская и школьная библиотека;
-представители общественности.
Координатор проекта: Абакарова Диана Гасановна, учитель русского языка и литературы
Место реализации проекта: МКОУ "СОШ №1"г. Южно-Сухокумск
Этапы работы
Этапы | Сроки | Задачи и содержание деятельности |
Организационный | Январь 2017 | 1. Документально-организационная работа - создать проектную (инициативную) группу ответственную за разработку и реализацию проекта. – выбрать темы и разработать социально- патриотический проект; - сформировать цель и задачи проекта; – составить перспективный план по реализации проекта; 2. Организационно-техническая работа – поисковая деятельность; - исследовательская деятельность; – оснащение школьного музея новыми материалами, именами ветеранов, детей – войны. |
Практический | февраль – май 2018 | – подготовка теоретического материала и разработка сценариев тематических мероприятий; - проведение тематических мероприятий; – поисково – исследовательская работа; - работа с материалами архива школьного музея; - участие в акциях; - участия в краеведческих конференциях; – организация фотостенда. |
Обобщающий | май 2019 | – обобщение итогов работы с детьми; – подготовка отчета о проделанной работе и оформление материалов; – проведение краеведческой конференции. |
План - график реализации проекта
Мероприятия | Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
1.Обоснование актуальности нашей проблемы. Намечаем свои дальнейшие шаги (составление плана действий по группам) | Заседание актива классов | январь | Руководитель проекта- классный руководитель Абакарова Диана Гасановна |
Сбор информации | Работа с материалами школьного музея и списка ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны. | февраль | Актив класса |
Поисковая работа «Боевая слава» (наши земляки в годы Великой Отечественной войны) | Работа по сбору информации о ветеранах ВОВ с жителями города | Январь - февраль | Актив класса |
Участие в конкурсе военно-патриотической песни «Пою мое Отечество» | Участие художественной группы | февраль | Руководитель проекта- классный руководитель Рамазанова С.Г. |
Оформление стенда | Размещение материалов на стенде «Дорогою Победы» | Март | Актив классов |
Урок мужества «Разве можно забыть» | Выступление с биографией участников ВОВ | Март | Руководитель проекта- Абакарова Диана Гасановна |
Творческие работы учащихся «Эхо войны в моей семье» | Презентация исследовательских работ | Март | Актив класса |
Встреча детей с людьми, которые в годы войны были детьми | Беседы с ветеренами | Апрель | Классный руководитель |
Краеведческая конференция (школьная) | Презентация собранных материалов | Апрель | Актив класса, Руководитель проекта- Абакарова Диана Гасановна |
«Поможем ветеранам» | Акция по благоустройству домашнего хозяйства тружеников тыла | Апрель | Актив класса, Руководитель проекта- Абакарова Диана Гасановна |
«Детство - опаленное войной» | Размещение воспоминаний детей войны в стенде | Май | Актив класса, Руководитель проекта- Абакарова Диана Гасановна |
«Георгиевская ленточка» | Акция | Май | Актив класса, Руководитель проекта |
«Бессмертный полк» | Акция | Май | Актив класса, Руководитель проекта |
«Вахта памяти» | Акция | Май | Актив класса, Руководитель проекта |
Ожидаемые результаты проекта
В результате активной целенаправленной деятельности в рамках проекта «Чтобы помнили» значительно разнообразить работу по гражданско-патриотическому воспитанию, повысить уровень проведения военно-патриотических мероприятий и акций.
Практическим итогом проекта «Чтобы помнили» является не только создание архива (документального и электронного), презентации, где собраны материалы поисково - исследовательской работы учащихся, экспонаты для музея, но и качественные изменения личности каждого из участников проекта.
Работа в рамках проекта «Чтобы помнили» поможет осознать важность патриотизма как национальной идеи российского народа. Без чувства любви к Отечеству невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения и современников нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости нельзя вдохновить людей на высокие дела.
Результаты реализации проекта
Учащимися изучены материалы по истории республики, города в годы Великой Отечественной войны.
Проведена поисковая работа «Боевая слава» (наши земляки в годы Великой Отечественной войны). Пополнена экспонатами школьный музей в разделе «Они сражались за Родину».
Учащимися подготовлены исследовательские работы «Эхо войны в моей семье», «Наши земляки в годы Великой Отечественной воны», «Мои деды и прадеды – участники ВОВ».
Проведены акции «Георгиевская ленточка», «Поможем ветеранам», «Бессмертный полк», «Вахта памяти».
В начальной школе проведены тематические классные часы, встречи с участниками ВОВ.
Проведены экскурсионные маршруты к памятникам ВОВ.
Учащимися школы выступили с сообщениями о воспоминаниях детей – войны «Детство опаленное войной».
Учащиеся школы приняли активное участие в конкурсе чтецов, посвященного 70 – летию Победы в ВОВ.
Учащиеся школы приняли участие в праздничном концерте 9 мая.
Заключение
Благодаря проделанной работе, мы нашли ответы на поставленные в начале проекта вопросы, многое узнали о событиях Великой Отечественной войны, о жизни наших родных и близких во время войны. Научились находить необходимую информацию в различных источниках, выполнять работу вместе, в команде.
В ходе проведённого исследования наша гипотеза подтвердилась: почти в каждой семье хранятся воспоминания о Великой Отечественной войне. Это и фотографии, и награды, и рассказы о стойкости и смелости наших родных. Нам очень хотелось бы быть похожими на наших прадедушек и прабабушек, быть такими же мужественными. Эти воспоминания мы сохраним и постараемся передать своим детям.
Мы гордимся своими предками – участниками великой Отечественной войны. Они внесли свой неоценимый вклад в великое дело Победы. Для наших семей все они – герои, потому что воевали честно, не прятались за спины других, всегда помнили о своей Родине, о своем воинском долге, о своей семье. В народе говорят: «Человек жив, пока о нем помнят». Наши прадеды всегда будут живы в наших сердцах. Они сделали все, чтобы был мир на нашей земле, чтобы мы жили сейчас, учились, мечтали о будущем.
Отцы и деды в полной мере
Прошли суровый путь войны.
Сыны и внуки их примеры
Хранить в сердцах своих должны.
А. Ильичев.
Во всех знаменательных этапах и битвах ВОВ участвовали наши земляки - фронтовики проживающие в нашем городе. Был собран новый материал для музея.
Все обучающиеся школы испытали чувство гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Отзывы детей о проекте
- У меня появилось чувство гордости за своих дедов и прадедов – участников Великой Отечественной войны.
- Они были скромными, немногословными людьми, но они внесли свой неоценимый вклад в великое дело Победы.
- Для моей семьи все они – герои, потому что воевали честно, не прятались за спины других, всегда помнили о своей Родине, о своем воинском долге, о своей семье.
- В народе говорят: «Человек жив, пока о нем помнят». Мои прадеды всегда будут живы в наших сердцах. Они сделали все, чтобы был мир на нашей земле, чтобы мы жили сейчас, учились, мечтали о будущем.
11