Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Социальный проект
по теме: «Дорогами добра»
Сроки реализации сентябрь - май
Автор проекта: Абдулаева Т.Ш.
г.Каспийск
Оглавление
Краткая аннотация……………………………………3
Пояснительная записка……………………………….4
Цель, задачи проекта………………………………….4
Нормативно-правовое обеспечение…………………5
Сроки реализации проекта……………………………7
Этапы работы над проектом………………………….7
План-график реализации проекта……………………8
Ожидаемые результаты….…………………………..11
Краткая аннотация:
Проблема воспитания сострадания, доброты и доброжелательности заслуживает того, чтобы сегодня еще раз обратить на нее внимание.
«Детство – самый важный период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», – говорил Василий Александрович Сухомлинский. Великий педагог указывал, что младший школьный возраст является благодатным периодом для пробуждения у детей добрых чувств к окружающим, а средства эмоционального воздействия (красота поступков, труд и игра эмоциональность коллектива, красота природы, слово, искусство, роль учителя и др.) Василий Александрович Сухомлинский рассматривал как важнейшие факторы учебно-воспитательного процесса.
Пояснительная записка
«На свете, кроме тебя, есть другие люди,
и они нуждаются в твоей доброте,
понимании, мужестве, в твоей защите и помощи.»
И. Суриков
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.
Социальный проект для младших школьников «Дорогой добра» как одно из направлений внеурочной деятельности по воспитанию гражданственности, патриотизма, нравственных качеств. Социальный проект «Дорогою добра» направлен на развитие духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Проектом реализуется комплекс мероприятий, на распространение идей добра, милосердия, толерантности в начальной школе. Рассчитан на детей от 7-10 лет.
Проект предполагает охват школьников, родителей, учителей и имеет долгосрочную структуру. Данный проект позволяет объединить усилия педагогов, родителей, школьников в решении проблемы проявления доброты в окружающей действительности. У учителя начальных классов есть большая возможность в формировании гражданского самосознания и воспитания нравственности.
Цель проекта:
формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.
Задачи проекта:
содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
создать необходимые условия для появления творческой индивидуальности каждого ученика;
формирование творческой личности, человека-гражданина и патриота своей Родины, знающего ее историю и культуру.
Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям
современного общества и государственного заказа на воспитание социально
активной личности. Школьники должны играть активную роль в обществе и
быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально
ориентированными.
Отслеживание результатов воспитания осуществляется путем: наблюдений, анкетирования, собеседований, в фиксировании участия детей в коллективно– творческих делах и оформлении их результатов в «Портфолио учащегося».
Время реализации проекта
Мероприятия проводятся в течение учебного года (октябрь – май)
Основные принципы деятельности:
Принцип самостоятельности
Принцип ответственности
Принцип равноправия и сотрудничества
Принцип коллективности
Методы реализации проекта:
Метод планирования
Метод взаимодействия, взаимоконтроля
Метод анализа
Метод перспективы
Анкетирование
Наблюдение
Этапы работы над проектом
Содержание деятельности | Формы организации работы | Выход |
I Подготовительный этап | Постановка проблемного вопроса, сбор информации, выяснение актуальности вопроса, создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности, получение разрешения администрации школы на осуществление проекта | Беседы с учителями школы, администрацией школы, учащимися, родителями, родительские собрания |
II Этап планирования | Определение цели деятельности, основных задач проекта, определение направлений деятельности, распределение ответственных за направления, составление плана реализации по каждому направлению, определение сроков исполнения | Сбор актива проекта Заседание методического объединения «Детство» Блиц – опрос «Кому нужна помощь?» Итоговый сбор актива проекта Информация о проекте (листовки, газета, визитки) |
III Этап реализации | Выполнение мероприятий по каждому направлению, ведение дневников, сбор видеоматериалов | Классные часы, беседы, выступления агит.бригад Акции, посещения, встречи, конкурсы, внеклассные мероприятия праздник «Спешите делать добро» 7 февраля День доброты, Выставка работ «Золотые руки» к 8 марту |
IV Аналитический этап (рефлексивный) | Подведение итогов по каждому направлению, создание презентации, выпуск газеты, фотоотчёт, итоговый сбор, поощрения и награждения участников | Сбор актива проекта, газета «Дерево добрых дел», фотовыставка, интервью |
V Перспективный этап | Определение законченности или продолжения деятельности по данному направлению | Сбор отзывов и пожеланий |
План-график реализации проекта
Этапы деятельности
Мероприятие в рамках проекта | Цель деятельности | Участники и ответственные | Сроки | Выход | Отметка о выполнении |
I Подготовительный этап | 1. Классный час «Что такое доброта?» | Классные руководители начальных классов | Сентябрь, 2015 | Постановка проблемного вопроса, создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности. | |
2. Родительское собрание на тему «Давайте воспитывать в детях доброту» | Классные руководители начальных классов | Сентябрь, 2015 | Создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности, выявление возможной помощи в организации и реализации проекта | |
3. Оформление документов | Классные руководители начальных классов | Май, 2015 | Нормативно-правовое обеспечение: - разрешение директора ОУ на реализацию проекта в школе, - договоры, письменные согласия родителей на участи детей в акциях, - приказы по школе. | |
4. Встречи с партнёрами проекта | Руководитель проекта | Май, 2015 | Определение круга социальных партнёров и получение их согласия | |
II Этап планирования Проектировочный этап Основная деятельность – социальное проектирование | 1. Собрание классных коллективов | Учащиеся начальной школы, классные руководители | Октябрь, 2015 | Определение цели деятельности, основных задач проекта, определение направлений деятельности, выбор актива проекта | |
2.Сбор актива проекта | Актив проекта, классные руководители | Октябрь, 2015 | Определение направлений деятельности, распределение ответственных за направления, составление плана реализации по каждому направлению, определение сроков исполнения | |
3. Заседание методического объединения | Учителя начальной школы | Октябрь, 2015 | Обсуждение проекта, предложения по реализации проекта, определение круга участников проекта | |
4. Блиц – опрос «Кому нужна помощь?» (письменная и устная форма опроса) | Актив проекта | Октябрь, 2015 | Определение возможных направлений деятельности в рамках проекта, выявление лиц, нуждающихся в помощи | |
5.Выпуск газеты, листовок, визиток | Актив проекта | Октябрь, 2015 | Информирование о проведении проекта | |
6. Собрание актива проекта | Актив проекта, учители начальных классов | Ноябрь, 2015 | Обобщение полученной информации, определение конкретных направлений и действий, создание плана реализации проекта | |
III Этап реализации Этап активного социально-значимого взаимодействия с партнёрами Основная деятельность – социальное участие | Направление «Помощь детям» 1. Внеклассное мероприятие – познавательная игра «Дорогою добра» | Учащиеся начальных классов, классные руководители | Ноябрь, 2015 | Развитие личностных качеств, таких как внимательность, отзывчивость и способность помочь нуждающемуся | |
2. Конкурс рисунков «Подари улыбку» | Учащиеся начальных классов, классные руководители | Декабрь, 2015 | Эмоциональное выражение своих чувств сопереживания и сочувствия | |
3. Акция «Дети – детям» | Учащиеся школы, родители учащихся, учителя | Декабрь, 2015 | Сбор игрушек, игр, предметов первой необходимости для детей дома ребёнка | |
4. Посещение детей дома ребёнка | Группа учащихся, представитель от родителей, классные руководители | Декабрь, 2015 | Передача собранных игрушек, игр, предметов первой необходимости. Общение с персоналом | |
Направление «Забота» 1. Внеклассное мероприятие «Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть» | Учащиеся начальных классов, классные руководители | Январь, 2015 | Воспитание уважительного отношения к старшим, внимательного отношения к пожилым людям | |
2. Конкурс мини-сочинений «Я с бабушкой своею дружу давным-давно» | Учащиеся начальной школы, классные руководители | Февраль, 2015 | Направляется деятельность на узнавание прошлого своих бабушек, воспитание внимательного и заботливого отношения к бабушкам, | |
3. Мастер – класс «Офицерский мундир» | Учащиеся начальной школы | Февраль, 2015 | Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества | |
4. Мастер – класс «Поздравим маму и бабушку» | Учащиеся начальной школы | Март, 2015 | Изготовление поздравительных открыток к международному Женскому Дню | |
5. Выставка «Золотые руки» | Учащиеся начальной школы, классные руководители | Апрель, 2015 | Оказание уважения к творчеству партнёра, развитие художественно-эстетического вкуса, привитие интереса к творчеству | |
6. Фотоконкурс «И это всё ОНА!» | Учащиеся начальной школы | Апрель, 2015 | Представляются фотографии бабушек в молодости и в настоящем, две фотографии обрабатываются профессиональным фотографом и изготавливается коллаж | |
IV Аналитический этап | 1. Сбор актива проекта | Учащиеся начальной школы, классные руководители | Май, 2015 | Подведение итогов проекта по каждому направлению, определение кандидатов на поощрение | |
2. Интервью с участниками проекта | Группа учащихся | Май, 2015 | Сбор обратной информации, откликов, оценивание проекта со стороны участников проекта | |
3. Выпуск газеты «Дерево добрых дел» | Группа учащихся | Май, 2015 | Обобщить информацию о проведённом проекте, информировать об итогах проекта учащихся, родителей, учителей школы | |
4. Мультимедийный отчёт | Учащиеся начальной школы, классные руководители | Май, 2015 | Подготовить видео отчёт о проведенном проекте | |
V Перспективный | Собрание классных коллективов | Учащиеся начальной школы, классные руководители | Май, 2015 | Анализ работы по проекту. Определение дальнейших действий в направлении благотворительной деятельности | |
Ожидаемые результаты
Созданные условия для организации социально-значимой проектной деятельности поспособствуют вовлечению максимального числа учащихся и их родителей в процесс духовно-нравственного воспитания.
Будет осуществлена моральная и материальная поддержка детям из дома ребёнка.
Участие в социально-значимой проектной деятельности поспособствует формированию социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков, положительных ценностных ориентаций всех участников проекта.
Отработанная на практике модель реально действующего социального проекта, может стать традицией классного коллектива, объединяя и воспитывая и взрослых и детей.
17