Муниципальный этап
ХХIII Всероссийской акции «Я гражданин России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Воробейнская средняя общеобразовательная школа
Брянская область, Жирятинский район, с. Воробейня, ул. Школьная, д. 11
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Музей в стареньком портфеле»
Инициативная группа:
Борисова Анастасия , 11 класс,
Кобытева Полина, 9 класс,
Присекина Вероника, 11 класс,
Саваренко Ольга, 9 класс
Координаторы:
Сахарова Г. Л., директор школы,
тел.89621330987,
Шукина Л. В., учитель,
тел. 89065052716
2022-2023 учебный год
Инициативная группа
социального проекта
Савареко Ольга (9 класс),
Кобытева Полина (9 класс),
Присекина Виктория (11 класс),
(Борисова Анастасия (11 класс)
РАЗДЕЛ 1
АКТУАЛЬНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ПРОБЛЕМЫ
«Нет ничего более человечного в человеке,
чем связывать прошлое и настоящее».
Ф.И.Тютчев
Школьное детство – замечательная пора, которая живёт в памяти любого человека всю жизнь. Можно ли забыть своего первого учителя, волнение и торжество праздника 1-го сентября, трель серебряного колокольчика и огромные букеты первых осенних цветов?
«В начале жизни школу помню я», - так вслед за Пушкиным может сказать каждый из нас. И хотя школьная жизнь – это всего лишь несколько лет из десятилетий, отмеренных нам на земле, ученические впечатления, память об учителях навечно поселяется в нашем сердце, а порой определяет течение всей нашей жизни.
Всё, что изучается в школе, - это культурный опыт прошлого. Говорят, что без прошлого нет будущего. Происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг - успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Ниточкой между прошлым и настоящим служит школьный музей!
Именно поэтому в нашей школе несколько лет назад был создан музей, где уже собрано достаточно много материала и экспонатов, которые были собраны во время поисковых экспедиций по селам нашего района. Но, к сожалению, в нем недостаточно экспонатов, посвященных истории родной школы, школьным принадлежностям прошлых лет. А ведь наша школа имеет богатую и интересную историю, берущую начало с 1886 года! Интересны судьбы директоров, учителей, выпускников школы. И нам хотелось бы рассказать об этом следующим поколениям.
Работая над социальным проектом «Я гражданин России», наша инициативная группа, занимаясь выявлением проблем микросоциума, определила, что по результатам анкетирования 45% всех опрошенных выступают за создание в школьном музее экспозиции «Летопись школьных лет», в то время как по остальным проблемам микросоциума голоса распределились следующим образом:
Это говорит об интересе учащихся к музейной деятельности, к истории и традициям школы, к сохранению страниц истории своей малой Родины.
Занимаясь музейной деятельностью, проводя экскурсии в школьном музее, мы столкнулись также с проблемой поиска новых форм проведения тематических лекций и экскурсий, так как рассказать о каждом из экспонатов музея за одну обзорную экскурсию невозможно. Поэтому для детей дошкольного возраста была выбрана форма игры, так как дети этого возраста познают мир в процессе игры. Для детей более старшего возраста нужны иные формы работы. Тогда мы обратились за помощью к мультимедийным презентациям, так как с помощью презентаций можно грамотно, интересно и содержательно провести полноценную, развернутую лекцию в любой аудитории.
Среди учащихся, их родителей, учителей было проведено анкетирование о необходимости смене форм деятельности школьного музея. При ответе на вопрос «Как Вы считаете, нужны ли нашему музею новые формы работы?» - самыми популярными ответами были: 1. Да, нужны. Время движется вперед, все меняется, музей также должен меняться. 2. Конечно. 3.Хотелось бы новенького….
Были и ответы респондентов, которых устраивало все.
Побеседовав с сотрудниками Почепского краеведческого музея, в котором мы часто бываем на различных экскурсиях, мы узнали, что в последнее время музеи, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т. д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа – музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.
Почепский краеведческий музей
Нас захватила идея одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами, которая называется «музей в чемодане». Эта форма работы сегодня активно внедряется в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. Все экспонаты можно трогать, ощущать, в ходе мероприятия постоянно ведется диалог.
«Музей в чемодане»- это «живая», постоянно сменяющаяся переносная экспозиция, формируемая самими учащимися и предоставляемая ими на разных уровнях. «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам).
Поэтому наша инициативная группа решила, что «Музей в чемодане» - именно та форма экскурсионной работы, которую, мы, благодаря её мобильности, можем также активно использовать для организации выездных выставок, проведения экскурсий в соседних школах, тематических занятий с дошкольниками.
Вывод: Исходя их полученных в ходе опроса данных, изучения современных интерактивных форм музейной работы, можно сделать вывод о том, что музей нужен школе, необходимо расширить и активизировать его работу, применяя инновационные технологии. Было принято решение провести акцию по сбору экспонатов для музея, а именно- школьных принадлежностей советского времени, (по результатам исследования- именно они находятся в фокусе наибольшего интереса наших учащихся), а формой для их представления выбрать «Музей в чемодане», в нашем случае- «Музей в портфеле», причем, в «стареньком»!
Где-то в дальнем шкафу антресолей-
Дермантиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потертый, забытый.
В нем хранятся обрывки историй…
Школьный музей - это хранитель исторической памяти, площадка для общения, школьный центр творчества. Школьный информационный центр! Как бы мы сегодня не назвали школьный музей, важно одно, музей и школа - это дорога в будущее, где воплощаются новые идеи нового века!
Хорошо, что в школах есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе всё-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Ты в музей пришёл не просто гостем,
Память сердца здесь ты оживи.
Может, станет хоть немного проще
Нам понять сегодняшние дни.
Прикоснись к чужой судьбе и жизни,
Подвигам отцов ты поклонись!
Так же научись служить Отчизне,
Чтоб прожить достойно свою жизнь!
Цель проекта: Формирование интереса к истории родной школы средствами музейной педагогики.
Задачи проекта:
Исследование и изучение истории школы, школьных принадлежностей.
Документирование истории школы путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов.
Объединение усилий педагогов, обучающихся, родителей, общественности, направленных на пополнение школьного музея экспонатами.
Создание экспозиции в школьном музее «Летопись школьных лет».
Освоение новых инновационных форм музейной работы.
Интеграция работы школьного музея в учебно- воспитательный процесс.
Приобретение навыков эффективной работы в команде.
Ожидаемые результаты:
Созданная тематическая экспозиция «Летопись школьных лет», посвященная истории школы, бывшим учителям и директорам школы, пионерской и комсомольской организациям школы, школьным принадлежностям прошлого.
Развитие организаторских, творческих способностей обучающихся, овладение ими навыками поисковой и исследовательской деятельности, навыками профессионального самоопределения.
Использование материалов музея на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях и родительских собраниях на основе инновационной технологии «Музей в чемодане».
Сроки реализации проекта: 2022-2023 учебный год
Методы реализации проекта:
- сбор устных свидетельств;
- переписка с людьми;
- встречи с интересными людьми;
- получение даров из семейных коллекций;
- работа в библиотеках, архивах.
РАЗДЕЛ 2
СБОР И АНАЛИЗ
ИНФОРМАЦИИ ПО ПРОБЛЕМЕ
После того, как мы обозначили проблему для изучения, встала задача собрать исчерпывающую информацию, которая позволит грамотно составить план наших действий и успешно осуществить их.
Для успешного осуществления проекта мы разделили свои обязанности.
Работа группы правоведов
Цель: анализ законодательных материалов разных уровней власти.
Правоведы изучили документы, которые регламентируют работу школьного музея:
«О деятельности музеев в общеобразовательных учреждениях» Письмо Министерства образования РФ от 12 марта 2003 г. № 28-51 -181/16.
Методические рекомендации «О создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно- воспитательные функции музейными средствами» (Приложение к письму Министерства просвещения России от 08.07.2020 №06-735).
Правовой документ | Содержание статьи |
Федеральный закон от 26.05.96 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» | 27. Цели создания музеев в Российской Федерации (в ред. ФЗ от 23.02.2011 N 19-ФЗ) Целями создания музеев в РФ являются: осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности; хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; изучение музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций. |
«О деятельности музеев в общеобразовательных учреждениях» Письмо Министерства образования РФ от 12 марта 2003 г. № 28-51 -181/16 | В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы… …Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования… …В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками - ветеранами войны и труда, Вооруженных сил, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии и др. … …Минобразования России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи… |
Методические рекомендации «О создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно- воспитательные функции музейными средствами» (Приложение к письму Министерства просвещения России от 08.07.2020 №06-735) | 3. Основные функции и направления деятельности Школьного музея 3.1. Основными функциями Школьного музея являются: - решение задач обучения и воспитания посредством использования музейных коллекций и материалов; - сохранение историко-культурного и природного наследия как национального достояния. 3.2. Основные направления деятельности в Школьном музее: - изучение родного края, в том числе путем проведения краеведческих исследовательских походов, экспедиций; - научно-фондовая работа (комплектование, учет, научное описание, хранение музейных предметов и коллекций); - экспозиционно-выставочная деятельность (организация мероприятий на основной экспозиции, подготовка и проведение внутримузейных и выездных выставок); - научно-методическая работа - осуществление методической помощи педагогическим работникам в подготовке и проведении образовательных мероприятий (подбор музейных предметов, разработка сценариев и т.д.); - научно- исследовательская работа по изучению музейных предметов и коллекций, находящихся в музеях, архивах. - просветительная работа среди обучающихся и иных граждан (или физических лиц); - культурно-массовая работа, информационная и иная деятельность. |
Вывод: Изучив нормативно-правовые документы, регулирующие музейную деятельность, мы убедились, что можем заниматься данной проблемой.
Работа группы социологов
Цель: проведение социологических исследований среди различных групп населения.
Изучая общественное мнение, социологи разработали анкету и провели анкетирование среди ребят нашей школы, бывших выпускников, педагогов и родителей учащихся. Ими было опрошено 50 человек. Большинство из них (80%) поддержали инициативу создания в школьном музее экспозиции, посвященной истории школы, ее бывшим учителям, выпускникам.
Анкета по исследованию проблемы создания отдела в музейной комнате, посвященного истории школы Цель: изучение мнения общественности по проблеме создания музейной экспозиции, посвященной истории школы. Дата проведения: 1-2 ноября 2022 года Уважаемый участник анкетирования! Наша творческая группа работает над темой «Музей в стареньком портфеле». Нас очень интересует Ваше мнение по следующим вопросам: ФИО.____________________________________ Хотелось ли бы Вам видеть в нашей школьном музее комнате отдел, посвященный истории школы? Можете ли Вы назвать год основания нашей школы? ________ Готовы ли вы помочь в поиске музейных экспонатов? Укажите, в чем будет выражаться Ваша конкретная помощь: документы; материалы по истории образования; бытовые предметы; другое _________________. Спасибо за сотрудничество! |
Год основания школы 1886 верно называют 80% учащихся, 100 % учителей, 47% родителей, 37 % местного сообщества. В среднем это составляет 70 % опрошенных.
На вопрос анкеты «Какие темы экскурсий вам интересны?» - самым популярным ответом был: «О школьных принадлежностях советского времени».
Выводы:
1. Изучение общественного мнения показало, что большинство опрошенных –«за» создание экспозиции, посвященной истории школы.
2. 60% опрошенных хотели бы посетить экскурсии, посвященные школьным принадлежностям советского периода.
2. Многие из принявших участие в анкетировании готовы оказать посильную помощь в создании экспозиции, сборе экспонатов для «Старенького школьного портфеля».
Понимание и поддержка в нашей работе со стороны родителей и выпускников нашей школы обрадовали нас.
Работа группы аналитиков
Цель: найти информацию по данной проблеме в СМИ (газеты, журналы, Интернет), познакомиться с опытом решения подобной проблемы.
Группой аналитиков были изучены статьи по вопросам организации школьных музеев, использования ими инновационных технологий, опубликованные в следующих средствах массовой информации.
СМИ по вопросам школьных музеев
№ п/п | СМИ | Статья | Полученная информация |
1 | www. culture.ru | Выставка советских школьных принадлежностей «В школьном портфеле» | |
2 | «Учительская газета», №9 от 01.03.2022 | «Музей в чемодане» | Педагог- библиотекарь школы №1368 г. Москвы создала интерактивную композицию в чемодане. Каска, армейский котелок, кисет, фляга, пехотная лопата советского солдата… Эти семейные реликвии приносили и педагоги, и родители учеников. Музейные предметы помогают школьникам развить общую эрудицию и функциональную грамотность. «Музей в чемодане» приносят на уроки в классы. становятся не просто слушателями, а участниками образовательного процесса. |
3 | «Брянская Учительская газета», № от 23.05.2022 | «Музей в чемодане» создали воспитатели детского сада «Аистенок» | |
4 | «Жирятинский край», № от 23.09.2022 | «В Жирятинской школе состоялось торжественное открытие школьного музея» | |
Вывод:
По данной проблеме мы нашли большое количество информации в СМИ (газеты, журналы, Интернет). И узнали, что во многих школах нашей страны, области, районе созданы музеи, посвященные истории школы, или же - отдельные экспозиции, уголки, посвященные этой теме. В последнее время идет поиск инновационных форм музейной работы, одной из которых является «Музей в чемодане». В рассмотренных СМИ познакомились с опытом решения данной проблемы.
Работа группы экспертов
Цель: обращение за информацией к людям, которые могут помочь в
решении проблемы.
Обращение к администрации школы.
Посещение Почепского Краеведческого музея с целью изучения инновационных методов музейной работы.
Изучение форм музейной работы (по видеозаписям лекций сотрудников ведущих музеев страны), предложенных РДШ.
Посещение сельской библиотеки с целью поиска книг, журналов, газет по теме проекта.
Группа экспертов определила круг экспертов – взрослых, которые могут предоставить информацию по решению проблемы проекта.
№ п/п | ФИО | Место работы, должность | Предоставляемая информация |
1 | Сахарова Г. Л. | МБОУ Воробейнская СОШ, директор | Локальные акты, норматирующие работу школьного музея |
2 | Шломин В. Е., тел. 8(48345)3-11-73, [email protected] | Почепский краеведческий музей, зав. филиалом | Инновационные формы музейной работы |
3 | Поляков А. А. | Государственный Дарвиновский музей, художник- дизайнер | 1.Концепция и дизайн- проект школьного музея 2. Оформление выставочного пространства (по видеозаписи) |
4 | Носова Н. В. | Государственный Дарвиновский музей, зав. сектором работы со школьниками | Музейная педагогика в школьном музее (по видеозаписи) |
5 | Нудель А. И. | Политехнический музей, г. Москва, главный хранитель | Как организовать свой музей? (по видеозаписи) |
6 | Зуева С. Г. | Политехнический музей, г. Москва, Руководитель отдела | Учетно- хранительская деятельность школьного музея (по видеозаписи) |
7 | Сысоева Т. С., тел. 8(4832) 66-16-17 | Государственный архив Брянской области, начальник отдела | Архивные сведения о школе |
8 | Саваренко Г.А. | Воробейнская сельская библиотека, Зав. библиотекой | Подборка книг и журналов по теме проекта |
8 | Палеева М. А. | МБОУ Воробейнская СОШ, учитель истории | О плане работы школьного музея |
Выводы:
Директор школы поддержала нашу инициативу.
Финансовое обеспечение было предложено осуществить за счет средств от продажи макулатуры.
Информация, полученная от сотрудников различных музеев, поможет в организации музейного пространства, создании экспозиции, посвященной истории школы, проведении экскурсионной работы, организации хранения экспонатов.
Архивные данные восполнят недостающие страницы истории школы.
Общий анализ полученной информации:
Проведя социологический опрос, изучив большое количество информации в СМИ, поработав с правовыми документами по данной проблеме и обратившись за информацией к людям, которые могут помочь в решении проблемы, мы узнали, что данная проблема актуальна на сегодняшний день, и выяснили, что есть люди, которые также заинтересованы в сохранении исторической памяти и могут помочь нам в реализации проекта.
ПОЛУЧИЛИ ЗНАНИЙ МНОГО –
ИНФОРМАЦИИ ДОРОГУ!
РАЗДЕЛ 3
ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ,
КОТОРУЮ ПРЕДЛАГАЕТ КОМАНДА
Основные этапы работы над проектом:
Реализация программы проекта будет осуществляться в течение 2022 -2023 учебного года в три этапа:
I этап – Подготовительный (ноябрь 2022 года);
II этап – Основной (декабрь 2022 года- февраль 2023 года);
III этап – Заключительный (Рефлексивный) (март 2023 года).
На первом этапе предусматривается выявление проблем микросоциума с использованием различных способов, выбор проблемы для социального проектирования.
На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий
Программы.
На третьем этапе предполагается анализ реализации мероприятий Программы, составление новой Программы развития.
3.2. План мероприятий по реализации проекта
1 этап
Подготовительный этап
№ п/п | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственный |
1 | Ознакомление со спецификой социального проекта «Я – гражданин России» | Ноябрь 2022 г. | Координаторы проекта |
2 | Создание команды по реализации проекта | Ноябрь 2022 г. | Координаторы проекта |
3 | Определение обязанностей и распределение внутри команды | Ноябрь 2022 г. | Координаторы проекта |
4 | Выявление проблем микросоциума | Ноябрь 2022 г. | Координаторы проекта |
5 | Выбор проблемы для социального проектирования | Ноябрь 2022 г. | Координаторы проекта |
6 | Информирование общественности о цели и задачах проекта | Ноябрь 2022 г. | Кобытева П. |
7 | Социологический опрос в классных коллективах «Что лично ты сможешь сделать в рамках проекта?» | Ноябрь 2022 г. | Саваренко О. |
8 | Разработка плана реализации проекта | Ноябрь 2022 г. | Координаторы проекта |
2 этап
Этап реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Срок выполнения | Ответственный |
1 | Сбор и обработка информации по теме проекта: Экспедиции по населенным пунктам, сбор экспонатов. Встречи с бывшими учителями, выпускниками. Запрос в Государственный архив брянской области. Сбор статей по истории школы из периодической печати, справочной и научной литературы Запросы на Интернет- сайты с целью поиска экспонатов. Изучение опыта работы музеев по данному направлению. | Декабрь 2022 г.- Январь 2023 г. | Саваренко О., Кобытева П. |
2 | Установление контакта с деловыми партнерами | Декабрь 2022г. | Присекина В. |
3 | Проведение переговоров по совместной деятельности над проектом | Декабрь 2022 г. | Присекина В. |
4 | Сбор макулатуры | Январь 2023 г. | Борисова А. |
5 | Организация сдачи макулатуры в Жирятинское РАЙПО | Февраль 2023 г. | Борисова А. |
6 | Составление сметы и приобретение необходимых расходных материалов согласно сметы и плана работы | Февраль 2023 г. | Борисова А. |
7 | Оформление экспозиции «Летопись школьных лет» | Январь 2023 г. | Кобытева П. |
8 | Оформление витрины «Школьные принадлежности СССР» | Январь 2023 г. | Саваренко О. |
9 | Проведение конкурса на лучшую эмблему «Музея в стареньком портфеле» | Декабрь 2022 г. | Кобытева П. |
10 | Разработка тематического занятия для младших школьников по теме «Школьные принадлежности в СССР» | Январь 2023 г. | Присекина В. |
11 | Разработка цикла экскурсий с учётом возрастных особенностей обучающихся | Март 2023 г. | Присекина В. |
12 | Подготовка экскурсоводов из числа учащихся | Февраль 2023 г. | Присекина В. |
13 | Проведение экскурсий для учащихся, родителей, общественности в школьном музее | Март 2023 г. | Саваренко О. |
14 | Организация тематических занятий с дошкольниками с применением технологии «Музей в стареньком портфеле» | Февраль 2023 г. | Присекина В. |
15 | Размещение информации о социальном проекте на сайте школы | Март 2023 г. | Кобытева П. |
16 | Информирование общественности о ходе реализации проекта | Март 2023 г. | Саваренко О. |
3 этап
Заключительный этап
№ п/п | Мероприятия | Срок выполнения | Ответственный |
1 | Анализ работы над проектом | Март 2023 г. | Координаторы проекта |
2 | Изучение мнения дошкольников, учащихся, родителей, общественности по результатам реализации социального проекта | Март 2023 г. | Саваренко О. |
3 | Подготовка к защите социального проекта: 1) Составление портфолио; 2) Изготовление демонстрационных стендов; 3) Подготовка устной защиты проекта. | Март 2023 г. | Кобытева П., Саваренко О. |
4 | Рефлексия для участников проекта: 1) Анализ трудностей и проблем в работе; 2) Оценка вклада микрогрупп и отдельных участников; 3) Выявление слабых сторон проекта; 4) Рассмотрение путей повышения эффективности проектирования | Март 2023 г. | Координаторы проекта |
СМЕТА РАСХОДОВ
на реализацию проекта «Музей в стареньком портфеле»
Приобретение необходимых товаров, в т.ч. | Сумма | Источники финансирования |
Бумага для принтера | 230руб. | Сбор макулатуры и ее продажа |
Ватман | 200 руб. |
Фотобумага | 300 руб. |
Цветная печать | 200 руб. |
Интернет -заказ чернильницы | 400 руб. |
Интернет- заказ октябрятских значков | 500 руб. |
Бумага BRAUBERG, цветная, 100 листов | 218 руб. |
Папка с вкладышами STAFF, синяя | 122 руб. |
ИТОГО: | 2030 руб. |
Вывод: Проект является малозатратным в финансовом отношении
для образовательного учреждения. Финансовое обеспечение мы планируем осуществить за счет получения средств от сдачи макулатуры.
РАЗДЕЛ 4
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
4.1. Направления работы по реализации проекта
Наметив этапы работы, мы приступили к реализации проекта.
Любой музей славится подлинными экспонатами. Конечно, нам тоже хотелось, чтобы в наш школьный музей попали редкие и уникальные предметы. И мы активно включились в поисково-собирательскую работу. Объявили акцию «Подарок музею». Первые экспонаты в музей передали наши педагоги – директор школы Сахарова Г.Л., учителя Сахарова Н.Н., Протченко Л. М., Бондарьков В. С., бывшие учителя школы Галкина Т. С., Высоцкий А. В., Власенко А. Г., Галкин В. В.
.
В гостях у Галкина В. В.
Во время сбора экспонатов в гостях у
Власенко А. Г.
Группа участников проекта под руководством координаторов совершила поисковые экспедиции в с. Воробейня, с. Норино, д. Буда, д. Бобыничи, с. Кульнево. В беседах со старожилами мы объясняли цель наших поисков, многие благодарили нас за то доброе дело, которым мы занимаемся. Встречали мы удивительных людей, душевных, которые когда-то давно тоже учились в нашей школе, сохранили о ней теплые воспоминания. И нам передали сохранившиеся у них экземпляры чернильниц-непроливашек, ручек со стальными перьями, учебников, портфелей, прописей и тетрадей 1970-80 годов.
На очередном заседании Совета музея мы продумали дизайн экспозиции. Из лекций сотрудников ведущих музеев страны, которые мы прослушали на сайте РДШ в рамках Всероссийского проекта «Школьный музей», мы узнали, что индивидуальным лицом музея является экспозиция.
Музейная экспозиция - это выставленные на обозрение в определённой системе музейные предметы (экспонаты). Результатом экспозиции должно стать достижение максимальной информированности в сочетании с образностью и эмоциональностью. Свою экспозицию мы решили назвать «Летопись школьных лет», разместив в ней старые парты, шкафы, напольные счеты, школьные портфели и сумки, школьную форму и другие атрибуты школьной жизни. На парты мы разложили собранные нами экспонаты: старые школьные тетради, учебники, прописи, чернильницы, перья, ручки, готовальни, пеналы.
В нашей экспозиции нашлось место также атрибутам пионерской и комсомольской школьных организаций. Здесь можно увидеть пионерский горн, барабан, пионерские и комсомольские значки, пионерский галстук, а также фотоматериалы, документы и другие экспонаты.
Одновременно мы работали в сельской библиотеке, знакомились с электронными ресурсами в Интернете, изучая необыкновенную историю школьных принадлежностей. Некоторые из этих принадлежностей оказались совершенно забытыми. Разве кто-то из ребят может сейчас сказать, что собой представляет перочистка, и зачем она была нужна?
Со статьями в газетах и журналах, где освящается история нашего села и школы, фотоматериалами по этой теме нас познакомила опытный библиотекарь Воробейнской сельской библиотеки Саваренко Г.А.
Наши ребята встречались также с жителями села, чьи школьные годы пришлись на время Великой Отечественной войны. Они поведали нам о том, как раньше готовили уроки на обрывках газет, разводили чернила из свеклы, и что представляли собой школьные завтраки. Их воспоминания бесценны.
Одной из нелегких задач проекта стала подготовка экскурсоводов. Потому что это не простая экскурсия, а интерактивное занятие, в котором необходима импровизация. Увлечь слушателей, включить их в «обучение через развлечение» – совсем непросто, да и к каждой группе ребят, учитывая их особенности, нужен свой подход. Но у нас выделилась группа активистов, которых привлекла именно эта работа. Экскурсоводы Вероника Присекина и Полина Кобытева стали почти профессионалами.
И вот самое первое занятие мы провели для ребят дошкольной группы Будлянского филиала нашей школы. Заранее договорились с заведующей филиалом Кореневой О.А. и воспитателем Царегородцевой Н.А.
Какие были учебники и тетради наших бабушек и дедушек, какими они пользовались школьными принадлежностями? Была ли у них школьная форма? Были ли у них портфели, как у нас? Какие предметы изучали ученики в прошлом? Здесь дошколята открыли для себя много нового. Узнали, что ученики сидели на скамейках за деревянными партами. Парты были с крышками, которые поднимались вверх, если нужно было встать, а также с местом для портфеля. Столы парт были соединены со скамейками, на которых сидели. Портфели не были такими красивыми, как сейчас, но отличались особой прочностью, так как зимой на них можно было прокатиться с ледяной горки. У наших бабушек и дедушек были замечательные карандаши, назывались они химическими. Если грифель языком лизнёшь – он пишет ярко, зато на языке синее пятно остаётся. Для того, чтобы не допустить грязь, в тетрадь вкладывался специальный листок. Он назывался «промокашка». С его помощью избавлялись от клякс и других помарок. А клякс трудно было избежать, так как писали ручками с перьями, которые обмакивали в чернила, находившиеся в чернильнице- непроливайке. Ребятам представилась возможность самим попробовать написать перьевой ручкой, что вызвало у них особый интерес и восторг!
Ребята поразили нас своей добротой и непосредственностью. Их позитивное настроение радовало нас. Какое уважение и внимание видели мы на лицах наших слушателей! Мы надеемся, что этот день запомнится ребятам надолго и уверены, что будем посещать их еще не раз с другими интересными экскурсиями, которые мы сейчас разрабатываем.
На таких интерактивных экскурсиях ребятам никогда не будет скучно! В этом мы убедились, проведя экскурсию, посвященную школьным принадлежностям прошлых лет, в нашем школьном музее для учащихся начальных классов Норинского и Будлянского филиалов. Учащиеся не просто слушали экскурсовода, а принимали самое активное участие в путешествии в прошлое: отгадывали загадки о школьных принадлежностях, считали на счетах, писали перьевой ручкой, учились пользоваться «ксероксом» прошлого- копировальной бумагой, узнали историю происхождения промокательной бумаги и смогли подержать ее в руках, так как никто до этого даже не слышал о ее существовании.
В ходе работы над проектом мы поняли, что на основе экспозиций и экспонатов школьного музея можно разработать много уроков и занятий для учащихся школы. Мы захотели максимально использовать свой музей в учебной и во внеурочной деятельности. А основным методом проведения экскурсий в музее будут интерактивные занятия и музейные уроки: интегрированные уроки по школьным предметам с использованием экспонатов и тематических выставок, а также активно применяя технологию «Музей в чемодане».
4.2.Информирование общественности о реализации проекта
Мы хорошо потрудились! Наш результат полностью соответствует цели. Проект завершён. Мечта сбылась! Прекрасно!..
Проблема | Результат |
Отсутствие экспозиции. посвященной истории школы | Музейная экспозиция « Летопись школьных лет» |
Учителями славится Россия!
Информация о нашем социальном проекте размещена на нашем школьном сайте: http://zhr-vrb.sch.b-edu.ru/
Информирование общественности через социальную сеть «ВКонтакте»
Ссылка: https://vk.com/wall520494548_435
4.3.Оценка эффективности проекта
Оценит эффективность работы школьного музея можно по следующим критериям:
Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьного музея.
Рост интереса учащихся к изучению истории своего учебного учреждения.
Рост числа детей, посещающих школьный музей, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ.
Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.
Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле.
4.4.Перспективы развития проекта
В наши планы входит:
1. Разработка новых тем музейных занятий на основе имеющихся экспонатов и материалов.
2. Создание других экспозиций, посвященных истории школы.
3. Экспонаты «музейного чемоданчика» могут стать основой для разработки многих интегрированных уроков.
4.5. Рефлексия работы над социальным проектом
Саваренко Ольга
«Я считаю, что социальные проекты нужны в школе, т.к. у нас появляется своя гражданская позиция. Я часто вспоминаю наши встречи с педагогами-ветеранами, ребятами-малышами, вижу улыбающиеся лица наших слушателей, таких любознательных, искренних, открытых. Я даже задумываюсь, мы ли им несем добро или они делают нас добрее».
Кобытева Полина
«Социальные проекты нужны в школе, потому что учат самостоятельно находить решения. Удивительно, но я почувствовала, что я многое умею и могу воплотить это в реальной жизни. И ещё я поняла, какую огромную радость получаешь от того, что добиваешься поставленной перед тобой цели».
Присекина Вероника
«Работая над проектом, мы углубили и расширили знания по истории своей школы и села. «Участие в данной акции внесло много нового и познавательного в нашу жизнь: совместный проект научил нас работать в команде, находить интересную и полезную
информацию в сети интернет, анализировать и выбирать главное. Работа была не простой, но интересной».
Борисова Анастасия
«Социальные проекты нужны в школе, потому что учат самостоятельности. Я рада, что приняла участие в решении проблем своей школы. Научилась проводить социологический опрос, составлять диаграммы, смету расходов.
Проделав большую работу, я узнала много интересного о школе, которая была до меня. Больше всего мне понравилась школьная форма для девочек советского периода»
***
Наш музей хороший очень-
В нем есть всё, что ты захочешь:
Карандаш, портфель, пенал-
Весь наш школьный арсенал!
Форма школьная была
Вся в коричневых тонах.
Фартук белый и банты
Также здесь увидишь ты!
Был портфель, однако, прост-
Показал тот факт опрос.
Но хорош он был зимой
Ехать с горки ледяной!
Саваренко Ольга, 9 класс
Заключение
Цивилизация нашего времени всё дальше и дальше уводит нас от минувшего столетия. Но, как и прежде, от восторга замирают и взрослые и дети, когда с восхищением рассматривают музейные экспонаты школьных принадлежностей. Все они - своеобразный памятник своей эпохи и имеют свою неповторимую историю возникновения и использования. Школьные принадлежности: перо, чернильница, тетрадь, пенал, циркуль, линейка - обязательные спутники любого ученика. Каждый день мы пользуемся этими простыми и привычными предметами, не подозревая, сколько интересных подробностей таит в себе история школьных принадлежностей.
Работая над проектом «Музей в стареньком портфеле», мы собрали школьные принадлежности советского времени, познакомились с историей их происхождения, поделились своими знаниями с младшими школьниками и дошколятами.
Данный проект поможет нам сохранить память о нашей родной школе, о школьных традициях, о важных вехах в её истории. Работа с архивными данными и музейными экспонатами, способствует развитию творческих способностей, гражданско-патриотических чувств, коммуникативных компетенций, навыков поисковой и исследовательской работы, столь необходимых в современном мире.
Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, бывшими учителями школы, знакомство с историческими фактами помогают нам узнать историю и проблемы изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в развитие образования, культуру края, частью которого является школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей – одно из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения.
Подводя итоги работы над проектом, мы сделали для себя важные выводы:
Главное: МЫ создали экспозицию, посвященную истории школы.
Для этого:
МЫ- собрали 120 экспонатов!
МЫ- овладели инновационной технологией музейной работы «Музей в чемодане»!
МЫ- овладели разными видами деятельности (работа со СМИ. проектирование, проведение социологических исследований, обработка нормативных документов)!
МЫ - научились работать в группе, брать интервью, вести социальную переписку и деловые беседы.
МЫ- провели экскурсии и тематические занятия для дошкольников!
Наш проект:
объединил школьников, учителей, родителей, жителей села в решении проблемы сохранения исторической памяти.
показал, что для решения проблемы иногда требуется лишь желание и объединение усилий для ее решения.
Наш музей – это наше богатство,
По крупицам собиралось оно.
Наше общее школьное братство
Сохранить обязалось его!
Список использованной
литературы
Закон Российской Федерации «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 № 15-ФЗ.
Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 "О деятельности музеев образовательных учреждений"
Методические рекомендации «О создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно- воспитательные функции музейными средствами» (Приложение к письму Министерства просвещения России от 08.07.2020 №06-735).
Карпова О.Б. Школьный музей: жизнь в творчестве. Методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования. - Вологда, - 2006.
Сысоева В. О., Симонина М. И. «Музей в чемодане: как заинтересовать современного школьника, Междунароодный научный журнал «Молодой ученый», №42/2021
Видеозаписи лекций сотрудников ведущих музеев: www.m.vk.com/video
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Актуальность и важность выбранной проблемы…………………….3
Раздел 2. Сбор и анализ информации по проблеме…………………………...10
Раздел 3. Программа действий, которую предлагает команда……………….24
Основные этапы работы над проектом………………………………25
План мероприятий по реализации проекта………………………….25
Раздел 4. Реализация социального проекта…………………………………….30
4.1. Направления работы по реализации проекта……………………………..31
4.2. Информирование общественности о реализации проекта……………….39
4.3. Оценка эффективности проекта……………………………………………41
4.4. Перспективы развития проекта…………………………………………….41
4.5. Рефлексия работы над социальным проектом…………………………….42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...46
Содержание………………………………………………………………………47
Приложения
ПРИЛОЖЕНИ 2
ИСТОРИЯ ВОРОБЕЙНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
(СВЕДЕНИЯ ИЗ АРХИВА)